В преддверии Дня работника уголовного розыска, который отмечается 5 октября, корреспондент "СО" побеседовал с человеком, имя которого хорошо известно не только в нашей республике, но и за ее пределами – генерал-майор Таймураз БАТАГОВ. Пользуясь случаем, он поздравил действующих сотрудников уголовного розыска с предстоящим профессиональным праздником. Пожелал им удачи во всех делах, здоровья и терпения, ведь работа у них не из легких.
Родился наш герой в Беслане, учился в той самой первой бесланской школе. Как говорит сам генерал, можно считать, что он жил на территории школы: границы огорода его родительского дома и школьного двора соприкасались. Детство у будущей легенды уголовного розыска было для тех времен самое обычное, непростое, но такое же, как и у всех его сверстников в те послевоенные годы.
"Времена стояли тяжелые, страна только оправлялась от войны, было холодно и голодно. Семья у нас была большая: три брата, две сестры и наша мать, отца я не знал", – вспоминает Таймураз Джетагазович.
После окончания школы, когда оставалось около месяца до призыва в армию, Батагов устроился работать на Бесланский шпальный завод. За неполный месяц работы он успел натереть кровавые мозоли, подкачать мышцы, ну и деньги заработал неплохие, которые принес в дом. Вскоре его призвали в армию, служил в ГДР, в городе Дрездене. Как-то раз там произошел один случай, который, можно сказать, перевернул всю его жизнь.
"Подразделение, в котором я служил, обязали помочь прибывшим офицерам разгрузить вещи. Во время разгрузки у одного из них украли немалую сумму немецких марок. Тогда были вызваны сотрудники особого отдела. Они путем простых, но очень хитроумных трюков быстро смогли найти воришку. Им оказался мой сослуживец, его отправили обратно в Союз, дальнейшая его судьба неизвестна. После того, как увидел, как работают сыщики, я твердо решил поступать на юриста и работать в структуре МВД" – поделился Таймураз Джетагазович.
Выбирать между вузами долго не приходилось, из трех возможных выбор пал на Саратов. "Это в наши дни в каждом учебном заведении есть юридический факультет, во времена СССР такого не было", – говорит Батагов. По его воспоминаниям, учиться было нелегко, особенно тяжело давался немецкий язык, который он в школе не изучал. Как и многие студенты тех времен, Таймураз перевелся на вечернюю форму обучения и параллельно работал. Сначала в детской колонии, затем в уголовном розыске в г. Саратове.
"Попал я туда благодаря будущему министру ВД Северной Осетии генералу Геннадию Алексееву. Мы с ним как-то встретились по работе, и он меня спросил, не хочу ли я перейти в уголовный розыск. Грех было от такого предложения отказываться. Зарплата, правда, была небольшая, поэтому по ночам мы с товарищами разгружали вагоны с зерном, за ночь могли разгрузить до 15 тонн зерна, но и деньги нам платили неплохие", – рассказал о своих первых профессиональных шагах Таймураз Батагов.
Вернулся он в Осетию с определенным багажом знаний о том, как бороться с преступностью, примерно представлял, как все работает изнутри. Сначала был инспектором, а уже через несколько месяцев его назначили начальником отделения уголовного розыска Ленинского района г. Орджоникидзе.
По словам Батагова, в те времена Осетия не блистала показателями по раскрываемости преступлений. "Но когда министрами ВД были Мацокин, Комиссаров и тот же Алексеев, наша республика была в лидерах по раскрываемости не то что по России, а по всему Союзу. Эти люди – настоящие профессионалы своего дела".
"Честно говоря, я даже завидую нынешним сотрудникам уголовного розыска: благодаря хорошим условиям качество работы на голову выше, чем в мое время. Тогда у нас была одна-единственная служебная машина, ГАЗик. Порой сотрудникам розыска приходилось на улице останавливать водителей-частников и просить их подвезти до места преступления. Особенно радует тот факт, что сейчас все сотрудники органов имеют высшее образование и постоянно проходят курсы повышения квалификации. "Во времена работы самого Батагова высшее образование у сотрудника было редкостью. Встречались даже с семиклассным образованием. Сыщиком такой сотрудник может, был и отменным, но когда дело доходило до допроса подозреваемого, ввиду необразованности сотрудников часто случались эмоциональные срывы, что было недопустимым.
"Я всегда своим сотрудникам говорил, если хоть кто-то тронет пальцем подозреваемого, будет иметь дело со мной. Нет смысла применять насилие, преступник уже пойман, а заставить его говорить, можно и путем диалога", – уверен генерал.
Одно из самых резонансных дел в богатом опыте Батагова – о расстреле людей в ресторане "София" в Эльхотове. Четверо бандитов ворвались в ресторан, где отмечался день рождения руководителя Кировского отделения потребсоюза. Практически весь личный состав уголовного розыска был занят расследованием этого дела, более того, сюда прибыла бригада уголовного розыска МВД СССР. 10 ноября 1979 года, прямо на День работников милиции, поступила конкретная информация о преступниках, и незамедлительно началась операция по задержанию всех бандитов.
В профессии опера есть такое понятие, как "преступления прошлых лет". Это когда преступник был арестован за одно злодеяние, за которое его осудили и отправили в места не столь отдаленные, и там с ним продолжают работать сотрудники, вытягивая из преступника дополнительную информацию. Это намного сложнее, чем раскрывать свежее преступление по горячим следам. После закрытия "Дела четырех", с осужденными продолжали работать и в местах, где они отбывали наказание, и это сработало. Было раскрыто еще 8 убийств, бандиты, как оказалось, убивали целые семьи.
"Это было единственное преступление за мою долгую службу в органах, совершенное жителями Кабардино-Балкарии на территории Осетии", – вспоминает генерал Батагов. Преступников было четверо, поэтому дело и называлось "Дело четырех", но в ходе следствия выяснилось, что был еще и пятый человек, житель Ингушетии. После убийства одной из семей, еще до расстрела десяти человек в Эльхотово, "Банда четырех" угнала машину этой семьи, в Назрани они обменяли автомобиль на автомат.
После задержания жителя Ингушетии повели на допрос. "Я ему говорю: "Вот тебе Коран, положи на него руку и поклянись, что ты ничего не совершал. Его ответ был очень грубым. Он продолжал настаивать на своей невиновности. Я ему говорю: вот смотри, сейчас я запись нашего разговора разошлю вашим старейшинам и муллам. Если ты этого не желаешь, то рассказывай все, что знаешь. Вот так во всем и сознался", – поделился интересным случаем Таймураз Джетагазович.
Другой, наиболее запомнившийся случай в профессиональной карьере Батагова произошел в 1989 году – захват школьного автобуса, набитого детьми. Это дело, после которого Батагов стал известным, но вспоминать о нем он не любит. По словам самого генерала, все было не совсем так, как об этом потом рассказывали. Помимо него самого, там было много сотрудников уголовного розыска, которые в освобождении детей принимали не меньше участия, чем он. К примеру, Казбек Хуадонов заходил в автобус много раз, передавал детям одеяла, воду, террористам – наркотики по их требованию. Сотрудникам розыска нужно было тянуть время как можно дольше, поэтому и приходилось вступать в контакт с террористами. В этот контакт вступали и Маирбек Гатагонов, и Юрий Газюмов, и другие. "Не люблю я эту тему еще по одной причине. Два года назад мы с женой отдыхали в санатории, как вдруг она зовет меня к телевизору. То, что я увидел на экране, повергло меня в шок. Идет бывший офицер ФСБ Шереметьев, которому я передал преступников в Минводах, а рядом с ним – отбывший срок Якшиянц, главарь банды, которая захватила автобус", – с долей горечи в голосе рассказывает Батагов. Не ясно как так вышло, что офицер, который продолжил вести дело по захвату автобуса, шел под руку с главарем этой самой банды.
В прошлом году состоялась встреча тех людей, которые были в том самом автобусе, они, конечно же, пригласили и своего спасителя, Таймураза Батагова.
"Пригласили только меня, никого из моих подопечных, никого из школы. С одной стороны, мне было приятно, что обо мне помнят, но с другой стороны, обидно, что не было тех, кто не меньше меня принимал участие в операции по спасению детей", – говорит Батагов. После окончания операции многие задавали вопрос: почему автобус не брали штурмом. А как штурмовать? Когда детям передавали в автобус теплые вещи и еду, сотрудники видели, что рядом с каждым ребенком стоит канистра с бензином. Жертвы были не нужны.
Также Батагов очень гордится тем, что операция прошла без единого выстрела. Банда террористов запросила 2 миллиона долларов, оружие и самолет в Израиль. После долгих переговоров им это было предоставлено. По прилету в Израиль первое, что сделал главарь банды, – взял несколько упаковок долларов и протянул тем, кто их встречал. Якшиянц и глазом моргнуть не успел, как на него нацепили наручники и увели. Так и закончилась эта эпопея…
Таймураз Батагов поделился подробностями еще одного нашумевшего дела, которым он занимался. Была такая группа преступников в составе: Дзиов, Кокоев, Льянов и Сидаков. На их совести числилось множество разбойных нападений, но они любили пользоваться трюком профессиональных разбойников. После очередного тяжкого преступления совершали мелкие кражи, могли кур украсть или что-то подобное, это сбивало со следа оперативников. Но начальник уголовного розыска продолжал копать. Вот что из этого вышло.
Группа преступников планировала заехать на железнодорожный вокзал, взять из камеры хранения пистолеты. К тому же оказалось, что на тот момент ими уже были угнаны две машины: самосвал "ЗИЛ-130" и "Волга". В районе Осетинского театра на самосвале группа бандитов планировала совершить наезд на инкассаторскую машину, чтобы изъять все деньги, затем скрыться на "Волге". Но, к счастью, этого не случилось, их арестовали в момент нахождения на вокзале. После задержания группировки, в ходе следствия было раскрыто множество других дел этой преступной группировки на территории Фарна, Беслана, БМК и Владикавказа, некоторые из них были связаны с убийствами. "Но раскрытие всех этих преступлений – не моя заслуга, а тех, кто был на тот момент у меня в подчинении", – вспоминает Батагов. Это Келехсаев, он после меня стал начальником отдела Уголовного розыска, после него – Быковский, первым начальником Управления Уголовного розыска стал Гатагонов, прекрасный опер и товарищ по сей день, Рубаев и Хуадонов были назначены заместителями министра, Трубников, опер, который курировал дела по несовершеннолетним, стал начальником Уголовного розыска МВД России, полковник Алдатов сейчас – председатель арбитражного суда Иркутской области.
"Был как-то случай у Гатагонова, – продолжает вспоминать Таймураз Джетагазович, – он вышел на след особо опасного преступника, который совершил убийство войскового офицера в центральном парке города, в ресторане "Нар". Бандит был вооружен и знал всех оперов в лицо. Нельзя было идти на него в прямое столкновение. Что сделал Гатагонов? Он обратился в театр, где ему выдали парик, накладные усы, бороду, чтобы изменить свою внешность. Вот так благодаря смекалке и профессионализму офицера угрозыска задержали бандита без лишнего шума…"
Чем же генерал занимается на заслуженном отдыхе? Да ничем необычным. Ведет свое хозяйство, посещает различные мероприятия. Как-то его пригласили в лагерь для трудных подростков. В начале потока, когда отряды спецназа и ОМОНа показывали мастер-класс, у детей спросили, кто из них хотел бы выбрать эту профессию, руки подняли буквально пара человек. А уже в конце потока, когда детям задали тот же вопрос, руки подняли все до единого!
Вот такая необычная и насыщенная история живой легенды МВД СССР Таймураза Батагова, по примеру которого нужно растить и воспитывать подрастающее поколение.
Артур ТОТИКОВ.
На фото: Начальник розыска Ленинского РОВД младший лейтенант милиции Таймураз Батагов
в окружении коллег - Феликса Томаева, Шамиля Каллагова и Льва Багаева
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30