В конце прошлого года Глава РСО–А Сергей МЕНЯЙЛО представил Председателю Правительства РФ Михаилу МИШУСТИНУ модель экономического развития Северной Осетии до 2030 года. В нее включены пять "прорывных" направлений, способных вывести республику на новый уровень развития и дать максимальный экономический эффект. Уже в этом году состоялась встреча Сергея Меняйло с заместителем министра экономического развития РФ Сергеем Назаровым, где обсуждался ход реализации отдельных направлений, обозначались проблемы и пути их решения.
Так какие же направления являются "прорывными"? Куда готовы вложить свои средства инвесторы, и что от этого получит республика? Эти вопросы корреспондент "СО" задал министру экономического развития РСО–А Зауру Кучиеву.
– Заур Агубеевич, в принципе, если говорить о приоритетных кластерах развития, то они достаточно хорошо известны. Это строительство всесезонного туристско-рекреационного комплекса "Мамисон", развитие агропромышленного комплекса, транспортно-логистической сферы и формирование новых туристических дестинаций. Попрошу вас дать краткие пояснения к каждому, пожалуй, за исключением "Мамисона". О нем много сказано и написано, будем надеяться, в ближайшие два года первый этап строительства благополучно завершится, и горнолыжный курорт примет отдыхающих.
– Любой инвестиционный проект, любые инвестиции в экономику республики – это рабочие места, налоговые отчисления, мультипликативный эффект для республиканского хозяйства. Поэтому инвесторов мы приветствуем и поддерживаем. Это первое. Далее начну с развития туризма, так как считаю, что это наш тренд, наша перспектива, и в этом направлении мы должны идти.
Могу привести в пример Испанию, Турцию, еще ряд стран, где отлично развита данная отрасль, и инвестиции исчисляются десятками миллиардов долларов. Когда турист приезжает, он платит за проживание, питание, транспортное и экскурсионное обслуживание, покупает сувенирную продукцию и т.д. По своим природным и климатическим условиям Северная Осетия привлекает туристов. И этим нельзя не воспользоваться. Первым номером в кластере идет строительство "Мамисона", далее следует ряд инвестиционных проектов, общая стоимость которых порядка 7 млрд руб., объем производства после выхода на проектную мощность – более 400 тыс. человек в год, предусмотрено создание 866 новых рабочих мест. Это всесезонный тематический комплекс "Алания парк", туристско-рекреационный комплекс "Кахтисар", туристский кластер "Горная Дигория". Считаю, сюда можно отнести и город Владикавказ с его историческими памятниками и культурными достопримечательностями. Основная проблема – отсутствие или низкий уровень инфраструктуры, что тормозит развитие отрасли в целом. Помимо строительства комплексов надо брать во внимание и эти аспекты. Но, с другой стороны, надо понимать, что и "Горная Дигория", и "Кахтисар" – курорты, вмещающие в себя ограниченное число туристов, иначе одновременное пребывание множества человек может навредить уникальной природе края. В общем, к туризму надо подходить бережно и с умом.
Второе – это агропромышленный комплекс, который включает в себя крупные инвестпроекты: "Закладка яблоневого сада", "Строительство тепличного комплекса общей площадью 80 га", "Строительство животноводческого комплекса на 325 голов с элементами агротуризма", "Организация многопрофильного агропромышленного комплекса", "Создание вертикально интегрированного агрохолдинга" и новое для нас направление – рыбоводство, разведение форели. И здесь у нас есть крупный инвестор – компания "Остров Аквакультура". Сейчас рассматриваются вопросы о переходе рыбоводства на качественно новый уровень, о выделении дополнительных земельных участков под строительство бассейнов. Стоимость проекта – 2 млрд руб., после выхода на проектную мощность объем производства составит порядка 5 тыс. тонн живой рыбы в год. Вместе с инвестором мы стараемся искать новые пути развития, можно сказать, сопровождаем его в ручном режиме: взаимодействуем с федералами, с муниципалитетами, снимаем барьеры, которые возможны, ускоряем процессы, и это дает определенный результат. На данный момент инвестиционный климат в республике достаточно благоприятный, нормативная база разработана, в ней предусмотрены и льготы, и возможность предоставления земельного участка без конкурса, если это приоритетный проект. Это и меры поддержки на федеральном уровне, которые позволяют нам за счет бюджетных средств подводить к новым инвестиционным проектам инженерную инфраструктуру.
– Хотелось бы подробнее остановиться на тепличном хозяйстве. Согласно статистическим данным, республика обеспечивает себя овощами и бахчевыми всего на 33,4%. Остальная продукция привозная. Что-то будет меняться?
– Что касается тепличного хозяйства, тоже нового для нас направления, которое в последнее время стало активно развиваться, то скажу, что это трудный бизнес, требующий как больших капиталовложений, так и привлечения профессиональных кадров, потому что технология тепличного хозяйства достаточно сложная. И надо отметить: далеко не все предприниматели, которые хотят заниматься этим бизнесом, до конца просчитывают возможные риски.
Если мы говорим об инвестиционном проекте "ТК Алания", инициатором которого является компания "Экокультура" – крупнейший производитель томатов, то уже выделен земельный участок в Пригородном районе площадью 80 га, идет активная фаза проектирования. Стоимость проекта порядка 15 млрд руб. Мы помогаем инвестору с подключением к энергосетям, водоснабжению, дорожной инфраструктуре. Продукция компании соответствует высокому классу качества, представлена в крупных федеральных торговых сетях. Для республики это, прежде всего, рабочие места (более 1000) и налоговые отчисления в бюджет. Более того, работая в компании, наши специалисты смогут получить профессиональный опыт и потом передавать его. Это своего рода площадка, полигон, который интересен нам с разных точек зрения. Выпуск первой крупной партии томатов намечен на начало 2024 года. Производственная мощность – около 5000 тонн сельхозпродукции в год. Ожидаем, что для местного жителя продукция будет дешевле, хотя бы за счет отсутствия расходов на транспортировку.
Второй проект "Агропромышленный комплекс "Станица Архонская" менее масштабен – его стоимость немногим более 2 млрд руб., но зато он многопрофильный. Это очень ценно, так как овощеводство в последние годы просело, более 60% площади занимает монокультура, практически разрушены все производства по переработке овощей. Сейчас работают мини-заводы, но этого недостаточно. Инвестпроект будет включать в себя тепличный комплекс общей площадью 3 га, производственный комплекс по выпуску консервированных овощей, логистическую базу и складские помещения, зернохранилище с зерноочистительным и сушильным комплексом.
– Без транспортного обеспечения не будет работать ни одна отрасль. Транспортно-логистический комплекс – понятие очень обширное. Это и дороги, и воздушное сообщение. Один из инвестпроектов называется "Строительство индустриально-логистического парка". Что имеется в виду?
– Географическое и геополитическое расположение Северной Осетии обязывает нас заниматься транспортом, логистикой. Мы – приграничный регион, через нас проходят два транспортных коридора в Закавказье, имеются два таможенных пункта пропуска, международный аэропорт "Владикавказ", железная дорога. Чего нет? Нет логистической инфраструктуры. Современных таможенно-логистических комплексов, которые бы работали по принципу "сухой порт". К примеру, сюда поступают различные грузы, здесь они сортируются, складируются, осуществляется параллельно таможенное оформление. Далее груз отправляется в конечный пункт назначения. К примеру, металл идет с Урала в страны Закавказья. Если автотранспорт, условно говоря, должен ехать в Челябинск и потом через всю страну возвращаться в Армению, то вопрос можно решить по-другому. Посредством железнодорожного транспорта его можно доставить в Северную Осетию, складировать ассортимент металла в приспособленных для этого помещениях, провести таможенное оформление, если требуется, переработку. А далее машина из Армении забирает груз. Это намного упрощает процесс. Что для этого надо? Огромные инвестиции, удобно расположенный земельный участок. Он уже определен, недалеко от аэропорта, но по нему идут судебные разбирательства. Задержка заключается, в основном, в этом.
– Безусловно, перечень проектов намного шире. Это и строительство объездной дороги в обход города Владикавказа, и аэровокзального комплекса, животноводческих и молочных хозяйств, закладка садов. Проекты масштабные и перспективные. Надеемся, что все они будут реализованы в полной мере.
– Пять прорывных направлений вошли в систему "Электронный бюджет РФ" и тем самым защищены от возможных рисков. Это рост валового регионального продукта в 2030 году до уровня 406 млрд руб., 54 млрд руб. внебюджетных инвестиций, около 8 тысяч рабочих мест. Для достижения указанных показателей у нас есть все необходимые условия.
Тамара БУНТУРИ.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30