Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
"Я люблю детей, и это меня вдохновляет"

Учебник истории знает немало сражений, но кто ж думал, что однажды сама история потерпит поражение в противостоянии с русским языком. Однако главными победителями в этой "битве" оказались ученики Индиры Гусовой, для которых она является любимым учителем русского языка и литературы.

Старшеклассница Индира совсем не мечтала о карьере педагога: ее главной целью был исторический факультет СОГУ – уж очень нравилась девушке эта наука. Но волею обстоятельств она стала студенткой факультета филологии: "Правда, с расчетом, что через год я обязательно переведусь на истфак. Однако потом началась учеба, и я буквально влюбилась в грамматику русского языка. Меня настолько увлекло ее изучение, что я втянулась в общий процесс, осталась и ни разу об этом не пожалела – филологическое образование очень интересное".

Богатый и удивительный мир языка может поражать открытиями ежедневно. И этот неугасающий интерес к своему предмету учитель СОШ №1 с. Камбилеевского прививает и своим ученикам, которые спустя многие годы после окончания школы с благодарностью вспоминают уроки своего педагога. "Моя дисциплина – наш государственный язык, и его нужно знать: умение грамотно писать, хорошее владение литературной речью нужны на любой работе. Поэтому я всегда полностью выкладываюсь на уроке, чтобы это было не механическое преподавание, а работа с душой, – признается Индира Хазировна. – Моим главным стимулом для такого самоотверженного труда является заинтересованность детей. Когда я вижу их горящие глаза, вижу их успехи – это дает толчок, чтобы работать честно. Честно перед самой собой, чтобы завтра я, как учитель, была спокойна, что вложила в учеников максимум".

С такой самоотдачей педагог работает в школе вот уже 30 лет: изо дня в день, стоя у доски, она сеет разумное, доброе, вечное. И оно потом возвращается: Индира Гусова с теплотой вспоминает истории, когда благодарные выпускники при встрече говорят ей "Спасибо!", когда приходят после окончания школы в гости, поздравляют в праздники и просто помнят о своем наставнике. "Это все не просто так, значит, ты как учитель, как человек сумел оставить след в душе ребенка. Однажды на такой встрече со своими учениками я заметила в ребятах отражение тех нравственных ориентиров, которые в них вкладывала все эти годы. Они, уже повзрослевшие, что-то рассказывают, общаются, а я понимаю, что в них укрепились какие-то мои жизненные взгляды, мысли. Мне одновременно стало и приятно, и страшно: это какая же ответственность лежит на мне, как на учителе! Я раньше не задумывалась о том, что могу оказывать на ребят такое влияние. И с тех пор стала тщательнее работать над собой, ведь являюсь для них во многом примером".

И, действительно, Индиру Хазировну во многом можно считать образцовым примером педагога. Она довольно строгая, но очень справедливая: сочетание этих качеств делает ее требовательной к учащимся. Однако ребята потом бывают благодарны своему учителю за то, что она сумела научить их учиться, добиваться поставленных целей и не сдаваться на полпути. "Дети очень тонко чувствуют взрослых, поэтому я всегда стараюсь быть объективной в своем отношении к ним. И первое, что входит в мою задачу, – это выстроить с классом доверительные отношения, – рассказывает Индира Гусова.

– Невозможно любить предмет, если не любишь преподавателя. Перед детьми ни в коем случае нельзя заискивать, фамильярничать. Ты должен сохранять субординацию "учитель – ученик", но при этом твои ученики должны понимать, что учитель – это человек, который меня любит, идет мне навстречу. И тогда они тоже сделают шаги навстречу тебе. Класс должен понимать, что ты на их стороне, что, давая им определенные знания, ты для них делаешь что-то хорошее. Вот тогда возникает взаимное доверие, и дети адекватно воспринимают твою строгость".

Индира Гусова искренне говорит о том, что любит свою работу: "Да, она очень тяжелая, да, очень ответственная. Но я люблю детей, и это меня вдохновляет. Без любви к детям в школе работать невозможно". Именно поэтому учитель старается найти подход к каждому ребенку, чтобы донести до него всю нужную информацию: "Мы часто говорим с коллегами о методиках и подходах к преподаванию. Методик много, но невозможно пользоваться одной – это всегда комплекс. Я начинаю объяснять и вижу, что ребенок не понимает чего-то, моя цель – донести материал: в ход идет устная работа, письменная, какие-то логические задачи, которые подведут ученика к решению. Ты никогда не знаешь, какое из твоих слов окажется ключиком к его личной двери в мир знаний. Но это кропотливая и системная работа: только при таком подходе будет результат".

Результат для учителя – это не 100 баллов на ЕГЭ, хотя они – вполне приятный бонус и достойная оценка его вклада в школьника. А вот суметь заставить ученика поверить в себя, в свои силы, показать ему, что он многое может – это то, ради чего стоит каждый день приходить на работу. "Почти каждый год у меня бывают выпускные классы – 9 и 11. И я год начинаю с того, что настраиваю их на успех: моя задача – чтобы каждый ученик шел на экзамен без страха. Я им откровенно говорю: "Испытывать волнение – это нормально. Вы в своей жизни будете сдавать много экзаменов, и все они сложнее, чем ЕГЭ. Но вы должны пройти это испытание без страха. А когда мы не боимся? Когда учимся". Как мантру мы повторяем: "Я это умею, я это делал, я справлюсь". Нельзя настраивать детей на неудачу. И как бы банально это ни звучало, но психологический настрой очень важен".

Понимать важность доверительных отношений, взаимного уважения, позитивного настроя к учебе и экзаменам – этому редко учат в педагогических вузах, но почти всегда настоящий учитель несет эти навыки и умения в себе. Возможно, они даются от природы вместе с даром преподавания. И тогда о школе и о педагогах у ребят остаются только приятные воспоминания. И благодарность, как в случае с Индирой Гусовой.

Фото Татьяны ШЕХОДАНОВОЙ.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика