Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Как "усмирить" туриста

Еще раз о тайнах, легендах и проблемах Даргавского некрополя

Мои корни из Даргавса, и я после тревожных публикаций о поведении некоторых туристов в наших святых местах вынужден был поехать и посмотреть своими глазами на склепы моих предков, они здесь под номерами 3 и 4. Это было 19 сентября текущего года. Так как горное захоронение пользуется популярностью, там находились очень многие туристы из разных регионов России. Гости республики стояли на проезжей части дороги, транспорт хаотично был припаркован на территории перед некрополем и на этой дороге.

Из-за большого числа приезжих и нехватки кадров экскурсоводы не успевали обслуживать прибывавшие группы людей. А некоторые недобросовестные туристы перелезали через забор на территорию "Мертвого городка", откуда их вынужден был возвращать охранник за пределы некрополя. Вот такую я увидел нерадостную картину. Но тревожные звоночки звучат давно.

…В 1923 году в статье "Хранилище горской старины" М. Туганов писал: "Кавказские горы, подобно огромным каменным сундукам, в глубине своих ущелий сохраняют сотнями, тысячами лет остатки древнейших народов, игравших когда-то видную роль на мировой исторической арене. Различные языки, разные нравы и обычаи и разновидность культур мелких народностей до сих пор еще не могут быть исследованы в корне. Меж тем живая летопись народов, написанная на памятниках народного творчества, с каждым часом скудеет, памятники страны уничтожаются безжалостной рукой человека и времени, и наука форм общечеловеческой жизни несет бесконечную утрату".

Напомню читателям, Даргавский некрополь является историко-культурным памятником, который до сих пор поражает воображение необычной архитектурой и наполнением. Возраст скорбного места – около 700 лет. По одной из версий, изначально склепы создавались исключительно как места погребения, но когда в ХVIII веке вокруг Даргавса распространилась эпидемия холеры, их стали использовать в качестве зоны карантина. Заболевшие семьи добровольно изолировали себя в фамильных усыпальницах вместе с запасами еды и воды. Большинство так и умирало внутри, не в силах побороть смертельный недуг. Выжить удавалось совсем не многим.

История создания. Здесь необычное место. Мягкий климат, даже осенью и зимой сухо, до трехсот дней в году стоит ясная погода. Большое количество ровных пространств, что редкость для горных ущелий. Говорят, здесь особая геомагнитная зона. А каждый склеп построен в центре геомагнитной сетки, форма же построек – в виде башен со сквозными отверстиями, через которые проникает ветер, способствуя быстрому мумифицированию тел умерших. Первые захоронения в Даргавсе относятся к началу ХVII века.

Вот что поведал житель Даргавса Ахамбек Бадтиев об историко-культурном памятнике "Городок мертвых". Он категорически не согласен с утверждением некоторых ученых о его греческом или монгольском происхождении. Не согласен он и с теми, кто связывает склеповые сооружения Даргавса с эпидемией холеры, свирепствовавшей в горной Осетии в конце XVIII – начале XIX вв.

Он писал так: "Разговоры о том, что когда-то давно в этих местах вспыхнула страшная эпидемия холеры, что умирающих людей некому было хоронить и они, предчувствуя свой конец, сами заходили умирать в склепы, мягко говоря, ничем не оправданы. Спрашивается, как больные, умиравшие люди в такие короткие сроки успевали сооружать усыпальницы? Где для этого брали камень, известь, глинистый сланец? А если склепы были изготовлены заранее, то возникает вопрос: откуда они знали о приближавшейся катастрофе?"

Многочисленные неопровержимые факты говорят о том, что "Городок мертвых" был построен осетинами, проживавшими в Даргавсе. Причиной выбора места для захоронений покойников на этом скалистом бугре является малоземелье. В Даргавсе в то время числилось более 2000 дворов, в каждом из них – по несколько больших семей. Такую численность населения надо было прокормить, поэтому шла борьба за каждый клочок пригодной земли. Ее отвоевывали из-под горных обвалов и у поймы реки. До сих пор в Даргавсе еще сохранились большие кучи камней на этих участках и межах. Тронуть межу между пахотными участками было опасно, это, как правило, кончалось кровопролитием, люди становились кровниками. Сено косили на крутых горных вершинах, в опасных для жизни местах. Глубокие старики, которых я застал, рассказывали, что стоимость лошади равнялась стоимости клочка земли, на которой она стояла.

При таком положении вещей жители Даргавса не могли выделить земельный участок под общее кладбище, сколько-нибудь пригодный для пахоты или сенокоса. Поэтому определили скалистый бугорок под общее кладбище и поделили его между фамилиями в зависимости от количества дворов – от 6 до 25 квадратных метров. Копать и хоронить на отведенных участках не было возможности, мешали скальные пласты. Поэтому начали строить склепы разных форм – от одного до четырех этажей. Отверстие на каждом этаже закрывалось плитой из глинистого сланца и замазывалось глинистым раствором.

В пользу такой версии склеповых погребений выступил сосланный на Кавказ декабрист Владимир Сергеевич Толстой в очерке "Сказание о Северной Осетии", переизданном во Владикавказе в 1997г.

Он пишет: "Кладбища всех горных осетинских деревень состоят из каменных строений, обросших мхом, что служит верным признаком их древности. Эти строения на осетинском языке называются дзаппадз – или четырехугольные, или продолговатые, имея от двух саженей ширины; наружная возвышенность стен, над уровнем земли, различествует от одной до двух саженей. Вместо крыши – острый свод, покрытый плитами, сложенными уступами. В одной стене – отверстие, заложенное плитою и тщательно замазанное. Внутри этого здания – глубокая яма, над которой наставлена широкая полка, прилегающая к стене, где отверстие, и к двум боковым.

Покойника на тюфяке под одеялом и буркою через отверстие кладут на внутреннюю полку и, по мере наполнения eе, сталкивают давних покойников в подлежащую яму".

Так что разговоры о "заблаговременном приготовлении усыпальниц" и их массовом "заселении" в период эпидемии холеры, свирепствовавшей в горах Осетии в конце XVIII и первой половине XIX века, уверен, не имеют под собой никакой почвы.

Да, эпидемии в горах дореволюционной Осетии действительно бывали. Они унесли много тысяч жизней. Но археологические и этнографические исследования показали, что склепы использовались для погребения еще задолго до упомянутых эпидемий и после них.

Хоронить покойников в склепах перестали после постройки дороги через Кахтисар, позволившей переселиться многим горцам на плоскость. С тех пор каждый начал хоронить своего покойника на краю семейного участка.

О том, что в склепах Даргавса покоятся одни даргавсцы, свидетельствуют такие факты:

- старожил Баллаев Сосе умер в 1912 году. Он постоянно ухаживал за одним из склепов и охранял его от проникновения посторонних людей, искателей "счастья". Он говорил, что его отец Сой покоится в этом склепе;

- старожил Токаев Ханге умер в 1914 году. Он тоже постоянно ухаживал за одним из склепов и говорил, что его отец и мать покоятся там;

- старожил Бадтиев Бадче умер в 1915 году, он тоже указывал на один из склепов и говорил, что его отец Афако покоится в нем.

А вот еще один любопытный случай, связанный с происхождением и принадлежностью "Города мертвых".

В 1908 году из Петербурга в Даргавс приехала группа археологов во главе с профессором. Из склепов они выбрали черепа и упаковали их в ящики для отправки. Узнав об этом, жители Даргавса прибежали к археологам, отобрали у них черепа и побросали обратно в склепы, а самих ученых избили. Последние пожаловались во Владикавказе властям. Были арестованы человек шесть. Вскоре они предстали перед судом. Среди обвиняемых был один, слегка помешанный, Угалико. На вопрос мирового судьи, почему избили профессора, он ответил: "Когда в воскресенье мы приходим в церковь, то священник в своей проповеди говорит: "Придет время, Иисус Христос вернется с небес, покарает всех грешников и негодных людей; все усопшие воскреснут и выйдут". Так как же быть нашим усопшим, когда они воскреснут, как они будут жить, если профессора увезут их головы?!"

Это, говорят, и оправдало обидчиков.

Другой, не менее любопытный случай, рассказывают старожилы села, произошел в конце XIX века. Житель Даргавса Цикаев Тумуг умер, и его тело заложили в фамильный склеп, отверстие закрыли плитой из глинистого сланца, замазали раствором.

На третий день ребятишки, которые пасли ягнят, проходили мимо и вдруг услышали стоны. Сообщили об этом в селение. Оттуда прибежали люди, открыли отверстие склепа и увидели, что умерший три дня назад Тумуг сбросил крышку своего гроба и сидел в нем как ни в чем не бывало. Его унесли домой. После этого, говорят, он прожил еще семь лет.

Пользуясь суеверием людей, Тумуг рассказывал всякие "новости" из загробной жизни. Народ валил к нему валом. Каждый интересовался жизнью своих покойников. От бедняков пользы было мало, а тем, кто побогаче, он отвечал, что они позабыли своих покойников, поэтому те испытывают на том свете большую нужду. Этим людям становилось совестно и жаль своих умерших и они ничего для них больше не жалели, резали свой скот и устраивали богатые поминки. На них Тумуг всегда сидел на почетном месте…

К сожалению, туристами неоднократно совершалось надругательство над останками усопших, по фактам которых в дальнейшем следовало уголовное наказание. Во избежание повторных случаев вандализма краеведческий музей внес предложение о закрытии смотровых проемов в склепах. Сейчас, насколько мне известно, на ряде склепов установлены так называемые ставни, которые ограничивают доступ к ним.

Вот еще на что я обратил внимание при посещении даргавского некрополя. Нигде не указано, что это филиал Национального музея. Предлагаю установить здесь вывеску, подтверждающую это, так как туристы посещают даргавский некрополь, и считаю также нецелесообразным закрытие смотровых проемов в склепах.

Предлагаю сделать их из дерева и прозрачного армированного стекла. Кроме того, необходимо создать условия для посетителей (стоянка для транспорта) и вывесить правила поведения на территории данного объекта, оживить работу дома-музея, чтобы люди могли посещать его. Необходимо следить за чистотой территории (вовремя косить траву), штат комплектовать из числа местного населения, которое более заинтересовано в сохранности некрополя, так как в склепах захоронены их предки.

В связи с развитием внутреннего туризма в стране "Мертвый городок" является на сегодняшний день одним из наиболее посещаемых мест на Северном Кавказе. К сожалению, туристическая отрасль недостаточно развита внутри республики, поэтому здесь обнажились все ее недостатки. Одна из причин неоднократных актов вандализма на территории некрополя – неумение служащих музея регулировать его работу. В таком историческом месте должны работать профессионалы, знающие свое дело и способные его хорошо выполнять.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика