Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Гореть, не выгорая

"Если бы сейчас, в мои 88 лет, мне предложили вернуться на работу к детям, я бы без всяких раздумий сразу согласилась", – говорит Еза Петровна ЦГОЕВА, и по огоньку в ее глазах становится понятно: она вспомнила лучшие годы своей жизни. Годы, беззаветно отданные педагогике, образованию и отдельно каждому ребенку, который прошел через ее заботливые руки.

Сейчас уже сложно сказать – то ли юная Еза выбрала педагогику, то ли педагогика выбрала ее, словно чувствуя, что именно эта энергичная и неравнодушная девушка принесет большую пользу отечественному образованию. После окончания педагогического училища молодой специалист пришла работать в школу учительницей начальных классов. Любовь с первого урока протянулась через всю жизнь Езы Цгоевой: отличник народного просвещения ушла на пенсию с педагогическим стажем 60 лет. Вы только вдумайтесь: более полувека человек изо дня в день посвящала себя любимому делу, ни разу не усомнившись в правильности своего выбора!

"Я часто слышу, как учителей, воспитателей спрашивают о выгорании на работе… Но если ты ежедневно работаешь с детьми, обмениваешься с ними энергией, эмоциями, то как можно выгореть?! Ты постоянно подпитываешься любовью, с которой пришел в профессию", – рассуждает Еза Петровна. И вот уж действительно: ей чуждо понятие "выгорать", зато прекрасно знакомо – "гореть на работе". Начинающему педагогу искренне хотелось созидать, что-то менять к лучшему, искать новые возможности, расширять горизонты. Прийти и формально "отбыть" рабочие часы – это уж точно не про Езу Цгоеву. Ее негласным кредо, о котором знали все коллеги, было стремление делать то, чего еще никто не делал. И именно так она и пришла к организации совершенно нового образовательного пространства.

В начале 1990-х годов Бесланским комбинатом хлебопродуктов №1 для детей своих сотрудников был построен детский сад-ясли "Радуга", рассчитанный на 12 групп. Это было сложное время перестройки: руководители спасали страну, чиновники на местах пытались адаптироваться к новому формату деятельности, а каждый пролетарий был поглощен работой, чтобы прокормить семью. Тогда мало кто думал об образовании и воспитании. И эта нелегкая ноша оказалась на хрупких плечах отважных и неравнодушных педагогов, в числе которых была и Еза Цгоева. Она понимала, что в это непростое время именно учителя и воспитатели становятся главными ориентирами нравственности. Что именно педагог будет для подрастающих поколений маяком в этом штурмующем море перемен. Знала ли она, какие трудности ее ждут, когда принимала предложение возглавить новое дошкольное учреждение? Разумеется, нет. Но даже если бы ее предупредили, она все равно бы согласилась – ведь речь шла о детях, которым нужно было создать условия для развития, роста и воспитания.

"На повестке дня бывали буквально неразрешимые для этого времени вопросы – в садике не было даже стульев. Но мной двигала любовь к воспитанникам, она помогала преодолевать любые препятствия", – вспоминает Еза Петровна, которая прилагала все усилия, чтобы с первых дней вверенный ей детский сад стал образцово-показательным. И это удалось: поднять планку настолько высоко, что перенимать опыт приезжали даже из Москвы. Да и сама заведующая часто выезжала в командировки: учиться новому, делиться практикой с коллегами. Ей неустанно хотелось совершенствовать и без того уже идеально налаженный образовательный и воспитательный процесс. "Я всем сердцем прикипела к дошкольной работе, но школа по-прежнему занимала особое место в моей душе. И мне нестерпимо хотелось соединить две свои самые большие любви в одно целое, – рассказывает Еза Цгоева, и в ее голосе появляются особые нотки воодушевления. Ощущение, будто передо мной не ветеран образования, а молодой руководитель, который сейчас же встанет со стула и отправится воплощать задуманное. – В то время у руководителя комбината были четверо детей, почти все погодки: один ходил в ясли, другой – в среднюю группу, а старшие – в разные классы начальной школы. Родители, естественно, работали, а дети требовали к себе внимания. И тогда я поняла, что для идеи, которая зародилась во мне давно, пришло самое время: в одном образовательном пространстве соединить начальную школу и детский сад".

Это сейчас, в эпоху модернизации системы образования и реализации различных проектов, с самых высоких трибун озвучиваются инициативы по созданию единого блока "детский сад + начальная школа" в рамках одного образовательного учреждения. Только чиновники от образования подводят эти идеи под экономическую основу, тем самым аргументируя оптимизацию системы. А необычный, но сразу же зарекомендовавший себя удачным эксперимент Езы Цгоевой был ориентирован исключительно на достижение высшей педагогической цели: воспитать достойного человека.

"Мой опыт методиста пригодился и здесь: сама разработала программу, которая помогла грамотно и эффективно слить воедино дошкольный и школьный блоки. У этой идеи было немало исследователей, которые выдвигали разные теории практической реализации. Ну а мы просто взяли и попробовали: наши дети успевали всё – и учиться, и играть, и получать дополнительное образование. В расписании был и дневной сон, и питание было организовано на должном уровне", – не без гордости отмечает бывшая заведующая, которая добилась того, что в 1992 году ее учреждение стало настоящим учебно-воспитательным комплексом и стало называться так: "Начальная школа-детский сад "Радуга".

Пожалуй, сейчас сложно представить эту необыкновенную атмосферу, которая царила в этой обители бесконечной любви к детству. Еза Петровна вместе с коллективом сумела создать необычное пространство, где все было направлено на благо ребенка: он получал здесь больше, чем просто образование или воспитание. Окруженный заботой и вниманием, чувствовал свою значимость и поэтому стремился стать лучше, научиться новому и не разочаровать своих наставников. "С первых дней работы в образовании я сумела выстроить теплые и доверительные отношения с детьми. Никогда не делила их на отличников и отстающих, хулиганов и прилежных учеников. Да, к каждому ребенку нужен свой подход, но на то ты и педагог, чтобы найти его. И вот эту равную любовь как главный принцип своей работы я пронесла через все годы, а потому и в новом образовательном пространстве мне было легко наладить взаимодействие с воспитанниками и учащимися", – уникальная методика заведующей Цгоевой заключалась не просто в качественной подготовке к школе, а в особой преемственности. В детях, которые росли вместе с яслей, вкладывались лучшие добродетели. Из года в год, вплоть до окончания четвертого класса. А потом так же целым классом, дружным и сплоченным, их переводили в общеобразовательную школу №4 г. Беслана, где они продолжали свое обучение, оставаясь образцово-показательными учениками до самого выпуска.

И абсолютно неудивительно, что такой передовой опыт стал широко известен в педагогических кругах. Но пойти по этому пути мало кто решился: за звездами скрывались тернии, преодолеть которые могло лишь поражавшее своей глубиной чувство любви к детям и своему делу. Чувство, которое и по сей день испытывает Еза Петровна, до сих пор не смирившаяся с тем, что после ее ухода школу закрыли, и сейчас в стенах бывшей "Радуги" функционирует обычный детский сад. И семья, и коллеги Езы Цгоевой знают, сколько труда было вложено этой поистине невероятной женщиной в создание и становление проекта. И ей как настоящему педагогу, радеющему за подрастающие поколения, очень обидно, что такой ценный опыт затерялся среди архивных бумаг, хотя мог бы стать отличным воплощением заботы о качественных образовании и воспитании детей. И даже сегодня, несмотря на свой возраст, Еза Петровна готова делиться своими знаниями и навыками – лишь бы это приносило пользу педагогике.

"В одиночку сложно что-то создавать, рядом должна быть опора из единомышленников. Для меня таковым был мой коллектив, к которому я применяла такие же принципы равенства и индивидуального подхода, как к детям. Никогда не ругала своих педагогов, а мы вместе делали работу над ошибками. У меня работали 80 человек, все женщины. Было непросто создать дружеско-рабочую атмосферу, но общие цели помогали", – по словам Езы Цгоевой, нет плохих детей – есть плохие руководители, поэтому прежде всего учителям и воспитателям нужно работать над собой и быть примером для своих учащихся и воспитанников.

Источник особой теплоты и несказанной мудрости, известная своей строгостью и высокой степенью ответственности, удивительно скромная и все так же по-женски обаятельная, Еза Цгоева была и остается верным наставником для всех, кому небезразлична педагогика. И в знак подтверждения, что бывших учителей не бывает, и сейчас каждый ее день начинается с новостей системы образования. Она умело обращается с Интернетом, читая тематические сайты, выделяет для себя телевизионные передачи нужного направления и с упоением ждет, когда друг их семьи – директор СОШ №8

г. Беслана Алла Хаблиева – принесет свежий номер школьной газеты. "Когда у нас в гостях Алла, то маму лучше не беспокоить: они сидят и часами обсуждают изменения в школе, в дошкольном образовании, новшества системы допобразования, – говорит дочь Езы Лариса. – Мы не представляем нашу маму вне образования, ее душа навсегда предана педагогике".

…И каждый раз, встречая на своем пути таких Учителей, ты снова хочешь сесть за парту, чтобы ловить свет, льющийся из их сердец...

Комментарий к фотографии
Автор: Мария Панкратова
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика