В экспозиционном зале Национальной научной библиотеки Северной Осетии прошло торжественное открытие выставки художника из Майкопа (Адыгея) Сергея ФИЛАТОВА под названием "Территория-64".
Представила публике нашего гостя заслуженный деятель искусств РСО–А, искусствовед Зара Газданова: "Сергей Филатов родился в 1955 году в поселке Сокол Сахалинской области, в 1956 году его семья переехала в Адыгею. В 1982 г. окончил Ростовское художественное училище им. М.Б. Грекова, в 2014 г. – Институт искусств Адыгейского государственного университета. С 1997 года он является членом Союза художников России. Его картины экспонируются на городских, республиканских, зональных и всероссийских выставках, находятся в Картинной галерее Адыгеи, в Национальном музее республики, а также в частных собраниях России и за рубежом.
Сергей Викторович Филатов – "концептуальный художник с элементами постмодернизма, который использует такие художественные приемы, как аллегория, метафора и замещение". Было время, когда и в Осетии наши мастера кисти – М. Чочиев, В. Харебов, А. Гассиев, Ю. Дзантиев – писали в той же манере, что и Филатов, которому, кажется, подвластно все. Его живопись активна, загадочна, философична, требует от созерцателя вдумчивости и серьезного анализа. Почему такое название – "Территория-64"? Сам художник объясняет так: когда был задуман этот проект, ему исполнилось 64 года, в шахматах, игре, которую он любит, 64 клетки, и как раз в то время ему был сон – об изменении жизни… Данный выставочный проект представляет жизненное пространство человека наподобие шахматной доски из 64 чередующихся светлых и темных клеток. Выводя фигуры-символы с игрового поля в стихию жизни, художник пытается постичь философские взаимосвязи природы человека и игры, мужчины и женщины, черного и белого, войны и мира, жизни и смерти, прошлого и будущего. Как известно, шахматы – очень древняя и мудрая игра, которая появилась в Индии приблизительно полторы тысячи лет назад. И если шахматы выдержали такое длительное испытание временем, значит, это далеко не просто игра, и есть в шахматах что-то очень глубокое и притягательное: шахматы не просто развивают логическое мышление, они учат работать над своим эмоциональным состоянием, признавать ошибки, думать наперед, брать ответственность на себя, общаться невербально, способствуют саморазвитию человека. И, вглядываясь в полотна С. Филатова, мы видим руку сильного, страстного мастера, знатока школы живописи, который пишет рельефно, пастозно, мощно. Благодарим художника Вадима Пухаева за то, что он порекомендовал провести выставку "Территория-64" у нас в республике".
По мнению куратора проекта "Территория-64" Фатимы Сулеймановой, "выражение "жизнь, как игра в шахматы" здесь обретает еще один смысл: шахматные баталии разыгрываются в выставочном пространстве, словно на театральных подмостках. Каждая из работ – это окно в другую вселенную со своим временем, своими особыми законами и собственной загадкой бытия… Шахматы являются одновременно моделью и метафорой нашего порядка вещей, они выражают противоборство двух начал мира, иерархичность… В некоторых работах он [художник] превращает свои прототипы в иронические утверждения, которые не означают пародию или насмешку, а скорее вызывают дискомфорт и являются предупреждением против самоуспокоенности…"
Как всегда, очень теплым было выступление народного поэта Осетии Ирины Гуржибековой, подарившей "имениннику" свои стихотворения, где были и такие строки: "Художник видит шахматы в горах, а в шахматах, наверно, видит горы".
О том, что художник Сергей Филатов очень гармонирует со своими произведениями, сказал председатель Союза художников РСО–А Таймураз Маргиев. Он отметил, что в такое сложное время, которое мы переживаем сейчас, музы не молчат – и это прекрасно, что продолжают крепнуть дружеские связи с другими регионами России. Т.Г. Маргиев вручил Сергею Филатову Грамоту СХ РСО–А и художественный альбом с работами осетинских мастеров.
Сам "виновник торжества" искренне поблагодарил руководство Национальной научной библиотеки за прекрасное выставочное пространство, которое появилось в здании 13 лет назад. Он зачитал Приветственное письмо от председателя Союза художников Адыгеи Е.В. Абакумовой, посоветовал студентам художественных факультетов "не увлекаться натюрмортами, но больше включать фантазию и рисовать картины, приходящие из снов", а организаторам выставки – коллективу библиотеки – подарил свою картину "Сирень".
В Тетради отзывов читаю первые строчки, оставленные зрителями: "Замечательная выставка! Работы заставляют думать о многих вещах. Отличная игра света и тени, игра цветов, фактуры… В каждой картине можно прочитать послание… Где обычный человек видит простую партию в шахматы, автор увидел кровопролитную битву,…"
Каждый из посетителей мог насладиться полотном "Золотая радуга", проливающем свет на "Одуванчики", "Подсолнухи", "Хозяина листопада" и жгуче-красные "Перцы", испытать инфернальный страх перед конечностью бытия каждого из нас возле картины "Рука зовущего", почувствовать всей кожей и даже душой сквозняк, идущий от полотна "Заброшенный храм", вспомнить знаменитое булгаковское "Рукописи не горят!" возле картин "Рукопись" и "Рукопись II"…
… А я вглядываюсь в его полотна: "Жертвы агрессии", "Взвешенная игра", "Из-за кулис", "Восхождение к власти", "Конь", "Корона и колпак", "Маски белой королевы", "Осколки времени", "Партия", "Пауза в игре", "Портреты шахматных фигур", "Столкновение", "Черно-белый разлом" – и вспоминаю слова классика Михаила Шолохова в его бессмертном романе-эпопее "Тихий Дон": "Мы, в сущности, пешки на шахматном поле, а пешки ведь не знают, куда пошлет их рука игрока"…
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30