Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Равнение на спрос

В Северо-Кавказском федеральном округе потребители оказывают большую поддержку представителям бизнеса, то есть они явно ориентированы на продукцию местных производителей. Но потребительский рынок округа характеризуется традиционностью и замедленностью всех процессов.

В таких республиках Северного Кавказа, как Чечня и Ингушетия, вообще нет федеральных продуктовых сетей. В 2017 году в Чечне открылся единственный гипермаркет "Лента". Вероятно, потребители, несмотря на привычку покупать продукты на рынках, не отказались бы от возможности выбрать магазин и пользоваться преимуществами крупных торговых сетей. В Дагестане первый "Магнит" появился в июле 2021 года, поэтому говорить о каких-то тенденциях преждевременно. В Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Северной Осетии есть продуктовые сети, однако и в этих республиках потребители предпочитают покупать продукты питания на рынках и в маленьких частных магазинчиках у дома. Пользуются популярностью ярмарки выходного дня и оптовые продовольственные рынки. В Ставропольском крае кризис выдавил с рынка локальные торговые сети, которые не смогли противостоять экспансии федеральных сетей.

Во время пандемии подушка финансовой безопасности малого и среднего бизнеса на Кавказе оказалась самой тонкой в РФ. В торговле и общепите занята существенная доля населения СКФО, поэтому кризис и пандемия стали серьезным испытанием для них. КЧР и КБР вошли в топ-10 регионов с максимальным количеством закрывшихся предприятий. В первую очередь приостановили работу те, кто не попал в список пострадавших от пандемии. Количество компаний сократилось соответственно на 14,9 и 11,8 процента.

В остальных субъектах СКФО ситуация позитивнее. В Чечне закрылось 9,5 процента предприятий, в Ингушетии – 6,9, в Дагестане – 6, в Северной Осетии – 4,1, в Ставропольском крае – 3,9. Наибольший урон понесла отрасль торговли, больше всех пострадали оптовики. Это привело к снижению уровня жизни и как следствие – к спаду потребительской активности. Коронавирус запустил процесс существенной трансформации рынка. Сформировалась кризисная модель потребления, для которой характерны повышенная чувствительность к ценам, отказ от спонтанных покупок, создание запасов некоторых видов товаров повседневного спроса, отложенный спрос на продукцию длительного пользования и ряд бытовых и развлекательных услуг.

Сложно говорить о том, как долго это продлится, так как пока ситуация остается неопределенной. Потребители хотят вернуться к прежнему образу жизни, но полученный новый опыт изменил их поведение, оно теперь стало нормой. Участники рынка также получили ценный опыт, толчок к дальнейшему развитию, поэтому появляются новые бизнес-модели, более совершенные формы взаимодействия с покупателями.

Ритейлеры продолжат развивать свои экосистемы. Можно выделить ряд тенденций в развитии потребительского рынка, носящих разнонаправленный характер. Продолжится экспансия лидеров традиционного ритейла в регионы, при этом произойдет смена приоритетов в форматах торговли. Потребители при покупке товаров повседневного спроса отдают предпочтение магазинам у дома. Современные технологии покупок позволяют даже небольшим магазинам выдерживать конкуренцию с торговыми сетями. Усилится консолидация ритейла за счет поглощения лидерами рынка региональных сетей – уже сейчас исчезают игроки второго и третьего эшелонов. Вместе с тем есть пример объединения крупных региональных сетей Сибири и Дальнего Востока. Только совместными усилиями они смогут противостоять федеральному бизнесу.

Пандемия ускорила рост е-commerce (электронные покупка или продажа товаров), однако офлайн-магазины остаются значимыми для граждан. Выбор, где купить товар, обусловлен целью покупки: утилитарные перейдут в онлайн, а эмоциональные останутся в офлайне. Следует отметить, что рост онлайн-продаж был не органическим, а перераспределительным. Люди переориентировались с привычных торговых офлайн-площадок на покупки в онлайн. В российский сегмент Интернета за период самоизоляции пришли почти десять миллионов новых покупателей.

Еще одним "ковидным" трендом, который продолжит развиваться, стало появление на рынке компаний из других секторов экономики, предлагающих полноценные услуги в сфере электронной торговли (маркетплейсы). Новая тенденция в рознице – переход к гибридной форме торговли, когда разные категории ритейлеров совмещают офлайн- и онлайн-продажи и сотрудничают с другими продавцами. Вполне вероятно, что после окончания пандемии многие игроки рынка будут и дальше использовать эту бизнес-модель.

Однако из-за высоких операционных затрат гибридная модель не подходит для мелких и независимых розничных компаний. Одно из последствий нынешнего кризиса – стагнация традиционной торговли, поэтому здесь придется трансформировать бизнес. Выходом могут стать коллаборация традиционных магазинов с предприятиями общественного питания и развлечений или дальнейшее развитие формата "жесткий дискаунтер", когда товары низкого качества продаются по минимальной цене.

Ирина ДОЛГОВА,

доцент кафедры менеджмента и предпринимательского права Северо-Кавказского института –

филиала РАНХиГС.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика