Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
ЮЭЧЖИ

В древнекитайских хрониках, относящихся к середине – первой половине I тыс. до н.э., среди прочих скотоводческих народов, соседствовавших с китайскими царствами, можно встретить упоминания о племени юэчжи – кочевниках, занимавших засушливые пастбища в бассейне р. Тарим. Сегодня это территория Синьцзян-Уйгурского автономного района и провинции Ганьсу на северо-западе Поднебесной. Известно, что, по крайней мере с середины VII в. до. н.э., юэчжи добывали в горах и продавали китайцам нефрит, который последние очень высоко ценили, а также обменивали своих прекрасных лошадей на китайский шелк. В целом, как указывает трактат "Гуанцзы", юэчжи не вступали в конфликты с соседними китайскими государствами.

Знатный воин юэчжи. Фрагмент ковра из Ноин-Улы

Чем же интересен этот древний кочевой народ для нас? Дело в том, что, по мнению целого ряда крупных ученых из разных стран, юэчжи были индоевропейским, а, возможно, даже североиранским народом. Так, например, крупный немецкий востоковед Бертольд Лауфер в работе "Язык юэчжи, или индо-скифов" пришел к выводу, что юэчжи говорили на языке, принадлежавшем к той же группе, что и скифский, согдийский, осетинский и ягнобский. Украинский археолог А. Симоненко, проанализировав археологические находки из погребений некрополя Тилля-тепе в Афганистане, связываемых с "большими юэчжи", пишет, что "образцы украшений в полихромном стиле, посуды, оружия практически не отличаются от сарматских". С большой долей вероятности мы можем отождествить юэчжей китайских хроник с племенем тохаров, самым восточным из индоевропейских народов, известным из классических античных источников.

О военно-политической истории юэчжей мы знаем следующее. В последние десятилетия III в. до н.э. их страна была процветающим кочевым владением. Они были сильны, имели более чем стотысячную армию и постоянно враждовали с гуннами (хунну, сюнну) – своими соседями на северо-востоке. Однако ситуация в мире номадов быстро меняется. Гунны становятся все сильнее, а военная удача отворачивается от юэчжей.

По сведениям китайских источников, между этими племенами произошло, как минимум, три крупных военных конфликта. Первая война разразилась в царствование гуннского правителя Тоуманя (т.е. между 220 и 209 годами до н. э.), который внезапно напал на юэчжей. Похоже, что гуннам в этой первой схватке не удалось победить или даже как-то ослабить юэчжей. Вторая война произошла в 203 году до н. э., на 7-м году правления Модэ, сына Тоуманя. В результате этой войны большая часть территории, первоначально принадлежавшей юэчжам, была захвачена гуннами. Позиции юэчжей серьезно пошатнулись.

Однако самые трагические события гунно-юэчжийского противостояния произошли около 177 года до н. э., когда Модэ вновь вторгся на территорию юэчжи в области Ганьсу и нанес им сокрушительное поражение. В 174 году до н.э. в письме кханьскому императору Вэнь-ди, правитель гуннов хвастливо писал, что благодаря "превосходству своих воинов и силе своих лошадей ему удалось уничтожить юэчжи, вырезав или заставив подчиниться все их племена".Сын Модэ, Лаошан, убил правителя юэчжей и сделал из его черепа чашу для питья, пишет крупнейший древнекитайский историк Сыма Цянь в своих "Исторических записках".

После тяжелого поражения от гуннов единству юэчжей был положен конец. Небольшая их часть, около 150 семей, отступила на юг через Тибетское плато. Они получили название "малых юэчжи" и были впоследствии ассимилированы тибетоязычными племенами цяней. "Большие юэчжи" бежали из Ганьсу на северо-запад, нанеся по пути поражение племени усуней. Китайское слово "усунь", вероятнее всего, соответствует названию племени асиев-асиан, упоминаемых античными авторами в числе "скифских племен" Бактрии и Согдианы.

Около 165 года до н.э. "большие юэчжи" через Тарим и Джунгарию добрались до Семиречья, где достигли владений народа сэ, захватив их земли. Практически все исследователи видят в китайском имени "сэ" восточных скифов – саков или сайев. Часть саков вместе со своим правителем ушла на юг и в Северной Индии основала Индо-скифское царство. Другая их часть осталась на своих землях, приняв власть юэчжей. Впрочем, пребывание больших юэчжей в долине реки Или оказалось недолгим.

Китайский историк Бань Гу приводит любопытную легенду о новом конфликте между юэчжами и усунями. Когда юэчжи разгромили усуней, они убили их царя Наньдоуми. Его новорожденный сын был спрятан воспитателем в траве. Отлучившись на какое-то время в поисках еды, воспитатель, вернувшись, с удивлением обнаружил, что волчица кормит младенца своим молоком, а ворон, держа в клюве мясо, летает рядом. Посчитав ребенка чудесным, наставник ушел с ним к гуннам. Гуннский правитель полюбил и воспитал его, а когда мальчик возмужал, вернул ему правление над народом усуней и послал командовать войсками. Усуньский царевич, заручившись разрешением от гуннов отомстить за отца, напал на западе на больших юэчжей и разгромил их. Большие юэчжи снова двинулись на запад и переселились в земли Дася. Царевич же, пленив часть их людей, остался жить на оставленных ими землях саков. Эта история напоминает римский миф о Ромуле и Реме, а также более позднюю легенду о происхождении тюрков. Интересно, что на данной территории в долине р. Или после взаимных конфликтов остались жить представители трех родственных североиранских народов – юэчжей (тохаров), усуней (асиев) и сэ (саков).

В 132 году до н.э. юэчжи пересекли территорию оседлых племен и земледельческих центров Ферганы (китайская Давань) и обосновались по северному берегу Амударьи, в Трансоксиане, на территории современного Таджикистана и Узбекистана. Здесь они быстро набирают былую мощь и силу. Китайские хронисты пишут, что войско их насчитывает 100–200 тысяч лучников, они продолжают вести кочевой образ жизни и разводят одногорбых верблюдов. В 124 году до н.э. юэчжи уже активно участвуют в войне с Парфией, в которой погиб парфянский царь Артабан II.

Следующей жертвой вторжения юэчжей стало расположенное к югу от Амударьи богатое Греко-бактрийского царство, которое было сметено их набегом примерно в 120 году до н. э. Бактрийские цари были вынуждены бежать в свои индийские владения. Греческий географ Страбон перечисляет кочевые племена, "которые лишили греков Бактрианы: асии, пасианы, тохары и сакараулы", отмечая, что все они "скифские народы". Эти номады довольно быстро восприняли традиции оседлой культуры, эллинизма. В частности, об этом свидетельствуют очень богатые захоронения представителей знати, открытые советскими и афганскими археологами под руководством Виктора Сарианиди, в поселении Тилля-тепе (Северный Афганистан). Многие из найденных предметов роскоши имеют ближайшие аналогии в княжеских захоронениях I–II веков н.э. Нижнего Дона, связываемых с ранними аланами.

На территории Средней Азии, Афганистана, Пакистана и Северной Индии кочевники создали обширную империю, которая получила название Кушанской. Основателем Кушанской империи стал Куджула Кадфиз, по китайским сведениям, – удельный правитель одной из групп юэчжей, который в начале I века н. э. подчинил четыре других удельных юэчжийских княжества, располагавшихся на территории Бактрии, а затем и владения мелких греческих династов. Империя кушан просуществовала несколько столетий до V века н.э., когда она пала под ударами эфталитов.

Насколько юэчжи-тохары были близки аланам? Думаю, обстоятельный и объективный ответ на этот вопрос еще предстоит дать ученым. Сегодня есть лишь версии и гипотезы, имеющие разную степень научной аргументированности. Так, американский историк русского происхождения Джордж Вернадский писал, что аланы в своем движении на запад присоединили к себе и часть юэчжей. Московский археолог Тамерлан Габуев считает, что в этногенезе алан на территории Центральной Азии юэчжи сыграли более существенную роль, чем сарматские племена. Австрийский и американский исследователь Отто Менчен-Хелфен ставил знак равенства между юэчжами-тохарами и народом ашдигор, упоминаемым в Армянской географии VII века, в котором он видел предков современных дигорцев...

Комментарий к фотографии
Автор: Мария Панкратова
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика