Во-первых, поздравляю Сергея Ивановича Меняйло с избранием. Восприятие факта его избрания – мягкое, доброжелательное. В таком качестве депутаты выразили народное мнение, которое в республике формировалось в течение почти пяти месяцев.
Во-вторых, какие ожидания, пожелания и требования могут быть к избранному главе республики?
На первое место я бы поставил пока еще неполную ясность о заявленной индивидуальной Программе социально-экономического развития республики. Это чрезвычайно важно, что подтвердилось и предварительными проработками включенных в нее позиций. С. Меняйло докладывал, когда мы его избрали главой республики, что в Правительстве РФ в настоящее время изучаются и рассматриваются предложенные от республики позиции программы (по девяти направлениям предложения одобрены, по двум еще изучаются).
Подчеркну, что есть достаточное понимание того, что вопрос о дополнительном финансировании индивидуальной программы немаловажный, и к этому надо быть готовыми в республике.
Мне близка постановка вновь избранным главой республики задачи об определенности экономической модели, которая необходима для дальнейшего развития РСО–А. Выбираемую экономическую модель развития придется продумывать всесторонне. У главы республики есть замыслы выделить текущие и стратегические задачи, но согласовать их через экономическую модель и мероприятия по ее реализации. В том числе речь идет о стимулировании экономического планирования и бюджетного тоже.
Избранный глава республики неоднократно высказывался, что текущие вопросы надо отделить от долгосрочного развития. Это он считает чрезвычайно важным, и мы его поддерживаем. Его видение и подходы: "надо знать, что восстанавливать, а что развивать. Смысл в восстановлении есть или нет". И это в особенности касается промышленных объектов – площадок.
Что же касается бюджетной тематики, то по высказанным оценкам глава республики уже дал установку, чтобы при разработке проекта бюджета на 2022 год и последующие два года в бюджетном планировании "не надувать бюджет непонятными доходами". Таким образом он отстаивает реальность исполнения бюджетных показателей в условиях 67% бюджетной обеспеченности в республике доходами. Безусловно, бюджет надо выравнивать, чтобы реальности его исполнения были более достоверными, чтобы не формировались ежегодные кассовые разрывы (в этом году он ожидается в сумме 1,5–2 млрд рублей).
Мне близка и позиция Сергея Ивановича, когда он утверждает: "Планировать надо не под деньги, а деньги находить под обоснованные планы".
Новый глава республики не ограничивает свое видение социально-экономического развития узкопрофильными постановками задач. Это касается меньше здравоохранения, образования, но больше – материальных отраслей производства. Он не раз уже заявлял, что "нам не надо больших производств, но необходимы разные формы реализации проектов. Нам надо входить в совместные решения". Такие подходы к выбираемым и решаемым задачам исходят не только из соображений целесообразности, но из-за нехватки собственных средств, когда они необходимы бывают в больших объемах в целях освоения новых проектов.
Существенно важно, что новое руководство республики инструменты развития видит в привлекаемых в республику новых технологиях, в целях производства новых видов продукции. Это означает ориентацию на привлечение собственников. Тем самым, как мне видится, не отрицается и практика осмысления знаковых производственных объектов для республики.
Близка и постановка задач относительно землепользования: владения и распоряжения земельными ресурсами. Акценты делаются на том, что землевладельцев немало, но есть проблематика с обременением, затратами, доходами.
Что касается законодательной практики в республике, то ее глава республики справедливо рассматривает с позиции необходимости лучшего знания последствий законов при их принятии. Понимаем и поддерживаем его, что эффект законодательных решений в республике должен быть только высоким. В такой проблематике, безусловно, есть нюансы не только профессиональной законодательной деятельности депутатов парламента республики, но и согласования принимаемых законов с федеральными.
Привлекает внимание и заявленная кадровая политика от главы республики. В частности, серьезные акценты делаются на логике подбора кадров. Логика видится в жесткой вертикали, но под ответственность руководителя республики. Кадры власти, как считает глава республики, обязаны знать цели, задачи, суть проводимых в жизнь мероприятий и затраты, которые необходимы на их реализацию. Расчет на единомышленников, соратников, сторонников.
По моей оценке, кадровый подбор должен быть согласован с выбираемой моделью социально-экономического развития. Необходимы профессионалы, знающие дело, умеющие организовывать людей в деле, а не просто исполнители указаний "сверху"…От кадров, их инициативности, профессионализма зависят определяюще дела развития республики. Важнейший акцент делается на поиске и реализации новых возможностей.
В проблематике подбора кадров есть аспекты, которые сверхважны к учету в соответствии с теми критериями, которые были выше обозначены. Во-первых, есть соответствующие нюансы в расстановке кадров (подбор и расстановка). Во-вторых, возникают задачи единомыслия и единомышленников. Если это будет воспринято только в ракурсе: "мыслить так, как глава республики", то это приобретет одно качество, а не другое… Нередко в российской практике губернаторы требуют от своих подчиненных такой указательной исполнительности, которая, по нашей оценке, вредит делу. Единомыслие является продуктом (носителем) совместных инициатив людей во власти. Если позволительно – продуктом генерации и реализации необходимых идей, новшеств. Избранный глава республики в таком контексте отстаивает позиции инициативной деловой активности чиновников власти, и это заслуживает поддержки.
Не так легко будучи во власти становиться единомышленником по ее вертикали. Быть соратником по меньшей мере тоже означает – на которого можно положиться даже в обнуленном варианте развивающихся событий и отношений. Сторонник во власти тоже сложное явление и нередко означает – находиться рядом, разделять то, что предлагается. Во власти кадры призваны быть солидарными, но и солидарность тоже есть преодоление сложных проблем в политике, в национальном исполнении, общественном, государственном. Приходится эти слагаемые подбора и расстановки кадров учитывать в полной мере.
Вхождение новых людей во власть РСО–А закономерно. В то же время предстоит их адаптация к выдвигаемым жизнью требованиям, а это возможно, как об этом говорит новый руководитель. Члены правительства обязаны будут подтвердить соответствие их профессионализма занимаемым должностям.
Не случайно акцентируется внимание и на постановке новых задач. Это надо воспринимать по-деловому и не приспосабливаться к ситуациям, а работать с их учетом – вот так я понял мысль нового руководителя республики. Наверняка, если бы не было таких опасностей, он бы об этом не говорил. Я не думаю, что это метод наведения какого-то властного страха: сформулирован подход – как надо осознавать характер предстоящих сложностей работы во власти.
Есть призывы и выдвинуто требование о "детальной разработке программ", и это нельзя не поддержать.
В какой структурированности и в каком содержании я вижу программное развитие республики? Во-первых, промышленными объектами необходимо заняться конкретно на предмет выявления реального их состояния (экономического, финансового, технического, кадрового). Кто и как это сделает, должны определить Минэкономики РСО–А и Минпром РСО–А. Исходить надо из того, что без промышленных предприятий, без промышленной отрасли экономика РСО–А будет нестабильной, недостаточно самостоятельной и бесперспективной для решения базовых вопросов социально-экономической жизни.
Отношение к промышленным предприятиям как к "домашним хозяйствам", вот что мы зачастую имели в республике. Надеюсь на то, что пришло время осознания значимости развития промышленности как отрасли для республики в целом. Для процесса деиндустриализации нами сделано было все (такая оказалась Россия после распада Советского Союза), но наступил период понимания необходимости восстановительного процесса промышленности. Когда закрываются хорошо налаженные промышленные предприятия, то следом сводятся на нет возможности стабильного экономического развития. Однако следует понимать, что функционирующие промышленные предприятия, согласованность их деятельности с рынком, безусловно, способны укреплять финансы отраслей экономики республики. Для нашего исторического опыта, ментальности и геотерриториальных особенностей полновесность промышленного развития – не просто мобилизационный фактор, а перспектива во всех отношениях.
Считаю важным заметить, что так мы ранее не озадачивались, как сегодня, своей реальной экономикой. Меняется все вокруг, но базовые основы нашей жизни остаются еще более значимыми, и это недостаточно учитывалось. Народ республики, имея высокий потенциал образованности, квалификационной грамотности и опыта организации научно-технических структур (институты, проектные и конструкторские организации, исследовательские лаборатории, экспериментальные производства), претендует на серьезно продуманное и полновесное участие в промышленном и экономическом развитии.
Да, трансформации и распад промышленных предприятий произошли, и это факт. Однако сформировались большие опасности ухода от промышленной деятельности для РСО–А. Если мы и дальше "уйдем" только в главенствующее сельское хозяйство, то перспективы определяются совсем иначе. Прошу правильного восприятия моего видения и позиции, согласно которым ставить во главу (главным приоритетом) сельское хозяйство – нельзя для РСО–А. Во-первых, сельское хозяйство всегда оставалось малодоходной и часто дотационной отраслью. Этой отраслью надо заниматься серьезно, разносторонне и перспективно. Отрицать такое нельзя, и я об этом неоднократно говорил и писал. Разве можно согласиться с тем, что у нас "земля умирает, а мы спим"…Но земля требует колоссальных усилий, чтобы ею обеспечивать высокие и достаточные доходы для полнокровного проживания. Надо преодолевать ментальные особенности нерационального и неэффективного, однонаправленного землепользования в республике (чем дальше, тем меньше основная масса людей в Осетии приспособлены к работе на земле), надо налаживать агротехнические способы обработки земли, надо кардинально улучшить состояние промышленной переработки и хранения производимой сельхозпродукции. И в этом ключе опять же возникает проблема промышленного развития.
Наша республика не может претендовать на размещение у себя тяжелых отраслей промышленности. В этом уже нет необходимости. Однако она уверенно и в разумных пределах может вернуться к тем направлениям, которые уже были апробированы: электронная промышленность, приборостроение и перерабатывающая промышленность. В этом ключе надо пробиваться в различные общероссийские программы, использовать потенциал Фонда промышленного развития РФ.
Недавний приезд в республику министра промышленного развития РФ Д. Мантурова подсказывает определенные возможности.
Мое внимание привлекают и установки Президента РФ В. Путина, которые он высказал на совещании в Кремле еще 26.10.2015 года. В частности, он тогда подчеркнул, что меняется ситуация по размещению оборонных заказов: сделан акцент на размещении таких заказов в регионах. Считаю, что для нас такой поворот – и сегодня важный сигнал к проявлению инициативы. Безусловно, возможности республики надо оценивать с перспективой. Нам в республике, осмысливая проблематику развития, не надо создавать новые проблемы, которые затем "успешно" будем преодолевать. Нужен, как принято говорить, холодный, но точный расчет всего на перспективу. Необходимо систематизировать общий баланс интересов республики, и это, разумеется, задача системной важности. Групповые и личные интересы имеют тоже право на существование, но в пределах разумного, общего развития. Что наше, то нельзя упустить, а надо продвигать активно. Не надо пугать друг друга, когда обсуждаются принципиального характера вопросы. Те, кто берется активно за дело, не должны бояться, а следует задумываться и что-то менять в себе, делая это для общего блага, а не только личного.
Мною замечено, что убедить частных инвесторов в инвестиционных вложениях в республиканскую экономику тоже становится труднее. Инвесторы стараются все больше зарабатывать на пользователях. Это деформирует ориентиры, искажает истинные ценности экономической деятельности. Существенно, чтобы такая практика смелее, честно, правдиво и со знанием дела обсуждалась в обществе. И самое главное, чтобы делались выводы, способные менять сознание всех нас в сторону поиска принципиально значимых для республики решений. Ценности развития продвигать надо активно.
Нох ТОКАЕВ,
депутат Парламента РСО–А, доктор экономических наук, профессор.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30