Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Каждый бюджетный рубль – на рациональные расходы

В сегодняшних санкционных условиях финансовая стабильность приобретает особую значимость. Каждый бюджетный рубль должен рационально расходоваться, работая на нужды социально-экономического развития республики. Каким образом содействуют этому специалисты Контрольно-счетной палаты РСО–А? Об этом беседа нашего корреспондента с заместителем председателя этого КСП Казбеком БЕКОЕВЫМ.

– Казбек Викторович, какая работа проводилась палатой в минувшем году?

– Нами проведено 22 контрольных мероприятия, в ходе которых проверено 245 объектов, что на 69 объектов больше, чем в 2020 году. Для устранения выявленных нарушений и недостатков в адрес проверенных министерств и ведомств внесено 52 представления. Также проведено 76 экспертно-аналитических мероприятий, из которых 59 экспертиз проектов законодательных и иных нормативных правовых актов.

Общий объем финансовых средств, проверенных в отчетном году, составил 20 миллиардов 307 миллионов 818 тысяч рублей. Сумма нарушений составила 1 миллиард 629 миллионов 900 тысяч рублей, это на 347 миллионов 988 тысяч рублей больше, чем в предыдущем периоде. Но мы и проверили больше. Поэтому, если этот показатель соотнести с проверенными средствами, то нарушения в 2021 году составили 8 процентов от проверенных средств, а в 2019 и 2020 годах этот показатель составлял 9 процентов.

– В какой сфере больше нарушений?

– Наибольший суммарный объем нарушений в отчетном году выявлен при предоставлении и использовании бюджетных средств, это – 735 миллионов 524 тысячи рублей, далее следуют нарушения в сфере закупок – 391 миллион 556 тысяч рублей.

В ходе проверок выявляются и недостатки. В 2021 году их установлено на сумму 129 миллионов 673 тысячи рублей, из которых 100 миллионов 833 тысячи рублей палата квалифицировала как неэффективные расходы.

– Наряду с традиционной функцией финансового контроля вы осуществляете мониторинг за ходом исполнения бюджета, государственных программ и социально-экономического положения республики. Какова здесь картина?

– Исполнение республиканского бюджета в 2021 году осуществлялось в условиях введения ограничительных мер в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19). По заключенному между Главой РСО–А и Министерством финансов РФ соглашению о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов республики рост налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета в 2021 году не предусматривался. Вместе с тем, по итогам года удалось добиться общего прироста налоговых и неналоговых доходов на 19 процентов. И здесь надо отметить, что это условие, в связи с проведенной работой Правительства РСО–А по мобилизации доходов, Федеральной налоговой службой по республике и другими администраторами доходов республиканского бюджета, было выполнено с успехом.

Фактически объем государственного долга Республики Северная Осетия – Алания на 1 января 2022 года составил 6 миллиардов 882 миллиона 325 тысяч рублей. А его соотношение к общему годовому объему доходов республиканского бюджета без учета безвозмездных поступлений составило 54 процента, при допустимых 59 процентах, прописанных в Соглашении о реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам.

Продолжает иметь место положительная тенденция снижения дотационности бюджета республики. По итогам 2021 года удельный вес дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в собственных доходах бюджета республики составил 21,5 процента, то есть снизился еще на 1,3 процентных пункта (22,8 процента – в 2020).

– Как, на ваш взгляд, реализуются госпрограммы?

– Анализ расходов показал, что из 27 реализуемых в 2021 году государственных программ, 20 программ исполнены в диапазоне выше девяноста процентов. На реализацию мероприятий, осуществляемых в рамках национальных проектов, было направлено 8 миллиардов 501 миллион 671 тысяча рублей, что составляет 93,5 процента от плана.

Мы продолжаем контрольные мероприятия по реализации национальных проектов.

Так, проверка выполнения мероприятий регионального проекта "Дорожная сеть", входящего в состав национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги", показала, что в нарушение установленного статьей 34 Бюджетного кодекса РФ принципа эффективности использования бюджетных средств в 2020 году Владикавказским муниципальным казенным учреждением "Дорожный фонд" при определении стоимости работ по дорожной деятельности применялся региональный прогнозный индекс текущей стоимости строительно-монтажных работ относительно их базисной стоимости, тогда как при применении индекса, рекомендуемого Минстроем России для определения стоимости строительства объектов, финансирование которых осуществляется с привлечением средств федерального бюджета, возможная экономия бюджетных средств составила бы 31 миллион 155 тысяч рублей.

Кроме того, в нарушение Методики определения стоимости строительной продукции и статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", вследствие включения в расчет стоимости работ по текущему ремонту автомобильных дорог резерва средств на непредвиденные работы и затраты в 2020 году произошло завышение сметной стоимости работ при реализации мероприятий регионального проекта "Дорожная сеть" на 15 млн 808 тыс. рублей.

Если говорить о полномочиях по осуществлению аудита в сфере закупок, то результаты мониторинга показали, что наблюдается снижение темпов роста экономии по контрактам, заключенным в республике. Так, в 2020 году экономия по конкурентным торгам в РСО–А составляла 857,48 млн рублей. В 2021 году экономия по РСО–А – 844,14 млн рублей. То есть темп роста составил 98%. Справедливости ради надо сказать, что по РФ этот показатель составил еще меньше – 86%.

При заключении контрактов с единственным поставщиком, в так называемых "прямых" договорах, имеют место нарушения пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ в части разрешенного объема таких закупок. В результате контрольных мероприятий установлено, что общая сумма превышения предельно допустимого объема закупок составила свыше 140 миллионов рублей.

– В 2021 году комплексной проверке подверглись бюджеты Дигорского, Моздокского, Правобережного и Пригородного районов республики. Что она показала?

– В этих проверках мы уделяем внимание и вопросам пополнения и изыскания доходных источников местных бюджетов. Правильность и полнота начисления арендной платы за земельные участки является одним из таких резервов.

По результатам проверок договоров аренды земельных участков Моздокского городского поселения начислено 3 миллиона 525 тысяч рублей, а по договорам аренды земельных участков Пригородного района доначислено 2 миллиона 375 тысяч рублей. Указанную сумму следует взыскать с арендаторов земельных участков в доходы муниципальных бюджетов.

Установлены факты нецелевого использования арендаторами земельных участков сельскохозяйственного назначения общей площадью 1018 га, то есть по условиям договора целевое назначение – пастбище, сенокосы или многолетние насаждения, а фактически используется земельный участок под пашню и возделывание сельскохозяйственных культур. Это безосновательное обогащение арендаторов, так как аренда пашни выше.

Установлены факты и самозахвата. Так, без правоустанавливающих документов обрабатывается 290 га. Таким образом, в бюджеты районов недопоступают доходы.

По вышеуказанным фактам нецелевого использования земли и самозахвата земельных участков материалы проверки переданы в правоохранительные органы для правовой оценки.

В районах еще прослеживается тенденция по снижению арендаторами через судебные органы республики кадастровой стоимости предоставляемых в аренду сельскохозяйственных угодий, в результате чего понижаются ставки арендной платы, что негативно сказывается на пополнении доходной части бюджета районов.

Недопоступление доходов, получаемых в виде арендной платы за земельные участки в связи со снижением кадастровой стоимости, например, в бюджете Дигорского района по 8 участкам за 2019–2020 годы составило 1 миллион 693 тысячи рублей, а в бюджете Моздокского района по 27 участкам за 2018–2020 годы – 33 миллиона 450 тысяч рублей.

– Какие еще резервы пополнения бюджета не используются?

– Что касается участия палаты в изыскании резервов доходной части республиканского бюджета, то по поручению главы республики проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности государственных унитарных предприятий. По четырем ГУПам начислена часть прибыли, подлежащая уплате в республиканский бюджет в размере 13 миллионов 111 тысяч рублей, из которой 1 миллион 4 тысячи рублей, по данным Министерства имущества РСО–А, послужили дополнительным источником увеличения бюджетных назначений по неналоговым доходам республиканского бюджета в 2021 году. (РГУП по эксплуатации групповых водопроводов РСО–А – 9342,5 тыс. рублей; РГП "Севосетинкоммункомплект" – 2362,0 тыс. рублей; СОГУП "Издательство "Ир" – 1166,9 тыс. рублей; ГУП "Медицинские препараты" – 240 тыс. рублей).

По результатам проверок, Палата в представлениях, направленных руководителям объектов контроля, предъявила к возмещению, восстановлению 100 миллионов 457 тысяч рублей. На момент подготовки настоящего отчета, начало марта этого года, устранено нарушений на сумму 73 миллиона 630 тысяч рублей.

По всем установленным во время контрольных мероприятий фактам нарушений, имеющим признаки уголовно-наказуемых деяний, в том числе коррупционной направленности, и свидетельствующих о необходимости вмешательства правоохранительных органов, Палата направляла материалы в их адрес.

Так, для правовой оценки и принятия мер реагирования в правоохранительные органы направлено 7 таких материалов.

В ходе проведения контрольных мероприятий в отношении должностных лиц по основаниям, предусмотренным Кодексом РФ об административных правонарушениях, инспекторы Палаты составили 4 протокола об административных правонарушениях.

По фактам выявленных нарушений в сфере закупок для принятия мер административного реагирования 6 материалов переданы в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия – Алания.

По результатам рассмотрения представлений Палаты применены меры дисциплинарного воздействия к 22 должностным лицам проверенных организаций, допустившим нарушения законодательства.

Уверен, что эти меры послужат укреплению финансовой дисциплины.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика