Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
"Выращиваем мебель"

Почему АО "Рокос" выбрало необычный девиз своей производственной деятельности

История АО "Рокос" берет свое начало с середины 90-х годов. Тогда фабрика занималась производством деревянных окон, постепенно переходя на изготовление мебели и предметов интерьера из ценных пород дерева. Время шло, и приходило понимание того, что компания должна выходить на новый уровень, подразумевающий модернизацию производства и увеличение объемов производимой продукции. Сегодня АО "РОКОС" – это предприятие полного цикла, где все этапы производства – от ростка дерева до готового изделия – находятся под контролем.

5 июля 2013 года приказом министра промышленности и торговли РФ Д.В. Мантурова АО "Рокос" было включено в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. Уже в октябре того же года был подписан договор с Комитетом лесного хозяйства РСО–А на аренду 34 558 га лесных угодий на 49 лет, что позволило предприятию приступить к реализации инвестиционного проекта.

– Именно с подписанием этого документа начался новый этап в развитии предприятия, были отремонтированы цехи, построена инфраструктура предприятия, закуплено оборудование, – отметил генеральный директор АО "Рокос" Марат Цомаев. – На сегодня, наверное, стоит отметить, что предприятие еще не вышло на заданную производительность. В ближайшем будущем мы планируем добиться поставленной цели. Основной задачей, которую необходимо решить в ближайшее время, – это техперевооружение лесозаготовительного комплекса, так как существующий парк техники морально и физически устарел, и, как следствие, возникают простои оборудования и необходимость вложений в капитальные и текущие ремонты. Решение данной задачи позволит увеличить объемы производства, а также ввести новые продукты в ассортимент. Так как рынок очень волатилен и подвержен сезонности, с апреля по сентябрь стабильно наблюдается спад спроса, мы планируем запустить также производство мебельного щита. Это позволит предприятию минимизировать убытки и нивелировать падение интереса к основной продукции в летний период. Совместно с Фондом поддержки экспорта РСО–А разрабатывается проект, который включает в себя подбор оборудования, оценку эффективности, создание долгосрочного бизнес-плана и т.д. Также прорабатывается вопрос о приобретении новой лесозаготовительной техники.

Производство: итальянцам не уступаем

АО "Рокос" занимается производством обеденных групп: столов, стульев, табуреток и т.д. Основные потребители – это люди со средним уровнем дохода. Стоимость одного стула варируется от 4 до 12 тыс. рублей, столы – от 14 тыс. руб.

– У нас абсолютно вся продукция из натурального дерева, – рассказывает заместитель генерального директора по производству Казбек Ахполов. – В основном используется бук, однако, в виде исключения, можем поработать и с дубом. Как правило, это касается индивидуальных заказов.

Среднемесячная производительность предприятия до пандемии коронавируса достигала 6–8 тыс. стульев и 900–1000 столов. После пандемии не так легко бывает достигнуть привычных показателей, однако, в апреле текущего года удалось произвести и отгрузить более 10 тыс. стульев. Ввиду повышения стоимости импортной мебели мы имеем определенное конкурентное преимущество. По качеству наши столы и стулья ничем не уступают той же итальянской мебели. Говорю это не просто так, мы покупали продукцию конкурентов, изучали ее, смотрели, где допускаются недочеты с нашей стороны, и могу уверенно заявить, что они ничем не лучше продукции российских производителей, в том числе и нашего предприятия. Импортные столы и стулья точно не прослужат дольше наших.

В перспективе АО "Рокос" планирует расширить линейку мебели. Сейчас на стадии изучения находится офисное направление. Уже созданы несколько столов и стульев, размещенные на территории предприятия. По словам заместителя генерального директора, такой тестовый режим позволяет понять, какие достоинства и недостатки есть у пилотных экземпляров, и определить следующий этап работы.

– В нашем производстве используется современное импортное оборудование: автоматизированные станки с программно-числовым управлением практически на всех стадиях технологической цепочки, – добавил заместитель генерального директора по производству. – Запуском, наладкой и обучением персонала работе занимались одни из лучших итальянских специалистов. Использование такого оборудования ведет и к изменению требований к специализации наших сотрудников. На нашем предприятии всегда востребованы не только специалисты по работе с лесом и пиломатериалами, но и программисты, и электронщики.

Лесозаготовка: и рубим, и сажаем

В общей сложности на территории республики арендовано 34558 га леса в Алагирском, Дигорском и Ирафском лесничествах. Основная используемая порода – это бук, твердолиственное дерево с высоким показателем прочности и долговечности. При нормальной влажности древесины в пределах 12–15% плотность составляет примерно 720 кг/м3. Бук обладает очень красивой текстурой и окраской, особенно в разрезе, что позволяет улучшить практически любой интерьер. Максимально допустимая годовая лесосека АО "Рокос" на сегодня – 26 000 м3. С 2016 года АО "Рокос" проводит масштабную высадку саженцев в рамках программы восстановления леса, высаживаются такие породы деревьев, как дуб, бук, клен, ясень. С начала проведения работ было заготовлено 17 220 деревьев, при этом высажено более 313 000 деревьев, что является положительным фактором. По словам специалистов, за саженцами ведется постоянный уход, который в долгосрочной перспективе обязательно принесет свои плоды.

– Мы работаем по принципу рационального использования ресурсов, в частности, применяется выборочная (санитарная) вырубка, – подчеркнул начальник цеха лесозаготовки Маирбек Халлаев. – Вся работа ведется исключительно в соответствии с утвержденным законодательством и под контролем профильных министерств и ведомств, на основании утвержденного проекта освоения лесов, который был разработан в начале 2019 года. Согласно этому документу, на арендованных территориях ежегодно проводится комплекс мероприятий, направленных на сохранение экологического здоровья флоры и фауны. Мы создаем минерализованные полосы, устанавливаем беседки для отдыха граждан, строим новые противопожарные дороги, чтобы в случае возгорания пожарные службы могли оперативно доехать до участка возгорания. Все вопросы, связанные с благоустройством лесничеств, компания берет на себя. Конечно, все это было бы невозможно сделать без поддержки Министерства природных ресурсов и экологии РСО–А, которое постоянно следит за ходом выполнения технических работ. Во время отвода лесосеки (делянки) определяются и назначаются под вырубку только те деревья, которые соответствуют критериям вырубки установленными проектом. Хочу также отметить, что компания в 2019 году успешно прошла выездную комплексную проверку Министерства промышленности и торговли России на предмет соблюдения требований и условий соглашения.

Инженерно-технический отдел: сердце "Рокоса"

Инженерно-технологический отдел – это сердце предприятия, главная задача которого заключается в улучшении качества и разработке новых моделей продукции.

– Мы постоянно взаимодействуем со всеми отделами, – отмечает начальник инженерно-технического отдела Алан Гиоев. – То, что остальные предлагают в теоретическом ракурсе, мы стараемся воплотить на практике. Есть два основных направления деятельности в отделе. Инженер-технолог отвечает за разработку 3D-моделей, на основе которых создаются чертежи, управляющие программы на станки с ЧПУ, точно так же проектируется оснастка, то есть шаблонные приспособления, а технологи непосредственно сопровождают правильное, рациональное изготовление продукции. Элементарно: сколько материала понадобится на единицу изделия, какие свойства он должен иметь? Могу сказать, что есть небольшая нехватка качественных специалистов. По штату осталось две вакансии: технолог и чертежник, которые на основе 3D-моделей будут создавать проекты. В рамках сотрудничества с СКГМИ к нам приходят молодые люди. Кто-то из них остается, кто-то нет, но абсолютно все учатся чему-то новому, чему-то настоящему.

Операционная эффективность

Отдел операционной эффективности организован на АО "Рокос" буквально полгода назад. Основная его задача – полномасштабное развитие предприятия как с технической, так и с организационной точки зрения, включая внедрение "бережливого производства". Помимо собственных предложений по улучшению деятельности предприятия, активно внедряются и инициативные предложения по улучшению процессов каждого сотрудника компании. Такие инициативные предложения проходят три ступени анализа и вознаграждения, после каждой из которых работник получает денежную премию. По итогам года высчитываются эффективность идеи для предприятия и экономия средств, полученная от ее реализации. В результате совокупности этих факторов работнику выдается дополнительная премия в соответствии с эффектом от инициативы. На данный момент на рассмотрение вынесено уже около 40 инициативных предложений. Предполагаемая сумма экономии производства составит 6–6,5 млн рублей.

– Это не так легко, как может показаться на первый взгляд, – подчеркнул начальник Управления операционной эффективности и контроля качества Арсен Марзакулов. – Нужно некоторое время, чтобы данная система набрала необходимый темп и снискала доверие у сотрудников предприятия. Только тогда мы сможем говорить о каких-то объективных результатах. Это идея взаимодействия руководства компании и сотрудников – один из важнейших элементов системы менеджмента под названием "Бережливое производство", которое внедряется на предприятии. Помимо системы предложений, в нем гармонично существует еще много интересных, а главное эффективных инструментов, которые мы методично внедряем в производственные процессы. В идеале хотелось бы достигать быстрых и крупных результатов, но, так или иначе, с каждым разом мы все эффективнее и эффективнее снижаем наши межоперационные затраты и совершенствуем процессы. Эта работа нескончаема и циклически повторяется.

Отдел кадров: ждем молодежь!

При поступлении на работу в АО "Рокос" самое важное – это способность обучаться. На предприятии трудятся деревообработчики старой закалки. Их опыт помогает новичкам быстро и без усилий влиться в коллектив.

Однако, как отмечает начальник отдела кадров Лидия Карацева, смена поколений необходима и естественна: "Очень мало молодежи на предприятии. Наши вузы и ссузы перестали выпускать деревообработчиков. Старшие становятся наставниками для тех младших, которые время от времени появляются, и обучают их всем тонкостям своего мастерства. В настоящее время в цехах работают 240 человек, но в период активного потока заказов на площадях может находиться до 350 работников. Практически все рабочие места занимают жители нашей республики. Те из них, кто проживает в Алагирском районе, каждое утро доставляются на производство транспортом компании. Соответственно, после окончания рабочего дня их так же доставляют домой. Думаю, это значительное преимущество. Средняя заработная плата в 2020 году достигла цифры в 30 тыс. руб. Прием и оформление работников ведутся в соответствии с действующим законодательством, что дает возможность пользоваться льготами, гарантиями и компенсациями, в том числе: бесплатным питанием и проездом к месту работы и обратно, выплатами от организации на рождение детей и на погребение близких родственников. Вышеуказанные льготы и компенсации гарантированы подписанным в начале 2021 года коллективным договором", – отметила начальник отдела кадров.

Бухгалтерия: счета в рублях по курсу евро

В 2020 году предприятие сработало с отрицательным результатом. Пандемия, режим самоизоляции, сокращение персонала – все это не могло не сказаться на финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Объем производства продукции упал, наступил период общего спада в экономике страны и отрасли. Выручка по сравнению с 2019 годом снизилась на 56 млн 166 тыс. руб.

– К сожалению, никакой поддержки в виде субсидий от государства не было, – отмечает старший бухгалтер АО "Рокос" Алена Беджисова. – Не было и никаких послаблений в уплате налогов. Много об этом говорилось в СМИ, но наше предприятие не подпало под действующие на тот момент программы поддержки. Однако свои обязательства компания исполняла своевременно. Также регулярно оплачивались коммунальные платежи. За газ и электроэнергию в 2020 г. мы оплатили 21 млн руб., а за 1 кв. 2021 г. – 6 млн 470 тыс.руб. В два раза выросла арендная плата лесных участков: за 2021 год необходимо оплатить 8 948,00 тыс. руб., в то время как в 2020 году арендная плата составила 4 357 тыс. руб. Отчисления в фонд оплаты труда за первый квартал текущего года – 19 млн 782 тыс. рублей. Могу сказать, что за прошлый год сумма уплаченных налогов составила 30 млн руб., а за первый квартал 2021 г. – 15 млн руб. Важно понимать, что сумма материальных затрат на производство регулярно растет. Большинство наших поставщиков выставляют счета в рублях по курсу евро. В связи с ростом курса валюты, а также с ростом цен на внешних рынках, идет постоянный рост цен на материалы, используемые в производстве. Затраты выросли примерно на 93 % по сравнению с докоронавирусным периодом. Тем не менее мы продолжаем справляться с ситуацией и рассчитываем на ее исправление к лучшему.

Отдел продаж: осваиваем рынок Европы

Отдел продаж отвечает за реализацию продуктов производства: столы, стулья, полуфабрикаты в виде черновой мебельной заготовки и каркасы. В прошлом году общая выручка АО "Рокос" составила 196 млн руб., из них 10% приходится на экспорт. Экспортируются товары в основном в страны ближнего зарубежья: Белоруссия, Армения, Азербайджан, Казахстан и Киргизия. По России основные точки сбыта – Москва, Махачкала, Красноярск, Иркутск, Томск, Кемерово, Краснодар, Санкт-Петербург, Пермь, Тула, Самара, Крым, Новосибирск, Екатеринбург, Чита, Курск, Ростов-на-Дону, Омск, Хабаровск, Владивосток. В республике продукция АО "Рокос" представлена в ТЦ "Вертикаль" и "Марио". Однако это далеко не предел.

По словам начальника отдела продаж Алана Будаева, планируется расширение географии поставок: "Совместно с фондом поддержки экспорта осваиваем рынок Европы. Уже несколько недель ведутся переговоры с немецкими компаниями. За 2020 год мы реализовали порядка 5500 тыс. столов и 35 тыс. стульев. Цифры не космические, но неплохие, учитывая губительное влияние новой коронавирусной инфекции на экономику. Перманентная стагнация рынка распространяется и на нынешний год. Планируется запустить производство мебельного щита, и, надеюсь, выйдем на рынки США и ОАЭ".

Фото Татьяны ШЕХОДАНОВОЙ.

Комментарий к фотографии
Автор: Мария Панкратова
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика