Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Преподавать – не только передавать знания…

"Студенты – взрослые люди, поэтому нет смысла их ругать за невыученные уроки. Если не подготовились сегодня, то, значит, график их ответов становится более гибким. Получить "двойку" и тем самым закрыть гештальт не получится. Раз уж пришел получать специальность и высшее образование, то хоть какой-то минимум знаний освоить все равно придется – не ради пресловутого "зачета", а ради самого себя", - считает заведующая кафедрой иностранных языков СКГМИ, доцент Марта Баликоева. Для нее преподавание – это всегда диалог, взаимное развитие и постоянный стимул для собственного совершенства. И это, пожалуй, один из самых рациональных подходов к работе у преподавателей вузов, которые сегодня впервые отмечают свой профессиональный праздник.

Идея, витавшая в воздухе, в этом году приобрела очертания реального документа: глава Минобрнауки России Валерий Фальков подписал приказ об установлении Дня преподавателя высшей школы. Появление в календаре профессиональных праздников этого дня именно в 2021 году, объявленном Президентом России Годом науки и технологий, имеет особый смысл, включая повышение престижа профессии преподавателя. Дату для праздника выбрали 19 ноября – день рождения основателя Московского государственного университета и первого крупного русского ученого-естествоиспытателя Михаила Ломоносова.

Заветы, оставленные Михаилом Васильевичем, сегодня сохранились, но при этом изрядно пополнились новыми постулатами. Ведь для того, чтобы заработать и сохранить авторитет у студентов, современному преподавателю мало иметь диплом и формальный статус наставника. Педагоги высшей школы должны наглядно демонстрировать профессиональный рост, и это не всегда связано с карьерными высотами. Хотя, например, у Марты Баликоевой все сошлось: успешное становление молодого преподавателя, сопровождавшееся получением второго высшего юридического образования, защитой ученой степени кандидата педагогических наук, прохождением различных заграничных стажировок и курсов повышения квалификации, результативными научными изысканиями, – все привело к тому, что в 35 лет она была избрана заведующей кафедрой.

"Основополагающее качество преподавателя – знание своего предмета. Всегда. Причем это как фундаментальные знания, на которых эта наука была построена, так и современные исследования в этой области, – рассуждает Марта Ибрагимовна о том, каким должен быть преподаватель высшей школы в нынешних реалиях. – Со студентами нужно разговаривать на одном языке не только в техническом плане. Не уставать объяснять, помогать, направлять, и при этом студент должен уметь продемонстрировать то, что в него вложили. Сейчас главная задача преподавателя – мотивировать студентов и научить их ориентироваться в постоянном потоке информации. Кажется, в ЮНЕСКО ввели понятие lifelong learning – непрерывное образование. Если раньше это казалось нереальным, то сейчас – необходимость. Учиться придется, даже работая, и надо студентов к этому готовить и научить учиться". При этом, что немаловажно при постоянной работе с молодежью, Марта Баликоева уверена, что преподаватель вуза не должен снимать с себя ответственность и за воспитательный процесс обучающихся: "Это даже происходит само собой, потому что мировоззрение преподавателя, убеждения отражаются в его манере, поведении, поступках. Как говорится – начни воспитание с себя, следи за каждым своим словом и действием. Особенно это касается ряда дисциплин, и иностранные языки в их числе".

Совмещать образовательную функцию и воспитательную, быть мудрым наставником и зажигающим искры мотиватором, быть на шаг впереди своих студентов, но при этом оставаться для них опорой – это не всегда природный дар, но умения, которым при желании можно научиться. Особенно, если у тебя были хорошие учителя. В этом отношении, по признанию преподавателя СКГМИ, у нее были лучшие примеры. "Мое студенчество запомнилось мне, прежде всего, моими преподавателями, которым можно подобрать все восторженные эпитеты, – делится воспоминаниями выпускница факультета международных отношений СОГУ. – Если я что-то и знаю, то только благодаря им – они заложили в нас прочную базу. И сейчас в своей деятельности я часто использую их методики и способы донесения сложной информации до студентов. И это до сих пор работает!"

И здесь у Марты Баликоевой между строк читается очень важная мысль: преподаватель – тот самый человек, от которого во многом зависит, какой будет студенческая жизнь ребят. Не сбрасывая со счетов роль руководства вуза и каждого факультета, желание самого студента делать свою жизнь интереснее, все же приходится констатировать, что сам увлеченный своей работой педагог, как никто, может мотивировать обучающихся к учебе, к участию в мероприятиях, как научных и образовательных, так и в культурно-развлекательных. "Студенты и без преподавателя – мощная сила, и если правильно направлять их потенциал, то будет интересно всем участникам образовательного процесса. А если ты просто пары провел, экзамены принял, то это рутина для всех, – подчеркивает Марта Ибрагимовна. – Большой плюс, если преподаватель сам общается с коллегами из других вузов, с практикующими специалистами в своей сфере, привлекает их к сотрудничеству: студентам интересно знакомиться с реальными людьми, узнавать про их опыт и путь успеха. Если сейчас вуз варится в собственном соку, минимально контактируя с внешним миром, то он абсолютно непривлекателен для студентов. И для таких контактов необязательно участие ректората: личные контакты каждого преподавателя – важный вклад".

Современное образовательное пространство очень динамичное, во многом инновационное и высокотехнологичное. И это – новый пласт знаний и навыков, и, разумеется, новые возможности. И преподаватели высшей школы просто не имеют права не пользоваться ими, развивая свой потенциал в разных направлениях. "Один из самых частых вопросов, который стоит перед преподавателями вузов, чему отдать предпочтение – научной составляющей своей работы или нарабатыванию практического опыта в своем направлении. Думаю, этот сложный выбор должен привести к принятию не менее сложного в исполнении решения: одно усиливает позиции другого, и они взаимодополняют друг друга. Безусловно, есть дисциплины, в которых в любом случае педагогу нужно расставлять приоритеты, чтобы добиться значимых результатов, – говорит Марта Баликоева. – Но тут есть такой момент: наличие ученой степени – это не просто констатация факта какого-то диплома, а показатель того, что ее обладатель, работая над диссертацией, получил новые навыки, научился мыслить системно, анализировать, а это все нужно в работе со студентами. Кроме того, научный задел просто необходим для участия в грантовых конкурсах. А они сегодня – максимально перспективное направление для развития. В наши дни преподаватели получили возможность в вузах заниматься наукой и зарабатывать на этом, реализуя интересные проекты. К тому же, научно-исследовательская деятельность педагога позволяет увлечь и студентов, которые потом остаются в науке и в вузе для дальнейшей работы".

В ее копилке сертификаты и дипломы из Стэнфорда и Турина, Ильменау и Леобена, Москвы и других городов. Опыт работы переводчиком и стаж преподавания в Институте цивилизации, СОГУ и СКГМИ. В портфолио – и организация учебной работы с иностранными студентами, и разработка и реализация курса русского языка как иностранного в билингвальной среде, и руководство проектом Erasmus+ по развитию потенциала в сфере высшего образования "Модернизация геологического образования в российских и вьетнамских университетах" под координацией Фрайбергского горного университета, и разработка курса онлайн-лекций на английском языке по аудиту нефти и газа, и много еще интересного… И, возможно, Марта Баликоева могла бы построить карьеру вне Осетии и вне системы образования. Но быть преподавателем высшей школы – это призвание, а от него так сложно отказаться. "Как найти подход к студентам? Любить их! Не соперничать с ними и не самоутверждаться за их счет. Конечно, когда у тебя большой поток на курсе, работу строить сложнее, но всегда нужно пробовать. Заводить какие-то традиции, по возможности, ориентироваться на интересы ребят и использовать эти сведения для работы. Главное – захотеть".

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика