Полковника милиции в отставке, бывшего командира ОМОНа МВД по РСО–А Сергея Герсановича МАКИЕВА, дважды награжденного в Афганистане орденом Красной Звезды, по праву называют легендарным командиром.
В семье Макиевых постоянный риск и непредсказуемость были своего рода традицией. Глава семьи – военный, а мама – врач. Разве могло быть иначе!
После окончания Орджоникидзевского высшего военного командного училища Внутренних войск МВД СССР им. С.М. Кирова Герсана Макиева направили служить в Казахстан. Так и оказалась семья в Алма-Ате. Старший сын Сергей рос физически крепким, целеустремленным мальчиком. Уже в школьные годы играл в водное поло за алма-атинское "Динамо", стал мастером спорта. Без него не представлял свою жизнь.
А вот о будущей профессии особо не задумывался. До тех пор пока однажды не посмотрел фильм, который запал мальчику глубоко в сердце. Это была немного грустная история о том, что нужно преодолевать препятствия на пути к мечте, не унывать, быть всегда честным перед самим собой. И тогда Сергей решил: когда вырастет, непременно станет пилотом гражданской авиации, как и Мимино, герой любимого фильма. Чтобы бороздить небесные просторы, чтобы захватывало дух, чтобы посмотреть другие страны… Но, наверное, авторитет отца сыграл свою решающую роль, и после окончания школы он поступил в Высшее общевойсковое командное училище г. Алма-Аты. Конкурс был огромным – 12 человек на место. Многие отсеивались, не выдерживали, но Сергею удалось пройти. И не зря: курсантские годы были очень интересными и запоминающимися.
После окончания Макиева планировали оставить в училище курсовым офицером, потом направить в Германию. Но Сергей написал рапорт, чтобы его отправили в Афганистан. После вручения диплома пришел домой в лейтенантской форме и сказал отцу, что едет в Ташкент. Тот сразу все понял и попросил ничего не говорить матери. Сын пытался шутить, что едет в "хлебный край", но материнское сердце не обманешь… Ему был всего 21 год.
Вскоре Сергей оказался в Кабуле, а через некоторое время – в Файзабаде. Потом – в городе Газни. Был назначен в 191-й отдельный полк командиром разведвзвода полковой разведроты, командиром полка на тот момент был подполковник Лев Рохлин, впоследствии – генерал-лейтенант.
– Во время панджшерской операции я был в составе разведроты командиром подразделения разведки, – вспоминает Сергей. – Мы выдвинулись двумя группами, выполняя задачу по обнаружению лагерей душманов, их складов. Помню, увидел в ущелье пасшихся черных козлов и почему-то меня охватило тревожное чувство надвигающейся беды. Так и случилось. Первая группа ушла чуть раньше, а мы попали в засаду. Ребята погибли, каким-то чудом я остался жив.
"Черные аисты", так называли людей полевого командира Ахмад-Шаха Масуда, начали наступать со всех сторон. Сергея оттесняли к пропасти. Он отстреливался. Вскоре "черные аисты" замаячили темными пятнами на блеклом, изжаренном горизонте. И только тогда Сергей Макиев понял, почему до сих пор жив. Его хотели отсечь огнем и попытаться взять живым. Взять офицера-разведчика в плен – это было бы большой удачей для людей Ахмад-Шаха Масуда. Израсходовав все боеприпасы и гранаты, герой бросился в пропасть, чтобы не попасть в плен. Но ему повезло: он упал на выступ и скатился вниз. С ранениями рук и со сломанной ногой из всех сил ползком подтягивался ко второй группе. Его прикрыли сержант Шамиль Гусейнов и начальник разведки полка Юрий Лукьянчиков, который сам через 15 минут погиб. Позже они отползли в заброшенный кишлак, полностью окруженный "черными аистами". В 17 часов к ним на помощь прилетели два штурмовика СУ-25, но они вынуждены были вести бой осторожно, чтобы не задеть своих. К сожалению, один во время боя сбили. Почти с двух часов дня до пяти утра разведчики держали оборону, пока не пришла помощь.
Впоследствии один из сослуживцев Сергея посвятит своему "легендарному взводному 1-го разведвзвода разведроты 191 ОМСП" такие пронзительные строки:
Просит юная жизнь:
"О войне расскажи..." –
Что достать мне в ответ
из поношенной саквы?
Вкус панджшерского боя
с крупинками ржи
У спасительной маленькой сакли.
Началось все внезапно.
С окрестных вершин
Нас не видели.
Смерть ждала ближе.
Ей навстречу мы буднично медленно шли...
Тишина. И зенит неподвижен.
Смерть скорее, чем звук,
если выстрел в тебя.
Падал Тихон, кричал слово "мама!"
И Норматов, и Юра...
всех помню ребят...
Воскресить...моей памяти мало.
В исступлении "духи" кололи тела,
Словно мало им смерти мгновенной,
Словно что-то страшней
им еще подавай
Этой теплой буреющей пены...
Я тогда командиром был.
Проще простить,
Чем прощения вымолить Бога...
Знаешь, юная жизнь,
о хорошем спроси,
А войну в моем сердце не трогай...
А вот с какими чувствами возвращались наши парни на Родину:
– В Афганистане я пробыл два года и два месяца. Нам предстояло возвращаться домой на воздушном судне Ан-12. В салон набились около 100 человек. При взлете на борту стояла абсолютная тишина, слышен был лишь гул турбин. Все боялись, что нас могут сбить. Но когда объявили: "Товарищи офицеры и прапорщики, мы пересекли Государственную границу СССР", нас охватило пьянящее чувство радости и безмерного счастья – от осознания, что самое страшное позади.
...В Ташкент они прилетели поздно ночью. Впереди была следующая посадка. Сергей долго думал, позвонить домой или же устроить сюрприз своим неожиданным появлением. Ждать больше не было сил и он позвонил. Трубку снял его младший брат Руслан. Он ему – громким голосом: "Позовите Клавдию Иналдикоевну к телефону!" Слышит, Руслан матери говорит: "Тебя какой-то дядька просит". Как только она взяла трубку, сын произнес: "Мам, я есть хочу!" Она закричала, потом заплакала. Отец выбежал из соседней комнаты, – думал, пришли плохие вести. И тут она произнесла: "Сергей приехал"...
В аэропорту Алма-Аты его встречал отец. Он по-офицерски пожал сыну руку, обнял крепко и больше не проронил ни слова. Очень переживал все это время, но как истинный горец не подавал виду.
После Афганистана Сергей написал рапорт о том, что хочет служить в Северо-Кавказском военном округе. На тот момент у него уже были два ордена Красной Звезды. Служил в 19-й дивизии в п. Спутнике командиром разведывательно-десантной роты отдельного разведывательного батальона. Но вскоре написал рапорт на увольнение и перешел в МВД. На тот момент семья уже приехала из Казахстана в Осетию, а он женился, родились двое детей – сын и дочь.
Путь офицера милиции начинал командиром роты спецназа, затем стал командиром батальона, замначальника СОБРа, командиром ОМОНа Министерства внутренних дел Северной Осетии. В мирное время к боевым наградам прибавились и другие, но одна из них – медаль "Во Славу Осетии" – особенно ему дорога.
Военный опыт, конечно же, помог и в служебной деятельности в правоохранительной структуре республики. Афганистан стал для него лучшей школой воспитания настоящего офицера...
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30