Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Эхо федеральной Конституции

Недавно в Конституцию республики было внесено несколько изменений в части взаимоотношений органов государственной и местной власти. Это сделано для приведения нашего Основного закона в соответствие с изменениями в Конституции страны. Своими мыслями о конституционной реформе делится зав. кафедрой конституционного права СКГМИ, доктор юридических наук, профессор, академик РАЮН, заслуженный юрист РФ, член президиума Совета судей РФ Александр ЦАЛИЕВ:

– Эхо конституционной реформы страны раздалось и в нашей республике. Наконец-то через четверть века на конституционном уровне реализовано предложение, на котором я начал настаивать еще с середины 1990-х. Оно заключалось в том, чтобы органы государственной власти могли участвовать в формировании органов местного самоуправления, поскольку они составляют единую систему органов публичной власти. Теперь это закреплено в обновленной Конституции РФ.

Овладение властью, ее реализация, придание ей еще большей легитимности, законодательное оформление – чрезвычайно сложный творческий процесс, я бы даже сказал, искусство. Особую роль в ней играет обновленная Конституция, создающая качественно новое конституционное законотворчество. Именно с этих позиций следует подойти и нам в республике, когда речь идет об изменениях нашей Конституции.

Конституционное законотворчество, на мой взгляд, должно формироваться по следующей схеме: социальная значимость и актуальность предложения по изменению Конституции; его аргументированность и полнота обоснования; прогнозируемые социальные последствия и результаты. Такой подход в науке называют "умным регулированием".

В плане общих принципиально важных положений содержание нашей Конституции не должно сводиться к механическому переписыванию положений Конституции РФ. Необходимо, чтобы оно носило самобытный характер с учетом местной специфики, что придаст обществу дополнительную человеческую энергию для решения задач многонациональным народом Осетии. Только тогда мы сможем говорить о нашей Конституции как об обновленной и широкой правовой базе для будущего своего развития в разных сферах жизни.

Нельзя забывать, что Северная Осетия еще 14 февраля 1918 г. первой в России приняла свой Основной закон – почти за полгода до Конституции РСФСР. Я писал об этом на страницах "СО" в год 100-летия этого события, но власти республики не отреагировали на такое неординарное событие.

Однако в 2024 г. в соответствии с Указом Президента РФ отмечается 100-летие образования Северо-Осетинской АССР. Уверен, что врио Главы РСО–А С.И.

Меняйло сделает все возможное, чтобы мы достойно отметили юбилей своей государственности. На мой взгляд, в помощь ему должен быть создан специальный орган, который разрабатывал бы программы мероприятий как по данному, так и по другим значимым событиям.

Будучи членом Республиканской конституционной комиссии, мне удалось убедить А.Х. Галазова и ее членов в переименовании Северной Осетии в Республику Северная Осетия – Алания, иначе мы бы оказались на задворках аланской истории, поскольку соседние республики собирались также переименовать себя и тогда бы они первыми получили правовые аргументы для своих исторических притязаний (см. "СО", 1994 г., 5 авг.)

С учетом сказанного предлагаю внести несколько изменений в Конституцию РСО–А, часть из которых излагается в данной статье. В первую очередь в ее преамбуле необходимо закрепить положение, аналогичное ч. 2 ст. 67.1 Конституции РФ о сохранении памяти предков, "передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства".

Вера в Бога в тех или иных формах закрепляется также в конституциях многих государств. Нельзя забывать и то, что во всех священных писаниях, будь то Библия, или Коран, или другие аналогичные писания, которые специалистами рассматриваются как великие конституции, есть обращения к Богу.

В конституциях заложена не только вера в Бога, но и прочная связь поколений, поэтому одна из библейских заповедей звучит так: "Почитай отца твоего и мать твою". Не случайно в числе обязательных осетинских тостов – уважение и почитание родителей, старших.

Если говорить о реальной жизни, в частности, в Осетии, то здесь не только каждое застолье, но и поминальный стол начинают вести с обращения к Богу. Данный ритуал носит глубоко сакральный и символический характер, ибо, если нет Бога и веры в него, то, как говорят, все позволено. Это глубоко ошибочная идеология и частая мотивация социально-негативного поведения. Такая идеология ведет к разрушению личности, общества, государства, краху цивилизации.

В преамбулу Конституции необходимо включить также положение о том, что республика стремится обеспечить социальную справедливость. Справедливость, идущая из глубин тысячелетия, занимает исключительное место в алано-осетинском национальном самосознании и общественной идеологии, о чем свидетельствуют многочисленные исторические факты. Отметим, что многие конфликты, которые имели место в осетинском обществе, происходили из-за случаев, связанных с несправедливостью, и преследовали цель установления справедливости.

В этом отношении наше время – не исключение, поскольку категория справедливости – неизменная величина как в индивидуальном, так и в общественном сознании. Игнорирование этого в конечном итоге приводит к размыванию устоев такого общества, государства, их деградации и разрушению.

Социальная справедливость играет важнейшую роль в осетинской национальной идеологии, в этнополитической консолидации общества. Поэтому она должна стать основой не только нашей национальной, социальной и правовой доктрины, но, что особенно важно, государственной политики, деятельности всех органов власти, должностных лиц и граждан.

Актуальность законодательного закрепления социальной справедливости и социального государства особенно усиливается после введения известных поправок в Конституцию РФ и Послания В.В. Путина, которое можно назвать социальным. Речь идет о гарантии минимального размера оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения; осуществление индексации пенсий не реже одного раза в год; адресная социальная поддержка граждан и индексация социальных пособий и иных социальных выплат.

В целом они заметно усиливают социальный характер государства, придают ему целенаправленность в плане социальной защиты своих граждан наряду с другими уже имеющимися конституционными социальными нормами, способствуя строительству РСО–А как социального государства, установлению социальной справедливости. Таким образом, ныне все более актуализируется задача закрепления принципа социальной справедливости, социального государства в нашей Конституции.

С учетом сказанного предлагаю в гл. I предусмотреть статью следующего содержания: "1. Республика Северная Осетия – Алания строит социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, установление социальной справедливости.

2. В Республике Северная Осетия – Алания с уважением относятся к человеку труда, обеспечивают защиту его прав, охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты".

Предлагаемая статья Конституции есть правовой путь к социальной справедливости и общественному согласию. Кроме того, необходимо продолжить работу по совершенствованию 1-й главы Конституции. В ней один раз, и то вскользь, упоминается наличие правовой системы. Так, в ч. 4 ст. 14 предусматривается, что "общепризнанные принципы и нормы международного права, международные соглашения Республики Северная

Осетия – Алания являются частью правовой системы республики".

У читателя возникнут закономерные вопросы: в каком соотношении они, которые игнорируются США и Европой, находятся с другими частями нашей правовой системы? В обновленной Конституции РФ приоритет отдается национальным конституционным нормам; замыкается ли правовая система республики на указанных принципах и нормах права, или есть еще другие ее части как составные элементы общего понятия, объективно существующего целостного правового явления? Ведь под системой логически правильно понимать целое, состоящее из частей, расположенных в определенном порядке. Следовательно, и правовая система состоит из нескольких частей.

В первую очередь и в основном – это Конституция и законодательство, которые имеет республика в соответствии с ч. 2 ст. 5 Конституции РФ. На мой взгляд, в республиканскую правовую систему необходимо включить и нормативные правовые акты. Это указы главы республики, постановления, принимаемые парламентом республики, а также муниципальные нормативные правовые акты. У них меньший правовой статус, но из-за этого они не теряют свою социальную ценность, как и аналогичные акты федерального уровня.

Все они предусматриваются в ст. 14 нашей Конституции, но лишь относительно их юридической силы, техники опубликования и т.д., но не более. Мое же предложение сводится к тому, чтобы объединить их в одно целое правовое явление – правовую систему, что является обязательным элементом государственности республики. Тем более что в ст. 5 Конституции РФ республика одновременно признается государством, и это, естественно, дает право и обязывает иметь свою правовую систему, если мы претендуем на статус национально-государственного образования.

Отмечу также, что, во-первых, в специальной литературе, посвященной правовой системе, общепризнано наличие региональной правовой системы. Более того, она признается обязательным элементом конституционно-правового статуса субъекта РФ. Во-вторых, в федеративных государствах существует не только федеративная правовая система, но и региональная правовая система. Так, в США – федеральная правовая система и правовая система штатов. Аналогичные положения есть и в других федеративных государствах.

Наконец, составной частью правовой системы должны стать осетинские обычаи и традиции, которые являются неписаными нормами права и исторически возникли намного раньше норм писаного права. О социальной значимости их в настоящее время все чаще пишут, поскольку без них невозможно в полной мере урегулировать все общественные отношения. Новаторство, как правильно отмечает президент В.В. Путин, не означает отрицание положительных традиций, оно есть их продолжение.

С учетом изложенного в порядке правовой инициативы предлагаю в Конституцию включить отдельную статью с наименованием "Правовая система Республики Северная Осетия – Алания". Ее содержание сформулировать следующим образом: "1. Республика Северная Осетия – Алания имеет свою правовую систему. 2. Правовую систему Республики Северная Осетия – Алания составляют Конституция, законы, нормативные правовые акты, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные соглашения Республики Северная Осетия – Алания, договоры и соглашения РСО–А с федеральными органами государственной власти, а также субъектами РФ, обычаи – ирон агъдаутта".

Последнее положение следует конкретизировать, для чего в ст. 39 Конституции РСО–А предусмотреть часть вторую следующего содержания: "2. В Республике Северная Осетия – Алания поощряется уважение к старшему, женщине, людям разных национальностей и конфессий".

Отмечу, что почти такая же норма предусмотрена в Конституции Карачаево-Черкесской Республики.

Уверен, что высказанные предложения необходимо учесть в законотворческой работе депутатов Парламента по совершенствованию Конституции РСО–А, приведению ее в соответствие с обновленной Конституцией страны.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика