Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Любить, беречь, развивать

Его невозможно учить без любви… Ему невозможно учить без любви… Нам только кажется, что любовь к родному языку – это что-то само собой разумеющееся у его народа. Да, семена посажены в душе каждого, но нужен правильный уход, чтобы они проросли и зацвели. И зачастую такими садовниками становятся педагоги: в нашем случае – учителя осетинского языка и литературы, для которых завтрашний праздник – особенный день в календаре.

Зинаида Дзгоева работает в школе уже 35 лет. Свою карьеру начала с должности корректора в республиканской газете "Растдзинад", а затем жизненный путь привел ее в педагогику. И, как сейчас признается учительница осетинского языка и литературы школы №18 г. Владикавказа, это было одним из самых правильных решений. Здесь сошлись воедино ее две любви – к языку и к детям.

"Я родилась в с. Ставд-Дурта. У бабушки всегда собирались соседки, от которых слышала сказки, легенды, в речи у них постоянно употреблялись осетинские пословицы и поговорки… В такой атмосфере я и выросла, с малых лет слушая родную речь и буквально впитывая ее с воздухом, – рассказывает Зинаида Георгиевна, не только на собственном примере убежденная в том, что любовь и уважение к языку начинаются именно в доме, в семье. – Мы, конечно, в школе стараемся заинтересовать детей, но нам для этого отводится всего пара часов в неделю. А это должно исходить прежде всего от близких. Даже если в доме постоянно не говорят на осетинском – мы же учитываем современные реалии! – то все равно старшие должны проводить просветительскую работу, читать на родном языке, объяснять его значимость для нашего народа".

Родной язык неразрывно связан с культурой и историей его носителей – это касается любого народа. И это тот фундамент, на котором зиждется самобытность, самоопределение этноса. Именно поэтому так ценится каждый шаг по укреплению этой основы, но еще более важно развивать язык, который является живой материей и погибает в стагнации.

"Задача любого учителя вне зависимости от предмета – заинтересовать учеников. И, разумеется, осетинский язык – не исключение, и у каждого педагога своя методика, основанная на общих принципах преподавания родного языка. Сегодня невозможно работать без внедрения цифровых технологий – это расширяет горизонты, позволяет привлекать больше материала. Плюс, конечно, любой интерактив, игровые формы подачи материала. Например, мои ученики очень любят чтение по ролям, небольшие театральные импровизации по произведениям. С ребятами постарше проводим дебаты на осетинском языке. С энтузиазмом воспринимают парную или групповую работу. Они решают кроссворды, переводят тексты с русского на осетинский, рисуют картины по мотивам прочитанного. Часто составляют монофоны и синквейны – это особые стихотворения из 5 строк. Конечно, это все гораздо сложнее, когда ребенок не говорит на осетинском языке, но для этого и есть учитель, чтобы подсказать, направить. Я всегда готова помочь дополнительно – абсолютно бесплатно, лишь бы поддержать интерес школьника", – говорит Зинаида Дзгоева.

По словам педагога, в школе № 18 отношение к преподаванию родного языка – особенное. Директор образовательной организации Залина Бурнацева всячески поддерживает своих учителей, помогает реализовывать их инициативы. "Нас 8 учителей осетинского языка и литературы, у всех разный стаж, но все с любовью подходят к своей работе, стараются, чтобы и процесс, и результат были на достойном уровне. Мы консультируемся друг с другом, обмениваемся наработками, ведь у нас одно общее дело, – отмечает Зинаида Георгиевна. – Я сама переняла любовь и подход к преподаванию у своего учителя осетинского языка – Рамоновой Ирины Семеновны. Ее уже нет в живых, а в памяти еще осталось то, что она вложила, ведь она и вдохновила меня на выбор профессии".

На основе своего многолетнего опыта работы Зинаида Дзгоева считает, что большую роль в появлении у ребенка желания и мотивации к изучению языка играют родители: "У них посредственное отношение к этому предмету: если к другим дисциплинам они внимательны и требовательны, то тут даже на двойки по осетинскому не реагируют. Сделать осетинский язык обязательным экзаменом? Но тогда будет учеба по принуждению, а она должна быть по любви. Кроме того, дети должны чувствовать в нем необходимость на государственном уровне. На мой взгляд, стоит чаще и больше объяснять ребятам значимость языка, воспитывать в них патриотизм, составляющей частью которого является и бережное отношение к родной речи".

Со своей стороны педагоги стараются подбирать новаторские методы, искать подходы к учащимся и при этом успевать развиваться самим, собственными успехами мотивируя детей. Да и сами ребята не отстают, пополняя копилку школы своими достижениями. "В каждом классе как минимум 3–4 ребенка, которые с особым рвением занимаются осетинским языком, пытаясь реализовать себя в различных конкурсах. Их победы становятся дополнительным стимулом для одноклассников, которые тоже начинают стараться".

…Зинаида Дзгоева всегда находит подход к каждому ученику. Ее доброе сердце, призвание к преподаванию и ни с чем не сравнимое чувство радения за осетинский язык становятся главными инструментами в борьбе за внимание учащихся. И побеждают: когда ты слышишь, как искренне мальчишка читает стихи Коста, понимаешь, что учительница сумела зажечь в нем искру интереса. И пусть не в каждом отзовется это чувство, но язык уже спасен от равнодушия. И так, по цепочке, от сердца к сердцу и станет передаваться любовь к осетинскому языку. Любовь, которая всегда будет его оберегом и вдохновением к развитию...

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика