Есть ли здесь еще те, кто по-прежнему считает, что ЕГЭ – это примитивное тестирование, и его решение требует лишь "натаскивания" учеников, а не применения полученных ими за весь курс (!) школьной программы знаний? Тогда вынуждены вас обрадовать (или разочаровать), но системная работа над совершенствованием контрольных измерительных материалов сегодня привела к тому, что рассчитанный на удачу "метод тыка" уже давно неэффективен применительно к итоговым экзаменам: от участников требуют логики, умения рассуждать и использовать на практике все то, чему они учились все эти годы в школе.
До сих пор удивительно, но факт: страх перед единым госэкзаменом все чаще исходит от взрослых. Современные школьники не то чтобы свыклись с ожидающим их форматом проверки знаний, – они просто иной формы и не знают. Тем более что в 2022 году сдавать ЕГЭ предстоит выпускникам, которые с первого класса учились по утвержденному Федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования (ФГОС). Таким образом, мы поэтапно переходим к проведению государственной итоговой аттестации выпускников, в том числе в форме ЕГЭ, на основе ФГОСа.
Ориентир на практику
В 2022 году во всех учебных предметах кроме информатики, которая была переведена в компьютерный формат в 2021 году, планируется изменение структуры КИМ. И мы должны четко понимать, что эти изменения нацелены не на заучивание формул и событий, а как раз наоборот: на то, чтобы обучающиеся по окончании школы умели применять знания того или иного предмета в жизни и на практике.
"Основными принципами экзаменационных заданий являются: акцент на самостоятельную деятельность участников ЕГЭ, сокращение возможностей "домашних заготовок"; требование к владению комплексом предметных умений, наличию опыта практической деятельности (системно-деятельностный подход во ФГОС); способность логически мыслить, – рассказала директор Республиканского центра оценки качества образования Наталья Тотоева. Вместе с ней мы обсудили, что ожидает выпускников 2022 года на экзаменах и почему не стоит бояться этих перемен. – Кроме того, это возможность применить ту гибкость ума и умение решать логические задачи, которым их обучали на протяжении всех этих лет. ЕГЭ – это применение тех знаний, которые накопились за годы обучения. Невозможно, не занимаясь 11 лет, все наверстать в одиннадцатом классе. Поэтому не совсем понятен подход "натаскать" на ЕГЭ. Другое дело, что структура всех вариантов едина, и поэтому тренировки по демоверсиям позволят лучше понять содержательную суть экзаменов".
Все участники образовательного процесса – ученики, учителя, родители – должны понимать, что окончательные изменения КИМ – не дело одного года и одного человека. Фактически основная часть заданий пока остается прежней, ежегодно будут меняться 2–3. И если речь идет о появлении, скажем, более сложного задания, то на деле оно предполагает тоже более глубокий уровень знаний и конкретный ответ, а не возможность угадывать из предложенных вариантов. Что, в свою очередь, снижает временные затраты.
Умение преломлять знания
Что же конкретно изменится в контрольных измерительных материалах по наиболее популярным у участников ЕГЭ предметам в 2022 году?
Русский язык: убрано тестовое задание, добавлены испытания на проверку связанности, логичности и убедительности текста. Появились задания на умение выполнять стилистический анализ, а задание на пунктуацию стало сложнее.
Базовая математика – изменения не так существенны: добавили задачи, проверяющие умение выполнять действия с геометрическими фигурами, строить и исследовать простейшие математические модели.
Профильная математика: сведены к минимуму задания с выбором ответов – проставлением галочки. При решении задач придется обосновать результат, сделать выводы. Появятся задания из "жизни" – о кредитах, покупках и т.д. Таким образом, экзамен по профильной математике становится более практико-ориентированным. Все задания потребуют более высокого уровня математической компетенции.
Физика: изменена структура КИМ ЕГЭ, общее количество заданий уменьшилось. В части 1 работы введены две новые линии заданий базового уровня сложности, которые имеют интегрированный характер и включают в себя элементы содержания не менее чем из трех разделов курса физики. Изменена форма заданий на множественный выбор. В части 2 увеличено количество заданий с развернутым ответом и исключены расчетные задачи повышенного уровня сложности с кратким ответом.
Химия: изменения ориентированы на повышение объективности проверки сформированности ряда важных общеучебных умений, в первую очередь таких, как анализ текста условия задания, представленного в различных формах (таблица, схема, график), комбинирование аналитической и расчетной деятельности, анализ состава веществ и прогноз возможности протекания реакций между ними, моделирование химических процессов и описание признаков их протекания и др.
Биология: включено задание, проверяющее умение прогнозировать результаты эксперимента на основе знаний из области физиологии клеток и организмов разных царств живой природы.
История и обществознание: из экзаменационных работ исключено сочинение. По истории появилось задание с развернутым ответом, предполагающее умение работать с источниками о Великой Отечественной войне. А сдающим экзамен по обществознанию во второй части работы нужно будет дать развернутый ответ по Конституции и законодательству РФ. Кроме того, при сдаче ЕГЭ по истории и обществознанию планируется сокращение продолжительности – с 235 до 180 минут.
Литература: добавлены поэзия второй половины XIX и второй половины XX, отечественная литература XXI века, включена зарубежная литература. Повышены требования к объему сочинения, теперь оно должно содержать не менее 200 слов.
Вопрос: "Можно ли сказать, что в дискуссиях об обязательном экзамене по иностранному языку поставлена точка?"
Отвечает директор Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) Оксана Решетникова:
"Совершенно верно. Обязательного ЕГЭ по иностранным языкам не будет. Во время состоявшегося совета в минпросвещения, по итогам которого решено изменить формулировку в стандарте. Введение предмета в статус обязательного к сдаче не должно быть единственным стимулятором и мотиватором его изучения. Кроме того, введение обязательного ЕГЭ по иностранным языкам поднимает проблему несправедливого отношения к родным языкам. Ведь может получиться, что ученик будет обязан сдавать экзамен по иностранному языку, которым, может, никогда и не воспользуется, а не по своему родному языку, на котором общается каждый день. Да и ситуация с преподаванием иностранных языков в школах нашей страны пока сложная, а квалифицированных специалистов, имеющих постоянную языковую практику, не хватает".
Иностранные языки: привычное эссе заменят на проектную работу, в которой задания направлены на практическое использование.
Задача изменений – не усложнить ЕГЭ, а дать возможность ученику проявить себя и свой потенциал. В образовательных ведомствах уже несколько лет борются с использованием шаблонов развернутых ответов, заучиванием "золотых" сочинений, аргументов, решений задач и прочими заготовками, за которыми не видно школьника. По таким схемам, безусловно, легче готовить к экзамену, но вряд ли эта практика будет на пользу ребенку. Например, как отмечают в Федеральном институте педагогических измерений, они стремятся, чтобы изучение истории оторвалось от программного алгоритмичного выполнения какого-то формата: "На самом деле, чтобы получить высокий балл, не нужно писать об исторической личности по заданному шаблону. Да, в критериях оценивания даны примерные ориентиры, но там подчеркнуто, что они могут быть иными". Руководитель института Оксана Решетникова дала весьма ценный совет школьникам: "Не читайте и не пытайтесь запомнить все эти "сто золотых сочинений", ведь их тоже кто-то писал по заданному алгоритму. Может, как раз вы напишете лучше".
Готовятся и ученики, и учителя
Вместе с контрольными измерительными материалами соответственно меняются и критерии оценивания по каждому предмету. Поэтому подготовку к ЕГЭ по любой из дисциплин важно начинать с ознакомления со спецификацией КИМ. Все это есть в открытом доступе на официальных ресурсах, в частности, на сайте ФИПИ. Но, разумеется, главными источниками информации для школьников обо всех этих нюансах являются учителя.
"В направлении подготовки учителей мы тесно сотрудничаем с Республиканским институтом повышения квалификации работников образования, которые проводят работу как со школьными педагогами, так и с членами предметных и конфликтных комиссий. Так, к примеру, СОРИПКРО совместно с Минобрнауки РСО–А уже провели интенсивные курсы обучения по математике, русскому, английскому языкам, химии, биологии, географии по вопросам содержания КИМ ЕГЭ. Лекторами в рамках сетевого взаимодействия выступили эксперты Московского центра качества образования, которые ознакомили слушателей с изменениями в КИМ 2022 г., а также с рациональными способами решения задач, вызывающих затруднения у учащихся, – говорит Наталья Тотоева. – В рамках курсов повышения квалификации все специалисты, занятые в подготовке и проведении ГИА, были ознакомлены с видеозаписями вебинаров ФИПИ об изменениях в КИМ ЕГЭ-2022".
В процессе подготовки к ЕГЭ важно не сбрасывать со счетов самостоятельную работу школьника. Ведь умение самому добывать знания – важная составляющая всего процесса обучения. Подкрепить базу, вникнуть, проверить себя – для этого сегодня существует несколько способов, находящихся в открытом доступе для каждого ученика. Единственное, на что стоит обратить внимание – на то, что закреплять свои результаты нужно по обновленным КИМ, не используя устаревшие пособия.
Так, по словам Натальи Тотоевой, школьникам стоит обратиться к видеоконсультациям разработчиков КИМ ЕГЭ "На все 100" и открытому банку заданий ЕГЭ на сайте ФИПИ. Полезными источниками информации станут VК-страница и Youtube-канал Рособрнадзора. Ресурсами для подготовки к ГИА являются следующие источники: официальный информационный портал ЕГЭ http://ege.edu.ru/ru/; https://myskills.ru/, подготовка к ЕГЭ https://ege.sdamgia.ru/ и к ОГЭ https://oge.sdamgia.ru/; публикации тренировочных работ в формате ОГЭ и ЕГЭ https://statgrad.org/#publications/.
Спокойствие, только спокойствие
А теперь еще раз, сделав глубокий вдох-выдох: ЕГЭ – это не страшно. Накал страстей вокруг него создают не непосредственные участники экзамена – выпускники, а многие взрослые. Спокойствие вкупе со знаниями – залог успешного прохождения итоговой аттестации.
"Действующий порядок проведения ГИА никто не отменял. Пандемия внесла свои коррективы: за два последних года принималось постановление Правительства РФ об особенностях проведения итоговой аттестации в конкретном году, действие этого документа заканчивается в декабре 2021-го. И сейчас мы возвращаемся к действующему порядку в штатном режиме. Выпускники 9-х классов, так же как и прежде, будут сдавать четыре экзамена, два из которых – обязательные, два – по выбору. Выпускникам 11-х классов предстоит в обязательном порядке сдавать математику базовую, если они не выберут в качестве предмета по выбору математику на профильном уровне. Проект расписания ЕГЭ и ОГЭ прошел общественное обсуждение и доступен для ознакомления, – поясняет директор РЦОКО. – Единственная сложность в том, что сегодняшние выпускники 11-х классов – это те школьники, которые два года назад в 9-м классе получили свои аттестаты без прохождения ОГЭ. На их глазах в особых условиях сдавали ЕГЭ и в прошлом году. На этом фоне у них снижена мотивация, но ведь процесс обучения никто не отменял, и сейчас они должны аккумулировать все свои ресурсы для успешного прохождения итоговой аттестации".
Перед выпускниками стоит еще одна немаловажная задача: определиться с направлением будущей профессии. "До 1 ноября вузы опубликовали правила приема, и выпускникам надо изучить, какие экзамены нужны им для поступления, потому что на одну и ту же специальность в разные институты могут быть нужны разные предметы для поступления. В обязательном порядке следует изучить несколько вариантов и не допустить частую ошибку – игнорирование профильной математики, – настоятельно рекомендует Наталья Тотоева. – Не стоит забывать, что некоторые вузы дают возможность выбора альтернативных предметов в качестве вступительных экзаменов, что должно логически вызывать стремление ученика сдавать несколько предметов по выбору и затем использовать лучший результат для поступления. А мы, к сожалению, в последнее время наблюдаем тенденцию снижения количества выбранных предметов. Если три года назад на каждого ученика в среднем приходилось по 4–5 предметов, включая обязательные, то сейчас – по 3. То есть в последние 2 года ученики выбирают строго 3 предмета и лишают себя альтернативы для выбора вуза".
Зато есть другая, приятная, тенденция: с каждым годом все больше и больше ребят приходят на экзамены подготовленными, в том числе и морально. Они спокойно реагируют на наблюдателей и камеры. А с легким волнением, которое вполне логично перед любыми экзаменами, довольно быстро справляются, когда получают свой вариант заданий. Для них ЕГЭ – это не новое и неизведанное, а то, к чему планомерно шли все 11 лет. И они с ним непременно справятся.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30