Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Муниципальная власть и население:

необходимость внедрения и развития механизмов обратной связи

Создание механизмов взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти и территориального общественного самоуправления, привлечение населения к контролю за деятельностью органов местного самоуправления, к активному участию в решении всего комплекса вопросов развития муниципальных образований являются наиболее значимыми факторами успешного развития местного самоуправления.

Многочисленные обращения, которые продолжают поступать на имя временно исполняющего обязанности Главы Республики Северная Осетия – Алания Сергея Меняйло от жителей муниципальных образований нашей республики, обращают внимание на то, что органам местного самоуправления необходимо незамедлительно внедрять и развивать механизмы "обратной связи" с жителями.

Успешность политики, проводимой органами местного самоуправления, в значительной степени определяется степенью соучастия, заинтересованности, вовлеченности институтов гражданского общества и органов территориального общественного самоуправления в реализацию принятых решений. Органы местного самоуправления, вовлекая жителей в свою работу, получают неоспоримые преимущества. Граждане начинают понимать сложность проблем, с которыми сталкиваются органы местного самоуправления. В этой связи необходимо изучать и внедрять лучшие муниципальные практики, постоянно искать новые формы взаимодействия с жителями, приглашать их к сотрудничеству и поддерживать их активность в решении вопросов местного значения, то есть развивать механизмы "обратной связи" с жителями и привлечения граждан к осуществлению (участию в осуществлении) местного самоуправления в муниципальных образованиях.

В соответствие с положением, утвержденным в этом году Постановлением Правительства Республики Северная Осетия – Алания, за Министерством экономического развития Республики Северная Осетия – Алания была закреплена номинация Всероссийского конкурса "Лучшая муниципальная практика" под названием: "Обеспечение эффективной "обратной связи" с жителями муниципальных образований, развитие территориального общественного самоуправления и привлечение граждан к осуществлению (участию в осуществлении) местного самоуправления в иных формах". На федеральном уровне, куда субъекты Российской Федерации направляют заявки муниципальных образований-победителей региональных этапов, данная номинация закреплена за Министерством экономического развития Российской Федерации. Форма конкурсной заявки и методика оценки конкурсных заявок муниципальных образований, представляемых для участия во Всероссийском конкурсе "Лучшая муниципальная практика" по вышеуказанной номинации, утверждаются приказом Министерства экономического развития Российской Федерации и размещаются на его официальном сайте.

Администрация Главы Республики Северная Осетия – Алания и Правительства Республики Северная Осетия – Алания под руководством Ибрагима Гобеева оказывает большую организационную и методическую помощь муниципальным образованиям, которые готовят свои проекты для участия во Всероссийском конкурсе "Лучшая муниципальная практика".

Каждая заявка в соответствии с методикой проходит сложную процедуру рассмотрения, которая включает в себя сравнительный анализ количественно измеримых показателей (их более 50-ти, которые сведены в 12 агрегированных индикаторов) и экспертную оценку, в основе которых:

– оценка интенсивности и качества использования предусмотренных главой 5 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" форм непосредственного осуществления (участия в осуществлении) местного самоуправления (местный референдум и муниципальные выборы, территориальное общественное самоуправление, обращения граждан в органы местного самоуправления, сходы, собрания и конференции граждан, правотворческая активность граждан, старосты сельского населенного пункта, опрос граждан, публичные слушания, общественные обсуждения и другие формы);

– оценка охвата населения средствами массовой информации, в которых распространяется официальная информация о деятельности органов местного самоуправления и эффективности официального сайта муниципального образования в сети "Интернет".

Агрегированные индикаторы согласно методике характеризуют развитие местной демократии и гражданской активности в муниципальных образованиях по следующим направлениям:

– участие избирателей в последних муниципальных выборах депутатов представительного органа муниципального образования;

– проведение местных референдумов (учитываются количество референдумов и явка) и правотворческая активность граждан (количество правотворческих инициатив граждан на 1000 жителей). Так, под проектами муниципальных правовых актов, предложенными в порядке правотворческой инициативы населения, следует учитывать только проекты актов, которые оформлены и внесены гражданами самостоятельно в органы местного самоуправления и (или) предложены ими в ходе заседания представительного органа муниципального образования);

– развитие территориального общественного самоуправления (показатели доли территории муниципалитета, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление (далее – ТОС), доли средств местного бюджета, распределяемых с участием ТОСов либо на проекты ТОСов в России практически во всех муниципалитетах-лидерах ставка сделана на сотрудничество с жителями посредством организации территориального общественного самоуправления и ТОСы у них стали реально востребованным механизмом управления территорией и важным институтом местной демократии, который объединяет, сплачивает людей для решения проблем своего двора, улицы, поселка или города. И это не только привлечение жителей к субботникам и благоустройству, но еще и активное представительство их интересов в органах местного самоуправления, выявление насущных проблем, определение приоритетов на предстоящий бюджетный цикл, общественный контроль за местной властью и муниципальными подрядчиками. Участники ТОСов активно работают в представительных органах власти. В нашей стране в целом практика проведения открытых заседаний представительных органов (советов депутатов) и присутствия на них жителей получила широкое распространение. Сегодня в нашей республике наблюдается развитие территориального общественного самоуправления. Активнее всего это происходит в Моздокском (Моздокское городское поселение), Кировском (Эльхотовское, Комсомольское, Ставд-Дуртское и Иранское сельские поселения) и Ардонском (Ардонское городское поселение и Красногорское сельское поселение) муниципальных районах. В настоящее время практически все наши муниципальные образования прорабатывают вопрос создания уже в этом и следующем годах на своей территории ТОСов.);

– участие населения и главы муниципального образования (председателя представительного органа муниципального образования) в публичных слушаниях;

– присутствие жителей на заседаниях представительного органа муниципального образования;

– проведение встреч руководителей муниципального образования с жителями (за исключением публичных слушаний);

– уровень повседневной гражданской активности в муниципальном образовании (сходы, собрания и конференции жителей, обращения граждан в органы местного самоуправления);

– охват населения муниципального образования печатными средствами массовой информации, в которых распространяется официальная информация о деятельности органов местного самоуправления (при отражении охвата населения печатными средствами массовой информации, в которых публикуются правовые акты и иная официальная информация поселения, может учитываться тираж районных печатных периодических изданий только в части экземпляров, доставляемых в поселение, входящее в состав муниципального района);

– эффективность официального сайта (единого портала) органов местного самоуправления (число посещений и доля обращений, поступивших через сайт) в сети "Интернет" (В качестве официального сайта органов местного самоуправления поселения может быть указана страница поселения на официальном сайте (едином портале) органов местного самоуправления муниципального района при условии, что посещаемость такой страницы учитывается отдельно).

В прошлом году по номинации "Обеспечение эффективной "обратной связи" с жителями муниципальных образований, развитие территориального общественного самоуправления и привлечение граждан к осуществлению (участию в осуществлении) местного самоуправления в иных формах подготовили и представили на рассмотрение конкурсные заявки следующие пять муниципальных образований: Моздокское городское поселение, Комсомольское, Ставд-Дуртское, Эльхотовское и Хумалагское сельские поселения.

По результатам рассмотрения вышеуказанных конкурсных заявок, поступивших от пяти муниципальных образований, конкурсной комиссией было принято решение четыре конкурсные заявки, поступившие из Моздокского городского поселения (первое место в первой категории), Комсомольского сельского поселения (первое место во второй категории), Ставд-Дуртского сельского поселения (второе место во второй категории), Эльхотовского сельского поселения (третье место во второй категории), которые стали победителями регионального этапа конкурса в номинации обратной связи, направить в Москву для участия в федеральном этапе Всероссийского конкурса "Лучшая муниципальная практика"

Представленные участниками конкурса материалы и их оформление свидетельствуют о серьезном настрое и особом энтузиазме в муниципальной среде к участию в конкурсе в дальнейшем. Конкурс показал стремление муниципалитетов, которые умеют эффективно работать, заявить о себе, делиться своими уникальными наработками и успешными практиками. Моздокское городское поселение и Комсомольское сельское поселение уже второй год подряд занимают первые места в данной категории в соответствующих двух категориях.

В результате чего наше Комсомольское сельское поселение в 2020 году стало победителем (второе место) Всероссийского конкурса "Лучшая муниципальная практика" в номинации: "Обеспечение эффективной обратной связи, с жителями муниципальных образований, развитие территориального общественного самоуправления и привлечение граждан к осуществлению (участию в осуществлении) местного самоуправления в иных формах" и уже получило денежную премию из федерального бюджета в размере 15 млн рублей.

Тем не менее в ряде случае уже второй опыт выявил недостаточно внимательное отношение к подготовке конкурсных материалов и дисциплине их предоставления, что необходимо нивелировать в текущем году. В этой связи органам местного самоуправления рекомендуется уже в этом году принимать более активное участие в конкурсе; обращаться к сборникам лучших муниципальных практик по результатам конкурса, формируемым уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, интегрировать лучшие практики с систему муниципального управления до конца 2021 года и успеть подтянуть свои показатели. А также необходимо содействовать более активному освещению проведения конкурса в муниципальных средствах массовой информации.

По имеющейся информации Минэкономразвития Российской Федерации в июле 2021 года утвердит новую форму конкурсной заявки муниципального образования и новый порядок оценки заявок. В настоящее время действует аналогичный приказ Минюста Российской Федерации, однако, полномочия по утверждению конкурсных заявок по этой номинации с этого года переданы Минэкономразвития Российской Федерации.

Уже с этого года муниципальные образования в рамках участия в региональном этапе конкурса по вышеуказанной номинации должны будут свои конкурсные заявки в установленный срок представлять в Министерство экономического развития Республики Северная Осетия – Алания (официальный сайт: http://economy.alania.gov.ru).

По поручению Президента России Владимира Путина Минфин Российской Федерации обеспечил увеличение суммы на премирование победителей Всероссийского конкурса "Лучшая муниципальная практика" до 1 млрд рублей. Комиссия определяет пять победителей конкурса по соответствующим номинациям в каждой категории участников, среди которых распределяются первое – пятое места победителей. Сегодня размер денежной премии по каждой из пяти номинаций конкурса составляет:

а) в первой категории участников (городские поселения и округа): первое место – 50 млн рублей; второе место – 40 млн рублей; третье место – 30 млн рублей; четвертое место – 20 млн рублей; пятое место – 10 млн рублей;

б) во второй категории участников (сельские поселения): первое место – 20 млн рублей; второе место – 15 млн рублей; третье место – 7 млн рублей; четвертое место – 5 млн рублей; пятое место – 3 млн рублей.

Желаю всем участникам Всероссийского конкурса "Лучшая муниципальная практика" удачи и дальнейших успехов на региональном и федеральном этапах.

Геннадий РОДИОНОВ,

полномочный представитель Главы Республики Северная Осетия – Алания в Совете муниципальных образований Республики Северная Осетия – Алания.

Комментарий к фотографии
Автор: Мария Панкратова
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика