Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Башни на глыбах и валунах

Во всех горных ущельях можно встретить своеобразные памятники традиционного каменного зодчества осетин, возведенные на выходах скал, обвальных глыбах и валунах. Это башни, святилища, циртдзаваны, остатки былых заграждений, укрытия от непогоды… Очень оригинально смотрятся на таких массивных глыбах и валунах, своеобразных фундаментах, созданных самой природой, эти сооружения средневековья. Они рационально использованы людьми для своих нужд и неизменно привлекают внимание посетителей и специалистов.

Башни Габисовых и Цагараевых на обвальных глыбах в с. Халгоне.

Наша республика богата памятниками истории и культуры. В горной зоне находится несколько сот историко-архитектурных памятников, основной фонд которых составляют произведения народного зодчества – боевые и жилые башни, оборонительные стены, таможенные заставы, святилища и церкви, жилые, погребальные сооружения, ныхасы, циртдзаваны памятные и погребальные, подпорные стены троп и дорог. Эти памятники горной Осетии – своеобразный архив ее истории и культуры.

Среди средневековых произведений зодчества особо выделяются составляющие колорит горных ущелий величественные башни, по которым специалисты даже выделяют "башенную культуру Кавказа". Но среди башен и других архитектурных памятников есть группа сооруженных на обвальных глыбах и валунах. Вот с этими объектами наше сегодняшнее знакомство.

Самым величественным сооружением на гигантской обвальной глыбе является замок Цаллаевых в с. Ханазе Дигорского ущелья. Эта сборная постройка состоит из трех (четырех), созданных в разное время. Она своими контурами повторяет глыбу, на которой возведена.

На обвальных глыбах и валунах – скальных монолитах-постаментах – сооружались также святилища. Так, Дагомы заронд Уастырджи построено вблизи ныхаса Мадизана на одной из глыб древнего обвала, каких много в Дагоме. Это колоритное селение разбросано среди глыб. Тут и одна из башен также сооружена на обвальной глыбе.

На огромном валуне южнее с. Джимары сооружено святилище Урс-дзуар (Аларды), а на скале – постройка Тхост-Уастырджи (Тменов, 1984). Святилища Ангела в с. Цамаде и Мыкалгабырта в с. Зинцаре также расположились на обвальных породах. Они ценны как сакральные памятники и привлекают своим необычным обликом.

Интересно, что и сами глыбы и валуны (а некоторые треснутые и с доступными расщелинами) издавна служили святилищами. Как пример назовем гранитные глыбы с расселинами в Дигории – в селении Хонсар (в квартале Айларовых) и в окрестностях Ногкау.

В Дигории, у дороги, ведущей к селу Задалеск со стороны села Мацута, отмечены два цирта, сложенных из разноразмерных камней на известковом растворе. Они возведены на скальных выходах горного склона. Циртзаван на каменной глыбе – обитель Нафа – божества, приносящего благополучие жителям с. Задалеска. На западной окраине этого села на огромной обвальной глыбе известняка в виде башенки сооружено святилище "Святой Марии Задалесской" (Сабеев, 2014, с. 266). Циртдзаваны, выложенные из камней на глыбе известняка, можно увидеть на Лезгорско-Донифарсском некрополе.

Рассмотрим некоторые из сооружений, созданных на глыбах и валунах и выходах скал по ущельям. В Геналдонском, в селе Нижний Тменикау, для башни Бугуловых в качестве фундамента использован выход скальной породы. Такое же решение было принято строителями средневековья при возведении башни Дзуцевых, расположенной на правом берегу реки Геналдон (Тменов, 1984, с. 26–27).

В селе Джимара Гизельдонского ущелья фундаментом башни Каллаговых служит выход скалы, возвышающийся над поверхностью земли на 3,2 м. В качестве фундамента башни Варзиевых использован скальный выход породы. В северном углу башни Дзодзиевых в качестве основания также использован скальный выход.

В Куртатинском ущелье одна из трех уцелевших башен в селе Нижний Кора сооружена на глыбе, а по сведениям В.Х. Тменова – на скальном выступе. Башня Дзодзиковых в с. Даллагкау, на левобережье реки Фиагдон, была построена на скальном выходе породы. Башня Тезиевых, расположенная в 40 метрах южнее предыдущей, возведена на скальном основании. Сохранились остатки башни, частично сооруженной на глыбе известняка в селении Кадат. В селении Цмити также есть расположенные на огромных камнях боевая башня и жилая постройка.

Из объектов на глыбах отметим башни Хестановых в селе Донисар (отрадно, что ныне она реставрируется), Себетовых в селе Дагом над обрывом к реке, на глыбе в селе Старый Урсдон, Готцаевых в селе Инджинта, Тамаевых в квартале Тамаевых села Верхний Мизур, остатки башни в селе Хаздон (Цаллагтыкау) – на левом борту Унальской котловины, напротив села Унал.

Выделим также башню Сохиевых в селе Верхний Мизур (считается, что это остатки башни первопоселенца Мизура). Сильное землетрясение в 1922 г. разрушило многие дома сельчан. Не пощадило оно и башню Сохиевых, построенную на самом высоком месте селения.

В Дигории башня Бузаровых (Хаевых) в селе Лезгор сооружена на скальной глыбе, в селе Кумбулта вместо остатков старой башни возведена новая. Оригинально по своему расположению (на древней ледниковой морене с обилием огромных гранитных глыб, принесенных древним ледником) и архитектуре село Моска в Харесидонском ущелье. Здесь развалины башни Малиевых на вершине огромной глыбы – жилище первопоселенца. И дома тут построены с использованием в кладке стен и оград больших глыб (циклопическая постройка). В одном доме одна из стен образована глыбой!

Остатки башен на огромных глыбах сохранились севернее и восточнее (ниже) села Лезгор, где глыба с постройкой была составной частью усадьбы, от которой неплохо еще сохранились периферийные стены. Одна из башен в с. Ахсау также сооружена на гранитном валуне. Потрясающий вид у башни в селе Верхний Фараскатта, возведенной на глыбе с закругленной стеной (необычной для башен!), обращенной на запад, на ущелье. Эта стена не сохранилась, и лишь по остаткам фундаментной кладки была определена ее необычная форма.

Сооружение башен на глыбах и валунах имело преимущество в том, что их высота увеличивалась за счет каменных монолитов, затруднения подступов к ним, экономии каменного материала и труда, а также для недопущения подкопов.

На крупных обвальных глыбах сооружались также жилые дома. Так, фундамент дома Костана Марзакулова в селении Верхний Фаснал сооружен на глыбе известняка. В этом же селении уцелели развалины (осталось только основание) башни Кубатиевых.

Поражает воображение грандиозный замок Босиевых (Бараковых) южнее с. Ногкау, башенный комплекс на огромном скальном выходе, обнесенный общей крепостной стеной и святилищем в стенах замка. Комплекс данных строений занимает площадку на вершине скалы. Отсюда открывается великолепный обзор местности, позволяющий наслаждаться удивительными архитектурными решениями и планировкой древних строителей. Мало подобных сооружений на Северном Кавказе (аналогом можно назвать лишь замок Вовнушки в Ингушетии).

Строения на глыбах и одиночных скалах встречаются также в других местах России и зарубежных стран. Так, в Грузии (Имеретия), на столпе Кацхи, на 40-метровом неприступном скальном монолите (останце) в период с VI–VIII веков сооружена церковь. Много лет на эту скалу невозможно было забраться. Местные жители верили, что этот столп помогает приближаться к Богу плодородия.

Или другой пример: в Трусовском ущелье, в окрестностях с. Каратикау, в 15 метрах от святилища Уастырджийы дзуар на обломке скалы неправильной формы сооружен так называемый новый дзуар. На его вершине стоит каменный крест, поставленный А. Уртаевым во славу св. Георгию Победоносцу в 1889 г. (Гутнов, 2012, с. 432).

В соседней Кабардино-Балкарии, в ауле Шканты (Верхняя Балкария), на огромном отдельном валуне высотой в 10 метров сооружена своеобразная башня-гнездо, принадлежавшая таубию (князю. – К.П.) Амирхану. Сейчас ее называют башней Амирхана.

Все отмеченные архитектурные сооружения на глыбах и валунах, а также скальных останцах представляют ценнейшие объекты историко-культурного наследия. Некоторые из них в силу почтенного возраста разрушены природными процессами (землетрясения, физическое выветривание и пр.) и нуждаются в консервации и реставрации. Они неизменно привлекают внимание своим необычным обликом, являются фортификационными, духовными памятниками и просто образцом труда многих поколений горцев, они имеют большое научно-познавательное значение. Наш гражданский и патриотический долг – сохранить их для нас и будущих поколений. Это ценное достояние материальной и духовной культуры осетин как части сокровищницы мировой цивилизации.

Комментарий к фотографии
Автор: Мария Панкратова
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика