Единомышленницы, которых объединила не только любовь к педагогике в общем и математике в частности, но и желание внести что-то новое и позитивное в систему образования: именно так Ольга Литовская, Каринэ Кухужева и Наталья Балкарова стали командой учителей будущего. И это сейчас не столько об одноименном конкурсе, в финал которого они вышли в начале этого года, сколько о тех новаторских методиках и негаснущем энтузиазме, которые учителя из Моздока демонстрируют в своей работе. И не в далеком будущем, а уже сейчас, в настоящем.
С одной стороны, карьерный и творческий путь каждого педагога уникален. Однако с другой, почти каждый учитель встал на него исключительно из большой любви к своему делу и детям. "Я уже с 5 класса знала, что буду учителем математики – мечтала об этом еще подростком", – говорит учитель математики школы ст. Луковской Наталья Балкарова, которая начала исполнять свою мечту 13 лет назад. У ее коллеги из школы №8 г. Моздока Ольги Литовской взаимная любовь с математикой длится уже 21 год: "Еще в школе хотела стать учителем начальных классов – для нас учитель был авторитетом, уважаемым человеком. Но в старших классах пришло понимание, что хочется посвятить себя педагогике, но в конкретном направлении – а так как математику я любила всегда, выбор стал очевиден". Любовь к царице наук родом из детства привела в профессию и Каринэ Кухужеву (СОШ №8, г. Моздок). Привела и оставила в школе вот уже на 34 года – счастливых 34 года. "Математика мне давалось легко с малых лет. Мои одноклассники вспоминают, что я не просто отдавала списать тетрадь с домашними заданиями, но и старалась объяснить решения или непонятную тему. Наш класс хорошо справлялся с контрольными, так как я успевала решить два варианта за 15 минут, – раскрывает школьные секреты Каринэ. – Мой папа работал инженером, имел высшее техническое образование, родная тетя по отцовской линии – учитель математики с 50-летним стажем, имеет звания "Заслуженный работник народного образования", "Отличник народного просвещения". Мама – медицинский работник, ее тетя и дядя – учителя математики, работали завучем и директором железнодорожной школы №108 в Моздоке. Так что гены предопределили мою профессиональную деятельность. А еще у меня были прекрасные учителя: по математике Прыткова Елена Павловна, классный руководитель и преподаватель истории Ивасева Валентина Николаевна, учителя русского языка и литературы Лосева Нина Сергеевна, Антонянц Софья Хачатуровна – учитель немецкого языка, учителя химии Москалева Евгения Ивановна и Тимченко Раиса Павловна… Иных уж нет, светлая им память. Они тоже стали моими вдохновителями". Но как с улыбкой признается педагог Кухужева, она пошла по пути любви и наименьшего сопротивления: решила заниматься тем, что удавалось легче всего с детства – решать примеры и передавать свои знания другим: "Особенно в первые годы работы я удивлялась: делаю в свое удовольствие то, что мне нравится, да еще деньги за это получаю! С особым интересом занимаюсь с учениками, которым одновременно интересны математика и физика. Дополнительные занятия допоздна, занятия на каникулах, по субботам… На выходных приглашала к себе домой школьников, особенно перед муниципальным туром олимпиады. Потом подготовка к ЕГЭ: решали задания второй части из разных источников. Не все сразу получалось, приходилось самой много решать, что я и делаю до сих пор".
Каринэ Кухужева с неподдельным упоением рассказывает о своей работе. Впрочем, как и ее коллеги: после общения с этими педагогами математика перестала быть набором сложных уравнений, она стала звучать как завораживающая мелодия, в которой слышны и духовые, и басы, и партии скрипки и фортепиано. Пожалуй, именно такое отношение к своему предмету и позволяет им влюблять в математику целые поколения учеников, которые потом неоднократно выражают благодарность своим наставникам.
"Конечно, бывали моменты, когда хотелось все бросить и уйти, но не могу себя представить без детей, без общения с ними. Наверное, поэтому у меня у самой их пятеро, – смеется Ольга Литовская. – Очень ценно, когда ученики подходят и говорят: "Это мой самый любимый учитель". У меня сейчас 11-й класс, на собрании родители делились тем, что говорят дети о школе, о классе. И когда они просто в восторге от своих одноклассников, классного руководителя, понимаешь, что запомнят эти годы. И бальзам по сердцу, что и ты сыграл в этом не последнюю роль! Это мой первый выпуск и мне очень хотелось бы с ними поддерживать отношения и после окончания школы. И, разумеется, безумно приятно, когда твои ученики, поступив в вузы, приезжают в свой город и, встречая тебя на улице, говорят: "Спасибо за знания!", когда они понимают, что не зря учились и математика им пригодилась".
От любви к профессии до выгорания… один шаг или долгие годы кропотливого каждодневного труда? Оказывается, что здесь может быть все просто, как в таблице умножения "дважды два равно четыре": любовь лечится любовью. Это главный секрет, которым поделился каждый из педагогов. "В кругу школьников, понимающих коллег ощущаешь свою нужность, желание совершенствоваться самой и помогать своим ученикам находить свой путь в жизни. В этом цель не только нашей профессиональной деятельности, но и всей жизни. О нашей работе можно сказать словами героя повести "Над пропастью во ржи" Сэлинджера: "…мое дело – ловить ребятишек, играющих вечером в огромном поле во ржи, чтобы они не сорвались в пропасть", – подытоживает слова своих коллег Каринэ Кухужева. – Осознание того, что ты нужен своим ученикам, не дает состариться, спасает от выгорания. Вот уже бывшие ученики приводят в школу своих детей, и снова все повторяется: неуверенность, вопросы, сомнения, радость познания неизведанного, успехи и огорчения... И ты, опираясь на свой уже достаточно большой опыт, пытаешься поддержать, успокоить, подбодрить, вселить уверенность в свои силы, а кому-то – помочь удержаться на плаву в нашем зыбком, сложном мире. В радости и горести мы – вместе: наши ученики и их родители, друзья-коллеги, понимающая администрация. Все преодолеем, сможем. И как награда – успехи наших учеников, их победы".
А ведь на самом деле, за каждой победой – тернистая дорога, не лишенная даже поражений. Иногда у учителя в проигрыше остается семья, на которую не всегда хватает времени. Находить баланс и равновесие, черпая ресурсы в поддержке своих близких, – это сложная задача. Но на то они и учителя математики, чтобы правильно решать даже их! Причем так, чтобы в пути решения нашлось место и такому важному процессу для педагога, как профессиональное развитие и самосовершенствование. "У каждого свои критерии идеального урока, но для меня он таковой, если ребята вышли с него с горящими глазами, с желанием прийти на урок к этому учителю еще и еще. А чтобы их заинтересовать, надо в нашу эпоху гаджетов и компьютеров идти с детьми в ногу, поэтому стараемся применять на уроках различные обучающие платформы. Возможно, не хватает знаний по работе с этими программами, но мы учимся", – Ольга Литовская понимает, что педагог сегодня не может встать между учеником и прогрессом, но может и должен стать проводником школьников в этот мир новаций. А для этого, безусловно, он должен быть на шаг впереди. Этому помогают и различные конкурсы профмастерства. "С удовольствием прохожу различные курсы повышения квалификации, участвую в конкурсных отборах на образовательные программы "Сириуса", в августе приняла участие во Всероссийском съезде учителей математики в Сочи, в международном конкурсе учителей математики "Профи-2020" в г. Перми заняла 32 место среди 1955 своих коллег", – рассказала о своем опыте Каринэ Кухужева. А Наталья Балкарова добавила, что именно процесс саморазвития каждого педагога – это первый и главный залог повышения учительской профессии: "И хорошо, когда ты можешь делать это в команде! Современная практика и даже наше участие во всероссийском конкурсе "Учитель будущего" показали, что одному в поле образования воевать непросто: нужны единомышленники. Поэтому я очень люблю свою команду – Ольгу и Каринэ, с которыми волею обстоятельств мы сейчас работаем в разных школах".
Вы знаете, что удивительно – и я не могу это не отметить! – на протяжении нашего общения, обсуждая плюсы и минусы учительской профессии и работы в современных реалиях, ни один из педагогов не затронул финансовый вопрос. Думаете, он их не волнует? Отнюдь! Просто Каринэ Кухужева, Ольга Литовская и Наталья Балкарова настолько настоящие Учителя, что у них совсем другие приоритеты. Они искренне радуются за каждый успех своих учеников и делают все, чтобы таких оснований для радости было как можно больше. Они вкладывают свои силы, время, душу, обменивая их не на оценки за контрольные или высокие баллы ЕГЭ, а на ту любовь к учебе и математике, которую зажигают в сердцах учеников. И пока в системе образования и жизни наших детей есть такие неравнодушные наставники, у нас всегда будет повод сказать: "Спасибо, Учитель!"
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30