Именно так называется учебно-методическое пособие Б.Р. ХОЗИЕВА, посвященное тематическим и практическим проблемам взаимоотношений СМИ и массовой аудитории.
Основное внимание в нем сосредоточено на анализе широкого круга вопросов, связанных с обоснованием проблем адаптации молодых специалистов на практической работе. В рамках данной проблемы рассматриваются основополагающие вопросы вхождения в творческий процесс и профессиональную деятельность, а также организационные факторы обеспечения эффективного влияния на социальную среду, общественное мнение и политический истеблишмент. Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся на факультетах и отделениях журналистики университетов по специализации "Журналистика и системы повышения квалификации журналистов-практиков".
В свет и ранее выходили работы, затрагивающие отдельные аспекты этой актуальной проблемы. Однако такого комплексного подхода к изучению взаимоотношений массмедиа и массовой аудитории еще не предпринималось. Для того, чтобы работа современных СМИ отличалась ясностью и целеустремленностью, глубиной содержания, оперативностью действий, насыщенностью, яркостью и доступностью, необходимо взаимодействие всех звеньев (пресса, радио и телевидение).
Комплексный подход, по мнению автора, предполагает осуществление по крайней мере трех основных проблем: во-первых, воздействие СМИ на общество зависит от взаимодействия объективных и субъективных факторов. К объективным факторам относятся уровень развития социально- экономических и общественно-политических институтов общества, сознательность, образованность и гражданская активность аудитории, а к субъективным – формы и методы подачи материалов, восприятия аудитории как субъекта партнера, масштабы распространения, принципы организации работы СМИ и т.д. Во-вторых, пресса, наряду с телевидением, радиовещанием, Интернетом, документальным кино, информационными агентствами, составляет целостный комплекс СМИ. Поэтому и результаты ее эффективной работы неотделимы от воздействия других звеньев журналистики. В-третьих, говоря о путях плавного вхождения в творческий процесс, необходимо будет решать не менее важные задачи. С одной стороны – это улучшение ее собственной работы, т.е. развитие применительно к современным требованиям идейных принципов, творческих методов и различных жанров отечественной журналистики, новых форм связи с массовой аудиторией и совершенствования редакционной деятельности. С другой – в этом процессе важнейшее место занимают внешние факторы, которые включают в себя прежде всего активную творческую работу, побуждаемую материалами СМИ, их восприятие общественностью, государственными, хозяйственными и другими организациями.
К ряду достоинств рецензируемой книги можно отнести и ее структурное построение, состоящее из трех равномерных частей, каждая из которых включает в себя по четыре темы (параграфа). В первой части "Восприятие аудитории как субъекта-партнера" рассматриваются особенности взаимоотношений автора и СМИ с массовой аудиторией, своеобразия содержаний материалов, специфика ее информационных потребностей. На основе анализа большого фактического материала исследователь демонстрирует отличительные черты художественных средств, используемых журналистами в своем творчестве. Здесь же даются обоснованные рекомендации нахождения личности в сфере влияния СМИ.
Большое внимание уделяется позиции автора и его взаимоотношениям с аудиторией. В развитие этой темы автором исследования подчеркивается, что для данного вопроса характерна ярко выраженная установка на коммуникативность материала. На основе глубокого и тонкого анализа Б.Р. Хозиев показывает, что проблема массового сознания и массовой аудитории органически сочетает в себе строгую документальность, объективность и доказательность материала».
Вторая часть учебного пособия "Общественное мнение и политическая культура" посвящена анализу особой роли деятельности СМИ в формировании общественного мнения. В связи с этим автор отмечает важность того, чтобы СМИ всегда были подлинной трибуной общенационального общественного мнения. В данном разделе учебного пособия глубоко, всесторонне исследуется своеобразие журналистики как фактора социального управления. Информационные процессы – сбор, обработка, компоновка, передача, восприятие, переработка, хранение, использование "сведений" – неразрывно связаны с управлением. И, наоборот, управление социальными системами осуществляется с помощью информации.
Третья часть – "Профессиональное сознание как фактор эффективности СМИ" – сообщает о том, что один из наиболее активно проявляющих себя факторов – уровень развития профессионального журналистского сознания. Одна из особенностей профессионального сознания – соответствие системе требований, обусловленных спецификой данного вида деятельности, имеющей социально-управленческий, массово- организаторский характер. Все это необходимо для того, чтобы иметь четкое, научное представление о модели специалиста в данной сфере деятельности, критериях, оптимальной структуры и содержания профессионального сознания.
Представляет интерес и следующая тема – "Критерии эффективности журналистского воздействия". На основе анализа соответствующих материалов исследователь показывает, что критерии эффективности текстового воздействия выполняют на страницах и в эфире СМИ важную идейно-эстетическую задачу. Затронутая исследователем проблема не новая, но каждое поколение журналистов по-своему преодолевает испытание на зрелость. Исходя из сказанного можно утверждать, что анализ фактического материала позволил ученому-журналисту высказать многие ценные советы по проблеме "действенности и эффективности журналисткой деятельности", повышению ее информационных и иных крайне необходимых качеств и свойств.
В этом учебном пособии, наряду с глубоким научным анализом форм и методов подачи материалов, даются яркие, наглядные доводы того, как можно воплотить замыслы журналиста в совершенные принципы повышения эффективности СМИ. Это особенно полезно и поучительно для многочисленного отряда молодых журналистов, с которыми автор работает вот уже на протяжении тридцати лет.
Достоинство учебного пособия "Массмедиа и информационные потребности аудитории" и в том, что в нем вместо субъективных оценок и непроверенных аргументов, на основе глубокого научно-методического анализа и опоры на субъективные данные показано, что эффективность деятельности журналиста на этапе подготовки его материалов зависит от умения использовать все возможные источники информации, проводить свои собственные микроисследования, совершенствовать формы и методы подачи материалов.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30