Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Феномен Достоевского

Споры и сомнения


У Веры 3ахаровны Гассиевой я никогда не училась, не слушала ее лекций: она у нас просто не преподавала. А вот ее книги о Федоре Михайловиче Достоевском, уже работая учителем, я штудировала не раз.

И рассказать хочется именно об этом. Но, думаю, начать стоит совсем с другого.

Это сейчас у нас свободно печатается чуть ли не все, что появляется на свет, по большому счету, нет официальных запретов на выпуск книг отдельных авторов. Однако такое было. Причем в совсем еще недалекие времена. И в длинный список неугодных (это мягко говоря) писателей долгие годы входил и Федор Михайлович.

А сегодня весь мир отмечает 200-летие Достоевского. Повсюду проводятся литературные вечера и встречи, широко распахиваются двери музеев писателя (а их в стране семь), в репертуаре театров появляются его бессмертные произведения.

Молодые люди нашего XXI века, конечно же, в недоумении. Как?! Почему?! Да этого быть не может...

И тем не менее…

Вокруг него многие годы шла самая что ни на есть ожесточенная идеологическая борьба всех сил: и классовых, и литературных течений.

Да, в творчестве Достоевского действительно много противоречий, но, несмотря ни на что, оно прогрессивное, гуманистическое, антибуржуазное. И еще – с высокой мечтой о счастливом будущем родной России. Ведь чего стоит хотя бы его знаменитое "Слово о Пушкине", произнесенное в 1880 году в Москве на открытии на Тверском бульваре памятника великому русскому поэту. И Вера Захаровна Гассиева отчетливо поняла все это намного раньше других исследователей.

Лучшие умы человечества яростно бились за Достоевского. И далеко не только литературоведы, но и философы, и кинематографисты, даже художники. Никогда не забуду одну встречу. Это было в Москве, в здании Манежа. Длинная-предлинная очередь через всю площадь с самого утра. Люди шли на выставку работ И. С. Глазунова. А в этот день был вообще непередаваемый ажиотаж: на выставке ожидалось присутствие самого автора знаменитых полотен. Мне несказанно повезло: попала на эту незабываемую встречу. Вот когда я не только услышала, но и воочию увидела Федора Михайловича. И его Неточку Незванову, и Родиона Раскольникова, и неповторимых героев "Белых ночей", и его бедных людей из одноименной повести, и красавицу Настасью Филипповну из "Идиота", и Грушеньку из "Братьев Карамазовых"", и, наконец, Петербург, именно тот, который и сегодня называют Петербургом Достоевского. Глазунов очень эмоционально комментировал свои картины. И, конечно, это тоже запомнилось навсегда. И в который раз возникал один и тот же вопрос: так почему, почему, почему существовало так называемое табу на творчество писателя такой величины, на его неповторимое наследие?

А потом настали другие времена. И для Достоевского открылась по- настоящему "зеленая улица". Правда, не сразу – делалось это с большой осторожностью. Однако даже в школьную программу он был включен.

Желание найти правду

"Преступление и наказание"... Включить-то включили. Первое время катастрофически не хватало текстов. Да и как подойти к этой глыбе? С чего начать? Как учителю не заблудиться в потоке обзорных газетно-журнальных статей, монографий, в короткое время буквально обрушившихся на Достоевского?! Вот тогда-то и пришли на помощь нам, просвещенцам, книги В. 3. Гассиевой.

Вначале это были обыкновенные брошюры с разбивкой уроков по произведению, с определенной трактовкой, которая давалась автором пособия непосредственно для словесников. Рядом с только что появившимися монографиями внушительных размеров брошюра Веры Захаровны казалась такой беззащитной... Однако именно она помогла тогда нам, молодым учителям, в чем-то определиться, начать СВОИ поиски пути к творчеству Достоевского, а главное – не бояться встречи с тем, чего еще никогда не было в, казалось бы, такой стабильной школьной программе. А потом... Потом Вера Захаровна продолжила свой труд. И появился целый ряд ее работ о Федоре Михайловиче, которые по праву можно поставить в один ряд с исследованиями известных отечественных ученых, тоже не прошедших мимо творчества Достоевского: Ермилова, Голикова, Александрова, Бялого, Белкина, Сутягина и других. Ученые зачастую, ломая копья, противоречили друг другу. И вот тут-то Вера Захаровна выступила с открытой защитой Федора Михайловича. Она доказала, что публикация отдельных произведений Достоевского в реакционных журналах была вызвана вовсе не его политической близостью к их редакторам, а откровенной материальной нуждой писателя. А чего стоили автору после стольких лет каторги (он был сослан за связь с петрашевцами) и солдатчины вернуть себе право на литературное поприще, в котором он видел свое предназначение, гражданский долг в служении Родине.

Вера Захаровна приводит слова самого Федора Михайловича: "Звание писателя я всегда считал благороднейшим и полезнейшим званием. Есть у меня убеждение, что только этим путем я мог бы истинно быть полезным".

В. Гассиева глубоко анализирует и мировоззрение Достоевского. Именно с этой точки зрения она смотрит и на героев "Преступления и наказания". И вот они перед нами – мятущийся Раскольников, "деловой человек" Лужин, Сонечка – во многом выразитель религиозных исканий автора. А рядом наивно верующие в чудо Мармеладов, Миколка; несчастная, издерганная Катерина Ивановна, бедные дети-сироты... И, что примечательно, Вера Захаровна показывает очень многое совсем иначе, нежели многие литературоведы ее времени. И (а это особенно радует) истинная правда осталась исключительно за нашей землячкой – доктором филологических наук Гассиевой. Да, главное в романе все-таки вовсе не индивидуалистический бунт Раскольникова, а острая критика буржуазного строя, что проявилось в изображении "хищников", подлинных виновников страданий Мармеладовых – процентщицы Алены Ивановны, дельца Лужина, лишенного нравственных ориентиров Свидригайлова, Порфирия Петровича, принадлежавшего к миру, защищающему буржуазные законы и правила.

А сколько книг разных авторов (более пятисот) прошло через руки В. Гассиевой, когда она работала над своей диссертацией по творчеству Достоевского! Пожалуй (а это так важно), Вера Захаровна никогда не боялась вступать в спор даже с критиками первой величины.

Настоящий, большой труженик, внесший определенный вклад в советское и российское литературоведение, Вера Захаровна Гассиева много лет продолжала работу по изучению наследия Достоевского. Это происходило и тогда, когда объектом ее пера стало творчество Гайто Газданова.

"Новый Достоевский"

Честно говоря, меня по-своему удивило и обрадовало это исследование Веры Захаровны. Столько совершенно нового, необычного, интересного, смелого, новаторского было в ее очередной работе. Сегодня мы прекрасно понимаем, почему мировой критике так интересен Г. Газданов. Вот уже столько лет ученые пытаются разгадать, в чем притягательная сила данного писателя. И до сих пор им так и не ясно, какая литература больше повлияла на Газданова – русская или мировая. По наблюдениям Веры Захаровны, чаша весов все же колеблется. Любопытно, что эмигрантская критика в свое время назвала В. Набокова "новым Толстым", а Г. Газданова – "новым Достоевским".

В. Гассиева добросовестно проследила эволюцию Достоевского Газдановым, интерес последнего к "Дневнику писателя" – Федора Михайловича. Газданов считает, что "у трудов Достоевского незыблемые репутации", не выдерживающие, по существу, никакой критики. В своем исследовании Вера Захаровна приводит много цитат из публицистики Гайто Газданова, где дается немало оценок, порою совсем разноречивых, творчества Федора Михайловича. Но, пожалуй, одна из самых емких следующая: "Что такое творчество Достоевского? Это прежде всего – очень упрощая, говоря схематически, – протест против того, как устроен мир, в котором мы живем, протест против чудовищной несправедливости государства и общепризнанной морали, это и ужас перед смертью, и невозможность принять наш мир, это загадка бытия, о которой писал еще Пушкин:

Кто меня враждебной властью

Из ничтожества воззвал?

Словом, ряд трагических, неразрешимых вопросов, поставленных с необыкновенной силой..."

И опять Вера Захаровна обращается к десяткам источников, поражая нас, читателей, своим трудолюбием, желанием каждое свое суждение непременно подкрепить фактами. Все это лишний раз говорит о ее большом даре исследователя. Все это в который раз подчеркивает и удивительный талант Г. Газданова, его поразительную эрудицию, безмерно восхищавшую Запад. Гассиева анализирует радиопередачу Газданова, посвященную 150-летию со дня рождения Федора Михайловича, названную "Достоевский и Пруст". Там Газданов дает во многом противоречивую оценку творчества великого писателя, высоко оценивает его художественное наследие. "<...> Таких писателей, я хочу сказать, писателей такого строя, как Достоевский, в России не было ни до него, ни после него. Это, собственно, можно сказать почти о каждом крупном писателе, но о Достоевском больше, чем о ком-либо другом", – отмечает он и особо выделяет роман "Записки из Мертвого дома": "Если бы Достоевский не написал ничего, кроме этой книги, место в истории русской литературы ему было бы обеспечено".

Очень интересно Вера Захаровна отслеживает творческий путь и самого Гайто Газданова, то, как с изменением его собственного мировоззрения менялись и его взгляды на Достоевского. Федор Михайлович, как указывает наша землячка, появляется на страницах ряда произведений Газданова: в романе "Вечер у Клэр", в рассказах "Черные лебеди", "Бомбей", в "Ночных дорогах", в "Полете".

"О Достоевском герои Газданова 50-х – начала 70-х годов уже не рассуждают, не спорят: он вошел в их плоть и кровь, точнее говоря, художественный мир гения нашел прямое отражение в художественном мире одного из ярких писателей XX в. – Гайто Газданова. Нашли отражение прямо или опосредованно тематика и проблематика, идеи и образы, жанровые и сюжетные особенности. Это – основное, главное "присутствие" Достоевского в творчестве Газданова, и оно ждет фундаментального исследования. Наша же данная работа является лишь своеобразной увертюрой к нему", – делилась своими мыслями Гассиева.

Да, конечно, позже Вера Захаровна писала и о Твардовском, и о Есенине, и о наших авторах-земляках. Однако, что бы там ни было, именно личность и творчество Ф. М. Достоевского – основа ее научных трудов. И это, я думаю, не нуждается ни в каких доказательствах. Вот почему мы с гордостью можем сказать о том, что в дни, когда весь мир отмечает большой юбилей Достоевского, наша маленькая Осетия внесла свой ценный вклад в изучение его жизни и бессмертных произведений. И сделала это именно Вера Захаровна Гассиева – доктор филологических наук, человек, безмерно преданный своей профессии, всей душой желающий приобщить нас к тому, что называется великой русской литературой.

А если вернуться к спорам о Достоевском... Что ж, они были, есть и будут всегда. О нем, по-прежнему, постоянно выходят статьи и книги – у нас в России и за рубежом, где он, как и раньше остается по данным ЮНЕСКО самым читаемым и загадочным писателем, сумевшим, как никто другой, рассказать о душе русского человека. И феномен Достоевского по-прежнему пытаются разгадать сотни тысяч почитателей его таланта. Писатель-психолог, писатель-гуманист, писатель-реалист, наконец, писатель-пророк... Да, именно таким в мировой литературе он останется навсегда.

Комментарий к фотографии
Автор: Мария Панкратова
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика