"Вдохновение – понятие относительное... Если бы художник все время ждал душевного прилива или какой-то особенной энергии для творческой работы, он бы ничего не успел создать", – рассуждает скульптор Алан Гогаев, ловко орудуя стекой, – скоро будет готова еще одна работа. Возможно, мастер действительно прав, но, глядя на произведения ваятеля, сложно представить, что они создавались в будничной суете без "подсказок" музы.
"Афсати" и "Мальчик на ослике", "Сырдон" и "Похищение" – одни из многочисленных работ Алана Тазретовича Гогаева, выполненных в станковой технике, сразу обратили на себя мое внимание: национальные образы и сюжеты в руках мастера приобрели новое прочтение и заиграли другими красками. Вот оно – видение художника: свое у каждого! А у скульптора Гогаева оно формировалось долгие годы – за время учебы и многолетней практики с инструментом в руках.
Выпускник Владикавказского художественного училища затем стал студентом мастерской профессора Александра Рукавишникова Московского государственного академического художественного института им. В. Сурикова. Но не остановился на достигнутом – через несколько лет окончил творческую мастерскую скульптуры Российской академии художеств под руководством народного художника СССР академика Владимира Цигаля.
"Для продуктивной деятельности больше важна мотивация к творчеству, то, что лично мне дает желание лепить. Ведь творчество само по себе подразумевает тяжелый каждодневный труд, который, с одной стороны, изматывает и угнетает, с другой – приносит эстетическое и моральное удовлетворение, когда ты в результате всех этих мук радости приходишь к завершению своего произведения. И вот это уже особые эмоции – видеть, что твоя скульптура состоялась, – рассказывает о процессе своей работы Алан Гогаев. – Для меня мотивацией служат работы старых мастеров. Сильное желание взяться за творчество возникает после посещения Пушкинского музея, где есть собрание произведений греческой и римской скульптуры, античного искусства, мастеров эпохи Возрождения и т.д. Вообще, как мне кажется, атмосфера художественных музеев не может оставить равнодушным любого человека, а уж художника тем более! Единственное жаль, что не так часто выпадает время и возможность посещать эти храмы искусства".
Для неискушенного зрителя мастерская скульптора – тоже обитель искусства, где можно прикоснуться к прекрасному и поймать энергетические заряды от процесса созидания. Член Московского и Российского союза художников, обладатель серебряной медали Российской академии художеств Алан Гогаев уже много лет живет и работает в Москве. При этом его часто приглашают в другие города, где мастер из Осетии оставил свой профессиональный след в виде монументов. В числе таких произведений – памятники Святителям Гурию Казанскому и Герману Казанскому в Чебоксарах на территории Свято-Троицкого мужского монастыря. Сейчас идет процесс создания нового творения, которое, по замыслу, должно быть установлено на родине мастера. Художник хочет воплотить в памятнике образы воинов-афганцев, спецназовцев и воинов, принимавших участие в локальных войнах. При этом объединить монумент идеей зарождения новой жизни. Сейчас скульптор находится на стадии лепки эскизов, вдохновленный мужеством и героизмом земляков, отдавших свой долг Отчизне.
"В моей работе мне всегда была важна обратная связь со зрителем, понимание того, что мои работы не безразличны окружающим. Если к ним подошли, рассмотрели их, получили какие-то эмоции – неважно, положительные или отрицательные, если они привлекли внимание, это уже здорово! И это еще один стимул к творчеству! – подчеркивает Алан Гогаев, который работает в жанре реалистического портрета, монументальной, станковой, мемориальной скульптуры, а также в стиле гротеск. – Я очень требователен к себе, поэтому мне бывает порой очень тяжело. Во мне часто борются два видения произведения: одно, как думаю и осознаю я сам, и второе – как видит посторонний наблюдатель. В каждую свою работу стараюсь вложить положительные эмоции, переживания, передать смысл сюжета или образа. Вдохнуть в камень или металл жизнь – это особое умение. И если на каком-то этапе я вроде как доволен процессом и результатом, то мое второе я в роли стороннего зрителя не соглашается и пытается спорить, заставляя сомневаться и искать лучшие ходы и законченность пластических образов".
Пожалуй, в этом постоянном поиске, в стремлении к совершенству и есть не всегда понятный со стороны, глубокий смысл творчества. Так, думается, и рождаются работы, которые врезаются в память и составляют сокровищницу культурного наследия.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30