(К 100-летию народного писателя Осетии Ахсарбека Агузарова)
Порой на редкость удивительно складываются человеческие судьбы. Крайне увлекательно режиссирует Всевышний их поведением, поступками, заслугами, подвигами. Каждое божье создание мечтает объять необъятное, прилагает к этому все усилия, но неожиданно оказывается у подножия другой ипостаси. Как будто судьба давно все уже чиркнула черным по белому листу памяти, ничего не предполагая, автоматически выполняя вложенную в него программу. Народному писателю Осетии – Ахсарбеку Агузарову – с благословения Всевышнего предначертано было одновременно быть и организатором, и художником слова. Причем в такой пропорции, что до конца дней его так и не выяснилось одно обстоятельство: где, в какой области он все-таки был сильней?
Конечно, было бы весьма любопытно знать и его собственное мнение на сей счет, однако мы этого никогда не узнаем. Но, по-моему, в том, что это осталось тайной, тоже есть своя особенность. А заключается она в том, что именно такое равномерное деление его таланта между организационными порывами и художественными всплесками и спрятана тайна его необыкновенной творческой личности. И пока память будет жива о нем, никогда не утихнут эти споры. А пока будут страсти – будут дискуссии, мнения, вопросы. Этим и хороша по-настоящему творческая судьба, ибо это приоткрывает ее тайны жизни и горизонты бытия. Об обладателях такой судьбы нам хочется знать без исключения все: и биографию творчества, и биографию чувств, и биографию вдохновения, и биографию сотворенного ... Но так уж устроено в жизни, что все начинается с рождения человека, с его первых шагов на земле.
Ахсарбек Татарканович Агузаров родился 21 апреля 1922 года. Он – алагирец, уроженец высокогорного селения Згид, находящегося в верхней части Алагирского ущелья в Северной Осетии. Ардон и Ираф – главные реки его детства, отрочества и юности. Учиться ему пришлось в равнинном селении Ставд-Дурт (туда переселились его родители в 1924 году) и г. Алагире (куда вернулась семья будущего писателя через 11 лет). В юношеском возрасте частые перемещения из одного места в другое оказывают отрицательное влияние на психологию растущего организма. Однако, несмотря на эти очевидные препятствия, Ахсарбек Агузаров довольно быстро проявил свои способности к преодолению трудностей. Уже обучаясь в алагирской средней школе, он был редактором чуть ли не всех выпусков стенной газеты. Это, скорее всего, и определило его дальнейшее будущее. После окончания средней школы он серьезно увлекается журналистской деятельностью и организационно-массовой работой. Благодаря этому в его характере с юности определились черты, которые он сохранил до конца жизни: любовь к природе, неукротимая любознательность, тяга к художественному творчеству.
Очень многие в раннем возрасте пишут стихи, ведут дневник, сочиняют рассказы. Но мало кто, вступив на этот путь в школьные годы, следуют по нему всю жизнь. Ахсарбек Агузаров начал сочинять стихи и рассказы очень рано: придумывать разные истории, образно преображать то, что с ним происходило в детстве, выражать свое мироощущение в слове стало для него жизненной потребностью гораздо раньше, чем превратилось в необходимость, в профессию. А определив профессию, стал воспринимать ее как призвание, то есть то главное, ради чего он жил. Иначе как объяснить, что он работал редактором Алагирской районной газеты, затем заведующим отделом агитации и пропаганды местного райкома партии. Здесь первый раз в районном масштабе рельефно раскрылись те организаторские способности, о которых будет еще сказано. Но в том-то и заключается парадокс этой неординарной личности, что почти одновременно с этим появились и первые художественные творения, которые были встречены с большим интересом местной читательской аудиторией.
Однако разительные успехи не вскружили голову талантливому парню, а, наоборот, заставили признаться себе: "Если хочешь расти, необходимо учиться дальше". Будущий писатель в этом плане нашел взаимопонимание и у районных руководителей. И они дали добро. В результате Ахсарбек Агузаров был направлен на учебу в областную партийную школу. Но опять-таки – для взыскательного молодого человека этого было мало. Потому что для уверенного полета ему необходимо было иметь и второе крыло. Им и стало то образование, которое он получил на филологическом факультете СОГПИ им. К.Л.Хетагурова. Завершив учебу в вузе, он становится редактором республиканской газеты "Растдзинад". Потом снова была партийная работа: на посту заместителя заведующего отделом агитации и пропаганды Северо-Осетинского областного комитета партии. Согласитесь, для 28-летнего человека это был потрясающий успех. Многие его ровесники благодарили бы судьбу за такую удачу. Но чувство самоуспокоенности было чуждо для Ахсарбека Агузарова. И он снова отправляется на учебу – теперь объектом его любознательности стали Высшие литературные курсы при Союзе писателей СССР в Москве. Получив новую "инъекцию" знаний, он берется за создание республиканского телевидения. Ахсарбек Агузаров не только блестяще справился с этим крайне сложным поручением руководства республики, но и проработал бессменным председателем Госкомитета Северной Осетии по телевидению и радиовещанию около двадцати лет (1963–1982).
Наряду с плодотворной организаторской (и партийной, и редакторской) работой Ахсарбека Агузарова неудержимо привлекала и литературная деятельность, которая началась в середине пятидесятых годов. Дабе Мамсуров, Хадзыбатыр Ардасенов и другие видные писатели Осетии, отличавшиеся редкой доброжелательностью, без лишних проволочек рекомендовали журналу "Мах дуг" его первый романный опыт – "Хурхæтæн" ("Солнцеворот"), который был напечатан в этом издании в конце пятидесятых годов (1969). Первое крупное полотно вышло отдельным изданием в 1964 году. Роман издавался массовым тиражом и на русском языке – как в Москве, так и во Владикавказе.
В самом разгаре оттепели шестидесятых годов молодой талантливый писатель, умело воспользовавшись возможностями этого исторического момента, в своем первом романе разоблачает разного рода лжецов, очковтирателей, стяжателей, мошенников и подхалимов. Вскрытие социальных корней морали составляет идейно-художественное содержание этого заметного произведения.
Конечно, трудно было Ахсарбеку Агузарову одновременно умело сочетать два самоотверженных занятия – телевидение и литературу, но он, не жалея ни себя, ни свой талант, успешно справился и с этой двойной нагрузкой. И ровно через два года печатает первую книгу нового романа "Сын кузнеца " ("Куырды фырт"), который в дальнейшем получил широкий общественный резонанс. Дело в том, что вся известная автору правда о жизни партийно-советской номенклатуры, хоть и в художественной интерпретации, стала достоянием массовой аудитории, которая по достоинству оценила гражданское мужество и творческую смелость писателя. Высоко отзывалась о новаторской книге и литературная критика Осетии в лице Хадзыбатыра Ардасенова. Размышляя "О некоторых произведениях осетинской прозы последних лет", он назвал романное полотно молодого автора новаторским и художественно выдержанным произведением.
И в последние годы писатель продолжал активно работать в жанре прозы. В 1986 году выходит в свет третий роман Ахсарбека Агузарова "Шум горной реки" ("Хæххон доны уынæр"). В журнале "Мах дуг" он публикует несколько талантливых повестей и рассказов: "Поэма об отважных", "Чабахан", "На крутых виражах" и другие. Ахсарбек Агузаров был не только талантливым романистом, повествователем, рассказчиком, но и прекрасным киносценаристом. По его произведениям отсняты полнометражные художественные фильмы: "Последний снег", "В горах реки бурные", "Во всем виновата Залина", "Буйный Терек". Радиослушатели нескольких поколений наслаждались его радиопьесами "Враги", "Дни боевые". Наконец, за большой вклад в развитие осетинской литературы второй половины XX века ему был присвоено звание народного писателя Осетии.
Заключительные аккорды жизни Ахсарбека Агузарова были омрачены обострениями тяжелой болезни. Но несмотря ни на что, он продолжал много работать, готовил переиздание своих книг на русском и осетинском языках, выстраивал замыслы новых произведений. Однако судьба, безжалостно искушавшая его одновременно в двух ипостасях, решила все по-своему. Гражданская биография писателя оборвалась 11 ноября 1994 года на семьдесят третьем году жизни. Но остались прекрасные произведения, любимая жена Мадисса, достойные дети – сын Руслан, дочь Зоя, внуки Оля, Георгий и Зарема, которыми он с нескрываемой радостью гордился. Сегодня, возможно, писатель был бы очень огорчен теми переменами, которые происходят в отношениях между писателями. Какие-то произведения "детьми перестройки" незаслуженно выведены из поля зрения определенного круга читателей, но общий вектор его художественного мира, бесспорно, имеет своих многочисленных сторонников и почитателей.
Поэтому пришло время воздать ему должное. Первый шаг в этом направлении уже сделан. На главном здании телерадиокомпании "Алания" установлена мемориальная доска в память о его заслугах перед "голубым экраном" республики. Теперь предстоит сделать и второй – назвать его именем достойную улицу в горячо любимом Алагире (например, улицу Колхозную, тем более, что в районе колхозов-то не осталось). Такое внимание к себе он давно заслужил любовью к Осетии, к ее народу, вниманием к ее древней истории, бережным отношением к культурным шедеврам и стойкой верой в великое предназначение искусства.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30