Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
И вновь о дороге на Моздок

В июле 2019 года началась реконструкция автомобильной дороги "Кавказ" – Хурикау – Малгобек – Моздок". Перед дорожниками была поставлена задача: обеспечить прямую автомобильную связь между Владикавказом и районным центром республики – Моздоком.

О сегодняшнем состоянии данной автомагистрали рассказал пресс-секретарь Комитета по транспорту и дорожной инфраструктуре (КТДИ) РСО–А Николай Песьяков.

– В кратчайшие сроки – всего за 17 месяцев – в полном соответствии с проектом, утвержденным Госэкспертизой РФ, был реконструирован (а фактически построен заново!) 57-километровый участок: под дорогой уложено более 30 водопропускных труб, построено три моста.

На сложных участках, проложенных по лесному массиву, для укрепления и защиты от оползней построены подпорные стенки общей длиной 125 метров, установлено около 12,5 километра силового барьерного ограждения, на горных склонах над дорогой для удержания почвенного слоя уложены синтетические георешетки, вдоль дорожного полотна – водоотводные лотки.

Работы проводятся не в один этап. В декабре 2020 г. задача, поставленная перед дорожниками – обеспечить на первом этапе реконструкции проезд в Моздок по дороге, целиком проходящей по территории республики – была выполнена подрядчиком в объеме, предусмотренном утвержденным проектом. 12 марта 2021 года движение по дороге 3-й технической категории было открыто.

Реконструкцию дороги, которая повысила уровень экономической связанности Моздокского района с остальной частью РСО–А, по своему значению можно сравнить со строительством Транскавказской автомагистрали для развития связей между Северной и Южной Осетией.

Позволю напомнить, что сбойка Рокского перевального тоннеля под Главным Кавказским хребтом, которая произошла в 1986 году, также ознаменовала завершение 1-го этапа строительства и открытие движения по Транскавказской автомагистрали. Те, кто проезжал по дороге в первые годы ее существования, помнят и опасности, которые подстерегали на каждом шагу, и темный (без искусственного освещения) Рокский тоннель, и старые мосты, каменные осыпи летом и снежные лавины зимой и ранней весной, и бесконечные перерывы в работе дороги из-за различных ЧС.

Стихия ежегодно обрушивала на трассу сотни и сотни снежных лавин, камнепады, сели, которые разрушали и дорожное полотно, и искусственные сооружения, паводки смывали значительные участки дороги (например, в 2002 году паводком был полностью уничтожен участок дороги от Тамиска до Мизура – от км 29 до км 56).

С тех пор (вот уже 36 лет подряд!) работы по обустройству Транскама не прекращаются: строятся новые подпорные стенки, которые защищают дорогу от оползней с неустойчивых горных склонов, строятся новые и реконструируются существовавшие ранее мосты, возводятся противолавинные галереи, в недрах горных склонов пробиваются тоннели. Лишь в 2015 году были завершены работы по доведению Рокского перевального тоннеля до мирового технического уровня...

И только сейчас, десятилетия спустя после начала этой колоссальной работы и огромных финансовых средств из Федерального бюджета, вложенных в обустройство дороги, движение по Транскаму становится более безопасным, простои в зимние периоды сократились с нескольких месяцев до 3 – 4 недель в сезон.

Проведу аналогию. Дорога "Кавказ" – Хурикау – Малгобек – Моздок" проложена через лесной массив (почти 12 км) по неустойчивой глинистой почве и через Сунженский хребет – хоть и не такой высокий, как Главный Кавказский, но с такими же неустойчивыми и переувлажненными склонами, с подвижкой грунтов и другими особенностями, характерными для горных склонов. Горы есть горы.

Чтобы стабилизировать дорогу, предстоит выполнить огромный объем работ по ее обустройству, которые сейчас еще только начинаются. Хотелось бы, чтобы это понимали все, кто проезжает по дороге и, особенно те, кто пишет о ней. И не искали виновных.

С учетом опыта эксплуатации трассы за первый год ее существования от дорожников и проектировщиков потребуется найти и разработать новые методы и способы защиты трассы от оползней, от переувлажнения грунтов, найти надежные варианты укрепления и склонов, и самой дороги. Для решения проблем, возникших по объективным причинам, Комитетом по транспорту и дорожной инфраструктуре РСО–А приглашена проектная организация из Краснодара, которая приступит к работе после того, как закончится таяние снега и подсохнут склоны над дорогой.

Проверкой, проведенной специалистами Комитета по транспорту и дорожной инфраструктуре (КТДИ), подрядчику – ООО "Дагспецстройсервис" – предписано в срок до 30 мая 2022 г. провести оперативное восстановление 8 участков дороги и обочин, деформированных в результате переувлажнения склонов и течи из прорыва магистрального водопровода "Родник "Фаныкдон" – Беслан – Зильги – Батако – Раздзог – Заманкул".

Расчистку оползней и восстановление водоотводных канав в срок до 30 апреля 2022 г. должны провести силами подрядных организаций – ООО "Алания" и ООО "Моздокское ДРСУ" – за счет средств по содержанию автодорог.

В дополнение к осуществленному проекту специалисты КТДИ считают необходимым выполнить работы по устройству дополнительных удерживающих устройств и искусственного электроосвещения на отдельных участках трассы.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика