Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
От мечты до поступления – выбор ЕГЭ

В календаре выпускника-2022 все меньше времени остается до одной из важных дат – окончания срока подачи заявлений на прохождение единого госэкзамена. До 1 февраля 2022 года школьникам нужно определиться, какие предметы по выбору, помимо обязательных, они будут сдавать. Разумеется, перечень дисциплин напрямую связан с выбором будущей профессии и вуза для поступления.

Повезло тем ребятам, кто еще в 9–10 классе, а то и раньше твердо решил, что непременно станет агрономом или бухгалтером и прилагал все усилия, чтобы максимально подготовиться к осуществлению своей мечты. Однако многие старшеклассники долго стоят на перекрестке, не зная, по какой из возможных дорог продолжить свой жизненный путь. Вроде как родители – учителя, и можно продолжить семейную династию, но душа тяготеет к компьютерам – может, все же на программиста? За такими размышлениями проходит немало времени, которое потом по факту оказывается упущенным. Поэтому предлагаем уже сейчас осмотреться вокруг, а в первую очередь взглянуть на рынок труда и подумать о перспективах, которые открываются после окончания вуза или все же ссуза.

Списки наиболее востребованных направлений сейчас встречаются почти на каждом крупном сайте по трудоустройству. Проанализировав меняющиеся реалии, мы видим, что в ближайшие годы будет спрос на врачей, инженеров различного профиля, маркетологов, аналитиков, программистов и других специалистов современных профессий. В числе топовых специальностей: биоинженер и проектировщик "умной среды", специалисты по робототехнике и кибербезопасности, специалист по альтернативной энергетике и нейропсихолог, инженер-проектировщик и инженер 3D-печати, адвокат по робоэтике и цифровой лингвист-переводчик. И это не полный список…

Игнорировать эти тенденции при выборе ЕГЭ – нерационально. Ведь карьерный план нужно строить еще в старших классах. Скорее всего, вы не найдете весь список в перечне специальностей того или иного учебного заведения, но вы можете получить фундаментальное образование и потом дополнительно пройти обучение, чтобы освоить конкретную профессию.

Совершая принципиально важный выбор, будущий абитуриент должен ориентироваться также и на свои склонности, предпочтения, коррелируя их с меняющейся действительностью. При стремлении многих школьников получить высшее образование за пределами республики, большинство будет осваивать азы профессии именно в Северной Осетии. А потому планируемые направления развития экономики РСО–А позволяют прогнозировать возрождение в регионе промышленного производства, дальнейшее развитие аграрного сектора, прорыв в сфере туризма, а также в области цифровизации всех направлений экономики. Кроме того, всегда востребованными будут квалифицированные (!) врачи, учителя, юристы и экономисты.

В 2022 г. в Северной Осетии школу окончат порядка 3000 учащихся, значительная часть из которых будут бороться за право поступления на бюджетные места на конкурсной основе. И если кто-то из них еще не окончательно определился с выбором дисциплин для сдачи ЕГЭ, самое время проанализировать свои перспективы. К настоящему времени вузами уже объявлены и опубликованы на официальных сайтах контрольные цифры приема (КЦП) на 2022–2023 учебный год с указанием направлений подготовки, перечня вступительных испытаний, минимальных пороговых баллов ЕГЭ по соответствующим предметам. Стоит заметить, что с прошлого года в перечень вступительных экзаменов, кроме обязательного экзамена по русскому языку и профильному для данного направления предмета, третий предмет может быть включен (и, как правило, уже включается) на альтернативной основе. Например, на ряд специальностей технического профиля третий предмет включен по выбору: физика или информатика; на направление "Туризм" третий экзамен можно будет выбрать между обществознанием или географией и т.д. Прагматично рассуждающий выпускник непременно выберет обе дисциплины, чтобы при поступлении использовать максимальный балл из полученных.

Совместно со специалистами Республиканского центра оценки качества образования мы рассмотрели вероятную конкурсную ситуацию по основным укрупненным специальностям высшего образования в вузах республики. Эти данные – еще одно подспорье для выпускников при дальнейшем выборе обучения.

Технический профиль

Вступительные испытания на направления этой группы: русский язык, математика профильного уровня и физика (для последнего предмета на ряд направлений возможной альтернативой является предмет "Информатика и ИКТ"). Суммарные контрольные цифры приема (количество бюджетных мест) на направления этого профиля в вузах республики составляют 580 мест на дневную форму обучения. В СКГМИ (ГТУ) это специальности "Горное дело", "Электроника и наноэлектроника", "Электроэнергетика и электротехника", "Металлургия", "Инфокоммуникационные технологии и системы связи", в ГГАУ – "Энергообеспечение предприятий", "Земельный кадастр", "Организация и безопасность движения", "Автомобили и автомобильное хозяйство", "Стандартизация и сертификация" и ряд других, в СОГУ – "Физика". В то же время предварительно планируют сдавать ЕГЭ по физике только 340 будущих выпускников школ. Даже прибавляя к этому количеству возможных абитуриентов из числа выпускников прошлых лет и поступающих на базе среднего профессионального образования не приходится ожидать заметного конкурса при поступлении на эту группу направлений подготовки. Приведенное сравнение позволяет рекомендовать выпускникам школ для практически гарантированного поступления на бюджетное место по перспективной специальности выбирать ЕГЭ по физике, а в оставшееся до экзаменов время приложить усилия для качественной подготовки по выбранным предметам.

Сфера информационных технологий

Суммарные КЦП по этому направлению 160–270 чел., учитывая наличие альтернативы в выборе предметов на ряд направлений ("Информатика и ИКТ" или "Физика"). Подготовка кадров по IT-направлениям на ступени высшего образования в республике осуществляется в СОГУ, СКГМИ, Владикавказском филиале Финуниверситета при Правительстве РФ. Предварительно планируют сдавать ЕГЭ по информатике и ИКТ более 300 выпускников текущего года, при этом надо учитывать, что определенная часть абитуриентов намерена поступать в вузы других регионов. Тем не менее можно ожидать заметный конкурс при поступлении на IT-направления, однако, при наличии положительного результата ЕГЭ по информатике и ИКТ у абитуриентов остается возможность использовать его для поступления на специальности, где этот предмет вступительных испытаний установлен как альтернативный другим. В последние годы в целом по республике наблюдается тенденция роста участников, сдающих ЕГЭ по информатике и ИКТ, но представленность отдельных районов в контингенте участников этой категории вызывает тревогу. Так в Дигорском и Ирафском районах только по 3 выпускника предварительно выбрали ЕГЭ по информатике. Очевидно, что вопросы цифровизации экономики носят глобальный характер и подготовка квалифицированных кадров по этому направлению необходима как для республики в целом, так и для каждого муниципального образования.

География

В качестве профильного предмета он необходим на такие направления СОГУ, как "География", "Экология и природопользование". А как предмет по выбору – в СОГУ направления: "Туризм" и "Экономика", в ГГАУ направления: "Землеустройство и кадастры" и "Лесное дело". Суммарные КЦП по этим направлениям 94 места. Предварительно ЕГЭ по географии выбрали 77 выпускников текущего года. Вывод очевиден: получив положительный результат ЕГЭ по географии, абитуриент имеет реальные возможности пройти по конкурсу на бюджетные места на указанные специальности.

Сфера экономики и менеджмента

Здесь, как и в прошлые годы, следует ожидать весьма значительного конкурса, поскольку количество желающих поступать кратно превышает КЦП, составляющие 99 человек. На бюджетной основе прием на эти направления будет осуществляться в 2022 году только СОГУ и Владикавказским филиалом Финуниверситета при Правительстве РФ.

Экстремально большой конкурс можно прогнозировать на направление "Юриспруденция", на которое бюджетный прием в вузах республики крайне мал и исчисляется единицами.

Медицинский профиль

КЦП на специальности этого направления (СОГМА и СОГУ) составляют 395 чел. ЕГЭ по химии и биологии намерены сдавать 610 и 770 выпускников, соответственно. Таким образом, с учетом выпускников учреждений среднего профессионального образования, традиционно значительный конкурс на указанные специальности обеспечен. Абитуриенты, успешно сдавшие ЕГЭ по этим предметам, но не проходящие по конкурсу, имеют возможность поступать на направления "Агрономия", "Зоотехния", "Технология продукции и организация общественного питания", "Биотехнология", но при условии, что ими сдан ЕГЭ по математике профильного уровня.

Без пафоса, но вполне обоснованно: чтобы завтра иметь работу мечты, сегодня нужно заложить фундамент в качестве базового образования. Если к своему желанию добавить усердие и рациональный подход при выборе экзаменов, то шансы поступить в выбранный вуз или на искомую специальность заметно возрастают.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Тема выбора дальнейшей образовательной траектории выпускниками школ активно обсуждалась и на I Всероссийском форуме классных руководителей. Перед педагогами нередко стоит задача направить своих учеников при определении с предметами по выбору для сдачи ЕГЭ. Свой экспертный взгляд на этот вопрос выразила одна из участниц форума, учитель физики школы №2 г. Моздока Анна Ломанова:

– Не самым популярным, но все же в числе основных выбираемых предметов для ЕГЭ уже не первый год является физика. Статистика показывает, что с каждым годом с экзаменом по физике успешно справляется все больше выпускников школ. Эта популярность вполне объяснима: физика – основной экзамен для поступления в технические и военные вузы. Причем даже с небольшими баллами можно поступить в престижный институт страны на бюджетное направление. К экзамену по этой дисциплине ученики готовятся целенаправленно, осознанно и показывают хорошие результаты. Таким образом, сдача ЕГЭ по физике – гарантия успешного поступления. И это уже неплохая мотивация!

Да, конечно, любовь к предмету не возникает внезапно, многое зависит от учителя-предметника, но учащиеся уже с 8–9 класса должны выбрать курс, направление, по которому будут идти. В современной школе очень много делается для этого. Классные руководители, психологи постоянно проводят классные часы, тренинги профориентационной направленности. Есть много интересных интернет-ресурсов, программ, направленных на выбор учащимися будущей профессии, например, "Проектория". Со всеми этими ресурсами дети знакомятся в школе, начиная с 5-го класса. И уже тогда появляются у учащихся любимые предметы, и экзамены по этим предметам дети сдают в 9 классе.

В Моздокском районе в средних образовательных школах многие годы внедряется профильное обучение. Я всегда советую детям и родителям выбирать старшую школу по направлению. В нашей школе на базе 10 класса учатся две профильные группы: гуманитарная и технологическая (физико-математическая). Обучение проводится по углубленной программе, в учебном плане уроки физики предусмотрены практически каждый день. Дети работают в системе, уделяя больше времени и внимания предмету. Должны быть сведены к минимуму пропуски уроков. В такой работе должны быть заинтересованы как дети, так и их родители. Кроме того, сейчас для обучения создано большое количество образовательных ресурсов. Прежде всего сайт ФИПИ, на котором размещен огромный банк заданий ЕГЭ по всем темам, есть демоверсии всех лет, спецификации и кодификаторы, сайт "Решу ЕГЭ" Гущина с большим количеством уже готовых КИМов, печатные издания "ЕГЭ по физике" под редакцией Демидовой М.Ю., которая участвует в разработке реальных заданий ЕГЭ, тематические видеоуроки, разбор заданий ЕГЭ…Следствие такой большой работы – это успешное участие учащихся в профильных олимпиадах и целенаправленная подготовка к ЕГЭ по предмету.

Ребятам, которые не имеют возможности обучаться в школе на профильном уровне, советую серьезно подойти к подготовке к экзамену. Начать готовиться необходимо уже в 10 классе, планомерно прорабатывая темы, выполняя задания ЕГЭ прошлых лет. Лучше работать в команде единомышленников, одноклассников, друзей, интересующихся физикой. Выпускникам всегда надо помнить, что сдача ЕГЭ – это не основная цель их деятельности в школе, а лишь очередной этап жизни, этап развития и подготовки к работе по профессии. Нужно это осознавать, и четко двигаться к поставленной цели.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика