Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Осетия глазами Клапрота

Кавказ – один из древнейших регионов земного шара – издавна привлекал внимание путешественников, ученых, миссионеров. Однако период его интенсивного, систематического изучения пришелся на XVII век. Именно в это время Русской академией наук с целью изучения местных земель и народов были организованы научные экспедиции. Осетия представляла собой уникальное в географическом, культурном и религиозном отношении явление. Отличные от других кавказских народностей внешность, быт, язык и религия являлись предметом интереса как русских, так и иностранных гостей, которые по возвращении домой делились впечатлениями в своих письмах, научных трудах, мемуарах.

Спустя более 200 лет современная Осетия возвращает к себе внимание "извне". И чем популярнее она становится в туристической среде, тем интереснее ее прошлое, а именно – взгляд ученых-иноземцев на уникальную культуру осетинского народа.

Одним из "первооткрывателей" Кавказа в XVII веке был Юлиус Генрих Клапрот (1783 – 1835) – русский академик, уроженец Германии, выдающийся ученый-ориенталист. В 1804 году он был приглашен Русской академией наук адъюнктом (младшая ученая степень в научных учреждениях) восточных языков и словесности.

На Кавказ ученого командировали в 1807 году для историко-филологических исследований. С этой задачей он справился превосходно: его работа "Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое в 1807–1808 годах", в которой были подробно описаны особенности культуры кавказских народностей, в том числе и осетин, получила большое признание в научной среде.

"К наиболее замечательным народам, населяющим Кавказ, принадлежат осетины, которые живут как раз в центре гор по обеим сторонам горного снежного хребта; по своему языку и чертам лица они отличаются от других народов Кавказа, хотя и схожи с ними по своим грубым нравам и склонности к грабежам", – такими словами Юлиус Клапрот начинает в своей работе главу "Об осетинах". – "Осетины называют себя "ир" или "ирон", что не имеет никакого значения на их языке; свою страну они называют "Иронзаг" или "Иронистан"…

Ногайские и другие соседние татары называют осетин "оссами" или также "таули", что означает житель гор, так как они занимают самый высокий хребет Кавказа...

Черкесы называют их "кушха"; так они обозначают самые высокие горы…

Мисджегские народы называют их "хири", что является, вероятно, искажением их собственного имени "ир".

Лезгины называют осетин "отци" или "отц", а грузины – "осси", а их страну "Осетией", откуда русские сделали "осетинцы"; иногда они произносят это как "асетинцы". Это название, однако, чуждо самой народности, и они пользуются им только в сношениях с чужеземцами".

Говоря о семейно-брачных отношениях, ученый отмечал, что многоженство наблюдалось редко и только у богатых представителей исламской веры. Брак у осетин заключали при согласии родственников обеих сторон и обязательной уплате ирада (калыма), в который входили огнестрельное оружие, сабли, скот и другие вещи. Развод был невыгодным, а потому и редким явлением. Если семья распадалась по вине мужа, то он возвращал приданое, если по вине жены, то ее родители обязаны были вернуть калым.

Большой интерес представляют сведения Клапрота о местной религии, которую ученый считал "смешением христианства и старых суеверий". Он не подвергал никакому сомнению факт, что в древние времена осетины принадлежали к "христианству греческого толка".

"Кроме старых церквей и часовен, у них есть в горах еще другие священные места, вроде пещер, скал или куч камней, расположенных в опасных местах дорог, около которых они молятся и куда приходят за получением предсказаний от стариков. Эти святые места посвящены или пророку Илье, их главному покровителю, или святому Георгию, святому Николаю и архангелу Михаилу…

Клапрот собрал большой материал об осетинских похоронных обрядах, сохранивших много архаических черт, сходных, как известно, во многом с похоронными обрядами скифов. Особое внимание привлекает описание похоронного обряда в случае смерти человека ударом молнии: "Если кто-нибудь погибает от удара молнии, осетины считают его очень счастливым, так как полагают, что св. Илья взял его к себе. Оставшиеся в живых поднимают радостный крик, поют и танцуют вокруг погибшего; все жители устремляются сюда, включаются в круг танцующих и поют. Когда буря утихает, на погибшего надевают новое платье и кладут его на том же месте и в том же положении, как он был убит; его кладут на подушку и продолжают танцы до ночи. Родственники поют, танцуют и стараются казаться такими же довольными, как на пирушке, так как огорченное лицо считается грехом перед Ильей, заслуживает наказания. Это празднество длится 8 дней, после чего убитого погребают с большой торжественностью и пиршеством; на его могиле воздвигают высокую кучу камней. Около этой кучи устанавливают одну большую палку со шкурой черного козла, а другую – с лучшими одеждами убитого".

Интересны наблюдения об общественном строе осетин, который у дигорцев и тагаурцев характеризовался довольно развитыми феодальными отношениями, тогда как в других ущельях горной Осетии наблюдались пережитки патриархально-родового быта.

Конечно же, не осталось без внимания и всем известное осетинское гостеприимство: "Осетины имеют, подобно другим народам Кавказа, очень большое уважение к законам гостеприимства (кунак)… редко случается, чтобы тот, кто пользовался у них гостеприимством, был бы обижен или ограблен. Если это имеет место, все селение собирается для суда над преступником; его почти всегда осуждают на сбрасывание со связанными руками и ногами с высокого утеса в реку...

Когда гость приходит в дом осетина, то хозяин убивает овцу, которую варит и подает целиком на стол; затем он тотчас же делает приготовления к варке пива и сам прислуживает гостю. Пока тот кушает, он сидит у двери с палкой и ничего не ест. Очень редко случается, чтобы этим старым обычаем пренебрегали.

Для защиты своего гостя и ради мести за причиненные ему обиды каждый осетин пожертвует последним и не успокоится до тех пор, пока не умертвит его убийцу".

Помимо всего прочего, крупной заслугой Юлиуса Генриха Клапрота является научное определение происхождения осетин, изложенное им в работе "Осетинский язык" и вошедшее во второй том его "Путешествия по Кавказу и Грузии". Указывая, что осетинский язык относится к индоевропейской группе языков, ученый первым высказал мнение, что осетины являются непосредственными потомками алан.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика