Расхожее выражение "Кадры решают все" остается актуальным и по сей день. Безусловно, материально-техническая база, использование передового опыта и новейших технологий – важные факторы для успешной организации производства, но главное – это "рабочие руки". А вот где их взять? Да еще такие, которые бы умели выполнять всю необходимую работу быстро и качественно.
Так уж сложилось, что юристы, экономисты и дизайнеры у нас на каждом шагу, хотя хороших тоже еще надо поискать, а со сварщиками, электриками, столярами – проблема. Почему? Объяснение тому есть: во времена перестройки престиж рабочих специальностей упал, все устремились получать высшее образование, нимало не задумываясь о том, что зачастую образование по факту только на бумаге, а не знания в голове. Да и нет в республике и даже в стране такого спроса на юристов и экономистов.
В последние годы тенденция изменилась: ребята после 9-го, да и 11-го класса идут в училища и техникумы, понимая, что по окончании учебного заведения у них и образование, и профессия будут в руках. Осталось только найти баланс между спросом и предложением, работодателем и выпускником и не столько в количественном измерении, сколько в качественном.
Не так давно врио Главы РСО–А Сергей Меняйло провел выездное совещание по вопросам развития деревообрабатывающего комплекса Северной Осетии на площадке мебельного предприятия "Рокос". Помимо прочих проблем на ней была озвучена следующая: нехватка квалифицированных кадров. По мнению руководителей мебельных производств, система среднего профессионального образования (СПО) практически не выпускает специалистов для этой отрасли. Сергей Меняйло предложил обучать будущих специалистов непосредственно на базе предприятий, что даст им возможность участвовать в производственном процессе фабрики или комбината, а в перспективе туда же и трудоустроиться.
Такие задачи могут решаться в разрезе практико-ориентированной, или дуальной, формы обучения, которая активно начала применяться в республике с 2017 года. Организации различных отраслей и форм собственности должны формировать свою программу развития в части планирования кадровой потребности совместно с Министерством образования и науки РСО–А. "Все наши подведомственные учреждения СПО вовлечены в дуальную форму обучения, – отметил заместитель министра образования и науки республики Алан Аликов. – Студенты получают практическое обучение на базе предприятий, с которыми заключены соответствующие договоры о сотрудничестве – на сегодня их порядка 130. Дуальной формой охвачено 15% от общего количества ребят, обучающихся в учебных заведениях среднего профтехобразования".
На первый взгляд, цифра небольшая. Но надо учитывать, что на производственную практику выходят студенты после второго курса, когда начинается формирование профессиональных компетенций. Кроме того, ввиду отсутствия крупных предприятий договоры заключаются и со средними, и с мелкими, а те могут взять лишь ограниченную группу студентов. Ну, а самое главное, и об этом говорили и замминистра минобра, и руководители предприятий и учебных заведений, ребенок должен быть мотивирован: понимать, что такое трудовая дисциплина, техника безопасности, а главное, хотеть учиться и в дальнейшем работать по специальности, если уж не на конкретном предприятии, то на родственном, либо открыть свое собственное дело. Такие есть, но не все. Тем, кто не имеет такого желания, по крайней мере, его не выказывает, приходится работать в учебных кабинетах в окружении стендов, а не на "живом" производстве.
Если вернуться к конкретной специальности "мастер столярного и мебельного производства", то данных специалистов готовили в профессиональном училище № 3. Особенным спросом специальность не пользовалась: со скрипом набирали бюджетную группу из 25 человек.
В этом году ПУ № 3 вошло в состав Владикавказского ордена Дружбы народов политехнического техникума (ВОДНПТ). В министерстве пояснили, что подобные преобразования должны дать возможность училищам с низкой материально-технической базой, с малым набором направлений, с дефицитом внебюджетных средств участвовать в грантовой поддержке со стороны федеральных органов. И не только. Слияние с мощным техникумом поднимает статус учебного заведения, выводит на совершенно новый уровень образовательный процесс, позволяет приобретать нужное оборудование, сделать ремонт, в конце концов.
Директор ВОДНПТ Давид Бирагов уверен: ему удастся переломить ситуацию и вывести ПУ№3, теперь уже ВОДНПТ, на другую качественную орбиту. И тем самым вдохнуть жизнь в не особо популярную специальность. Для этого обновляются столярные мастерские, приобретается оборудование, разрабатываются новые технологии. Весь этот процесс уже пройден по другим специальностям в самом техникуме, и теперь ребята, начиная с третьего курса, – электрики и автомеханики – уверенно трудятся на различных производствах, получая благодарности от работодателей. Создана даже бригада электриков под руководством мастеров производственного обучения техникума из 15 человек. Она оказывает безвозмездную помощь всем "братским" учреждениям СПО, причем выполняет очень серьезный и ответственный объем работ.
В столярном деле тоже цели и задачи уже поставлены. По словам Давида Бирагова, есть желание и возможности организовать мастерские по производству мебели на базе училища. "Со второго курса студенты будут выходить на практику в мастерские, – говорит директор. – Также мы намерены подписать договоры со всеми мебельными предприятиями, чтобы наши студенты, имея базовые знания, могли там оттачивать свое мастерство с учетом требований предприятия. За два года практики можно получить отличного специалиста. У нас есть такой опыт с электриками и автомеханиками".
Начальную базу ученик будет получать в училище. Условия создаются, а педагоги, профессионалы своего дела, есть. Среди них преподаватели спецдисциплин Иван Сергеевич Авдиашвили и Ким Муратович Тавасиев. Первый обучает столярному делу, второй – художественной обработке дерева. Оба убеждены: желание всегда первично. Даже если не получается, а подросток приходит и не бросает, пробует снова и снова – толк из него будет. И таких ребят много.
"Практики много не бывает, – утверждает председатель республиканского комитета по занятости населения Альбина Плаева. – Надо углубить дуальное образование. В лучшем случае на производстве должна быть кафедра или хотя бы лаборатория, где студентов готовили бы с учетом специфики предприятия и их возможного дальнейшего трудоустройства. А еще лучше, если бы работодатель отслеживал для себя потенциальных сотрудников прямо с учебной скамьи, с первого или второго курса". Если же с практикой что-то не получилось, второй вариант, предлагаемый комитетом – в рамках национального проекта "Демография" дорастить специалиста до нужных стандартов обучения на базе World Skiils. Средства на эти цели заложены в нацпроекте.
Впрочем, Альбина Плаева озвучила еще одну очень важную проблему: люди разучились работать. "Мало кто хочет трудиться с 9 утра до 6 часов вечера, – говорит Альбина Плаева. – Многие согласны только на твердый оклад, в то время как предприниматели зачастую предлагают сдельную работу. Что касается студентов, есть мнение, что работодатель предъявляет слишком жесткие условия. А почему они должны быть мягкими? У него дорогостоящее оборудование, ему нужно зарабатывать, и он не может позволить себе брак или поломку станков. Значит, надо усиливать требования к подготовке в учебном заведении".
Действительно и директора заводов, и предприниматели констатируют факт: на практику приходит 10 человек, остается один, и то в лучшем случае. Что не устраивает? Прежде всего график работы. Потом заработная плата. А разве на старте она может быть большой? Еще условия труда: все ходят сидеть в кабинетах. Вот он, этот дефицит сотрудников, так и создается.
Но свет в конце тоннеля все же есть. Во-первых, техникум сегодня – это современное учебное учреждение, стремящееся к качественному результату и выпускающее специалистов в соответствии с потребностями экономики. Пару лет назад своим участием в комиссии, устанавливающей контрольные цифры приема, комитет по занятости получил возможность "закрывать" обучение по специальностям, где имеется переизбыток кадров. Во-вторых, и родителям, и самим ребятам уже неинтересно сидеть дома с дипломом о высшем образовании в ожидании "места под солнцем". Пришло, наконец, понимание, куда надо идти, а куда не стоит. Значит, баланс между производством и обучением – не такое уж мифическое понятие. Он найден, остается только активнее работать в этом направлении.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30