Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Осетинский Чехов

Арсен Коцоев. Что знает о нем подавляющее большинство жителей Осетии? Пожалуй, кроме широко известных рассказов "Пасха Гиго", "Охотники", остальные произведения выдающегося писателя – за пределами знаний среднестатистического читателя.

Втиснутые в официальный курс школьной программы, упомянутые рассказы с добавлением еще некоторых не давали в прошлом полной картины жизни и творчества Арсена Коцоева, в лучшем случае рисуя благостный фон его биографии, вполне укладывающийся в пасторальный образ доброго дедушки, не отягощенного глубокими переживаниями за судьбу народа, а лишь с юморком журившего великовозрастных шалунов. Полагаю, что такое положение, может быть, с некоторыми изменениями имеет место быть в школьной программе и сегодня. А между тем Арсен Коцоев, вместе с бессмертным Коста и мастером описания бытовой трагедии великолепным Сека Гадиевым, является достойнейшим сыном осетинского народа, до самого конца служившего ему своим блистательным талантом писателя.

Коцоев Арсен Борисович (Бицоевич) родился 16 января (3) 1872 года в селении Гизель, в бедной крестьянской семье, где кроме него были еще два брата и две сестры.

Существует, однако, некоторое разночтение в дате рождения А. Коцоева. В современных учебниках по осетинской литературе годом его рождения считается 1872 г. Но на основании найденного в ЦГА СОАССР документа в программе школьного образования в 30-е годы XX века точной датой обозначен 1876 год. (ЦГА СОАССР ф 150, oп I д 73, л 33).

Как бы там ни было, устоявшейся датой рождения писателя в настоящее время считается 1872 год, поэтому сегодня мы отмечаем его 150-летие.

С раннего детства Арсен проявил незаурядные способности в постижении грамоты. Дом, где он родился, был расположен рядом со школой, и будущий писатель сдружился с учащимися и учителями.

В пятилетнем возрасте он уже знал алфавит и умел читать по слогам. Его, чуть повзрослевшего, отец определил в Гизельскую двухклассную школу, по окончании которой Арсен поступил в Ардонскую духовную семинарию. К этому периоду относятся его первые литературные опыты. Когда в семинарии начались студенческие волнения, Арсен не мог остаться в стороне, он принял в них живейшее участие. За это его посчитали "неблагонадежным", и после 5 класса ему пришлось оставить учебу. Оказавшись не у дел, Арсен времени зря не терял: писал яркие публицистические статьи на русском и осетинском языках, обличая в них косность и мракобесие служителей культа, пережитки прошлого, которые мешали человеку в жизни. Газеты "Терские ведомости", "Казбек", "Северный Кавказ" и другие регулярно печатали публикации А. Коцоева.

Несмотря на слабое здоровье Арсен рано окунулся в борьбу за счастье родного народа, потому он, наверное, подражая Коста, изначально начал писать стихи, проникнутые духом бунтарства против реакционной политики власть предержащих.

В 1897 году Арсен Коцоев начал работать учителем начальных классов в селении Кадгарон, а через короткое время поступил на работу в школу с. Даргавса. Надо заметить, что, работая на ниве образования, Арсен испытывал серьезные трудности как в плане приспособленности школьных помещений для учительской деятельности, так и в материальном плане. Об этом очень метко сказал К. Хетагуров. "...там школьные здания похожи, скорее, на хлев, чем на просветительное учреждение". "Труд, которому эти сеятели разумного, доброго, вечного" посвящают все свои лучшие годы, оплачивается каким-то нищенским подаянием в 120 руб. в год".

К этому периоду относятся два самых запоминающихся эпизода из жизни А. Коцоева: встречи с основоположником осетинского театра Елбыздыко Бритаевым и с гением осетинской литературы, светочем народа Коста Хетагуровым. К слову сказать, Арсен и Коста встречались дважды.

В 1898–1899 гг. Арсен работал также в Унальской школе, затем его направили в школу с. Кобани. Однако он внезапно заболел и попросил вышестоящее начальство перевести его на работу в родное село, в Гизель, в школу, но получил отказ. Все же некоторое время ему удалось поработать в школе родного села. С 1901 по 1902 год А. Коцоев работал учителем в школах Южной Осетии и тем не менее наведывался в Гизель и своими публикациями бичевал антинародный курс правящего режима. В 1902 году А. Коцоев уехал в Петербург, где работал в газете "Петербургские ведомости", в конторе банковского архива, писал статьи в различные газеты. Здесь же его застала первая русская революция. В 1909 году Коцоев из Петербурга приехал в Тифлис (Тбилиси). Работал в газете "Тифлисский листок", где публиковал свои статьи по различным вопросам общественной жизни, о важности которых свидетельствовали сами названия: "Школа в горных трущобах", "Общество народных чтений", "По поводу начальной школы будущего", "Врачебное дело на Северном Кавказе" и др. Однако, разочаровавшись в проводимом газетой курсе, Арсен через четыре месяца оставляет работу. В 1910 году осетинская профессиональная интеллигенция создает в Тифлисе культурно-просветительское общество, а также издает иллюстрированный журнал "Колос" на осетинском языке, редактором которого было доверено быть Арсену Коцоеву. В журнале печатались как художественные произведения, так и статьи по вопросам экономики и образования, а также материалы, изобличающие служителей культа, пережитки прошлого, и сатирические заметки. Необходимо отметить тот факт, что в 1912 году, когда определился выпуск газеты "Правда", там был напечатан рассказ А. Коцоева "Помечтали", русский вариант рассказа "Охотники". В советское время писатель был награжден орденом Знак Почета.

В своих рассказах Арсен Коцоев каждой строкой беспощадно осуждает бездушие и угодливость, низкопоклонство, предателей родного языка, разного рода любителей поживиться за чужой счет, колдунов, гадалок, стяжателей-попов и других антинародных элементов.

Блестящий мастер короткого рассказа, Арсен Коцоев с большой обличительной силой показал всю пагубность таких пережитков прошлого, как кровная месть, калым, суеверия и т.д.

В рассказах "Пятнадцать лет", "Рано утром", "Ханиффа", "Не ожидали", "Друзья", "Двадцать четыре дня", "Хлопоты Дадоловых" и других автор метко обличал все те пороки общества, которые в сознании людей всячески насаждал эксплуататорский класс даже на излете своего существования. Одно из центральных мест в творчестве А. Коцоева занимает повесть "Джанасти", где становление новой жизни сталкивается с непримиримостью и сопротивлением остатков отжившего строя.

Не обошел стороной писатель и тему геноцида осетинского народа в 1920 г. Рассказ "Саломи" своей кровоточащей болью никого не может оставить равнодушным. Многогранный творческий талант А. Коцоева-гуманиста, к сожалению, был омрачен бытовыми условиями жизни.

Данное обстоятельство усугубило и без того слабое здоровье писателя. В последние годы Арсен Коцоев тяжело болел, он жил в нищенских условиях одинокий и всеми забытый...

Сам он ничего не просил, ибо, как отметил патриарх осетинской литературы Нафи Джусойты: "Арсен был очень мягкосердечным человеком. Его легко можно было обидеть, и трудно было снискать его расположение. До конца своих дней Арсен был болен болью своего народа. Даже в самых его оптимистичных рассказах я чувствую тихую грусть и струящиеся слезы..."

...4 февраля 1944 г. Арсен Коцоев умер.

Арсен Борисович Коцоев остался в памяти осетинского народа как один из великих писателей, который вслед за Коста и Сека высоко поднял и понес знамя гуманизма, посвятив себя служению народу.

Во Владикавказе на ул. Гибизова, на стене дома №29, есть мемориальная доска. В этом доме с 1929 по 1944 г. жил Арсен Коцоев. Его имя также увековечено в названии одной из улиц столицы республики.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика