Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
"Работа – это не процесс, а результат"

Не обертка, а содержание – пожалуй, единственно верный подход к образованию. Особенно сегодня, когда знания стали одной из самых конвертируемых валют в мире. И четкое понимание ситуации, готовность принимать и отвечать на вызовы времени позволяют министру образования и науки РСО-А Элле Алибековой правильно расставлять приоритеты.

"Тот же национальный проект "Образование" реализуется не для того, чтобы мы строили красивые школы и детские сады, а чтобы качественно менялось содержание образования, чтобы у детей была мотивация и соответствующие результаты, обновлялась инфраструктура. И программа модернизации направлена не просто на капительный ремонт школ, а предполагает комплексный подход – от повышения квалификации педагогов до вовлечения родителей в жизнь учебного заведения", – рассказала в диалоге с "СО" руководитель образовательного ведомства. Так уж вышло, что если все дороги ведут в Рим, то все вопросы в системе образования сводятся к его качеству и, соответственно, повышению его уровня. И конец учебного года – оптимальное время, чтобы подвести условную черту, дав оценку реализованным мерам, и к началу очередного этапа провести работу над ошибками. И, кстати, в этом отношении очередная кампания по проведению государственной итоговой аттестации – яркий пример того, как были усвоены прошлые уроки. Тем более, что основной период ЕГЭ-2022 стартует уже сегодня – 26 мая.

– При относительно неплохих результатах единого госэкзамена на нахождение республики в "красной зоне" влияет количество нарушений на экзаменах. Как будем бороться с ними в этом году?

– Среди учащихся нарушений не так много, как среди организаторов ГИА. В этом году мы уделили особое внимание их подготовке, тем более, что в прошлом году руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев и глава Северной Осетии Сергей Меняйло договорились о методической помощи в части подготовки экспертов и организаторов. Кроме того, для них провел обучение прямо перед началом ЕГЭ и Федеральный центр тестирования. Надеюсь, что таким образом мы минимизируем нарушения от взрослых на экзаменах. Вторая проблема была связана с работой экспертов: мы традиционно в антилидерах по количеству третьих перепроверок, по качеству проверок работ. Но и тут нашлось решение: 400 экспертов прошли обучение. Все эти механизмы дают надежду на поэтапное снижение числа нарушений и качественное проведение ЕГЭ.

Тем более, как отметила министр, за эти годы проделан большой объем работы, направленной на объективное проведение ГИА.

– Элла Маирбековна, мы, с одной стороны, уже привыкли к ЕГЭ, видим его несомненные плюсы. С другой – на "ура" встречаем слухи об отмене единого госэкзамена и возврате к традиционному способу проверки знаний. А как вы относитесь к тому, что через ЕГЭ мы учим детей быть честными только под камерами?

– ГИА – это лакмусовая бумажка системы образования. Многим кажется, что камеры ограничивают детей в правах. А разве не наоборот – они позволяют соблюсти права тех ребят, у которых есть возможность благодаря их знаниям и упорному труду поступить в вузы мечты? И все эти вбросы в социальные сети не имеют основания: хорошо, давайте отменим ЕГЭ, а что взамен? Какой механизм может способствовать тому, что ребенку не нужно сдавать экзамен дважды? У многих сохранился стереотип, что мы бездумно приучаем детей к тестированию. А ведь уже столько времени практически по всем предметам контрольные измерительные материалы содержат задания с развернутым ответом, что требует от ребенка подумать, проанализировать, поработать с данными. И в этом году задания будут не усложнены, а изменены – более практикоориентированы, направлены на проверку того, как ребенок научился использовать знания, полученные в школе.

– Раз уж мы говорим о механизмах оценки качества образования, то насколько объективным срезом знаний вы считаете Всероссийские проверочные работы (ВПР)? И действительно ли они проводятся в соответствии с заявляемыми требованиями?

– Когда ЕГЭ только появился, он тоже не всегда был объективным, но ежегодно дорабатывался. Думаю, что и ВПР будут усовершенствованы. Мое глубокое убеждение, когда школа ориентирована на положительную динамику результатов ребенка, она покажет объективный результат. Тем более, что сегодня никаких карательных мер к управленческим командам с низкими результатами нет. Напротив, мы ставим задачу помочь таким школам, и поэтому в том числе нам так важна объективность! Но есть школы с необъективными результатами, фальсификацией данных и по этому вопросу уже проводятся проверки.

– За всеми этими результатами все-таки стоит квалификация педагогов, которые работают с детьми. И мне видится, что кадровый вопрос – один из самых болезненных в республике, причем как в количественном аспекте, так и в качественном. И хотя работа по повышению уровня преподавания ведется, вопросы все равно остаются… Что сейчас делается в этом направлении?

– Работа с кадрами – ключевой момент для любой системы образования. Оснащение, инновации, эксперименты – это все не будет работать, если не подготовлен учитель. Как была выстроена работа подготовки кадров? Есть курсы повышения квалификации, мы направляем туда сотни людей, чтобы они изучили современные аспекты ФГОС. Но нужно ли конкретному учителю это? Есть ли у него дефициты по этой части? На сегодняшний день уже более 700 учителей добровольно прошли проверку своих знаний в формате ЕГЭ, и это позволило увидеть пробелы, которые каждому педагогу нужно восполнить. И СОРИПКРО пригласил лучших экспертов по предметным компетенциям, которые провели семинары для учителей. Но это всего лишь первый шаг. То, что учитель сам сдаст ЕГЭ на 90 баллов, еще не говорит о том, что он хороший педагог. Хотя шансы на то, что он может чему-то научить школьника, повышаются. Сейчас начинается второй этап нашей масштабной работы: скорее всего, мы станем первым пилотным регионом по апробации инструментов по оценке компетенций учителей. Здесь и предметные компетенции, и владение методикой, и психологические аспекты. Нашим помощником станет Федеральный центр тестирования, с которым мы определим маршруты обучения учителей – адресно, согласно имеющимся дефицитам. И такой индивидуальный подход позволит отойти от долгосрочных программ – не всегда для получения нужных знаний нужно 72 часа лекций.

Важно было из уст министра услышать и другое – что особую роль в системе образования играют руководители образовательных учреждений. И любое желание педагога привнести изменения невозможно реализовать без директора, который, как никто, должен знать, как это сделать. Должен, но знает ли? Поэтому сегодня Министерством образования республики и разработана программа менторского сопровождения, и будет запущена совместная работа с Академией просвещения. "Эффективная работа и позитивный опыт должны транслироваться на все школы, потому что только директор-практик может показать и чему-то научить таких же управленцев, – подчеркнула министр. – Нам предстоит большой объем задач по работе с директорским корпусом и их заместителями. Все-таки современная школа – это командная работа".

– Неспроста и все профессиональные конкурсы в системе образования сегодня ориентированы на командную работу. Насколько успешно такой подход может быть внедрен в школах республики и будет ли он эффективен, как это ожидается?

– Осетия всегда славилась хорошим качеством образования и педагогами. Мне видится, что и сама система, и сами учителя открыты для изменений, но они взаимозависимы. Именно поэтому, чтобы поменялась сама система, мы начали выстраивать взаимодействие с муниципалитетами, запустили программу обучения. Без участия команд муниципальных органов власти сложно добиться каких-то положительных результатов. Дальше нужно идти к директорскому сообществу, которого у нас нет… И все наши шаги по менторству, по созданию ассоциации сельских школ как раз направлены на формирование профессионального сообщества, чтобы мы понимали и вместе вырабатывали ценности системы образования. Понимали, какие результаты важны для региона, ведь работа – это не процесс, а результат! Есть директора, которые руководят десятилетиями, но в школе нет положительной динамики, при этом они считают, что много работают. Время, затраченное на работу, и результат от нее – это разные вещи. Мы не сравниваем школы между собой, но каждая школа должна становиться лучшей версией себя изо дня в день. Потому что, если учебное заведение находится в стагнации – это постепенно охватывает и всю систему. И нужно начинать с управленческой команды в школе, а потом уже и педагогические появятся.

– На ваш взгляд, директор в школе – это педагог или мененджер?

– Думаю, все-таки – эффективный менеджер-педагог, потому что, если ты не педагогический лидер, а больше позиционируешь себя с хозяйственной частью, то ты не лидер системы, и школа не будет развиваться. Но при этом, если директор считает себя исключительно педагогом и не видит каких-то стратегических задач, не умеет работать с разными категориями людей, то не стоит браться за управление.

Все эти преобразования – уже реальные и еще только потенциальные – направлены, как уже было обозначено, на повышение эффективности той работы, которая ведется в школе. И результативности мы ждем, в том числе, и в олимпиадном движении, тем более, что этому должны способствовать и республиканские программы по развитию математического и химико-биологического образования. И в этом направлении, по словам министра, идет работа по изменению наполнения этих программ, а также по повышению профессионального уровня самих наставников. Ведь, чтобы научить ребенка решать задачи повышенной сложности, учитель сам должен уметь это делать. Поэтому на будущий учебный год ставится задача по качественно иной подготовке к олимпиадам школьного и муниципального уровней.

– Занимаясь развитием образования в школе, мы не должны забывать и о воспитательной функции, роль которой сегодня возросла.

– Самая эффективная воспитательная работа – когда ребенок вовлечен в какую-то деятельность. Например, по поручению главы республики в школах запустили организацию массового футбола – в движении уже порядка 150 команд. Аналогичные задачи сейчас ставятся по волейболу и баскетболу. Сейчас в школах функционирует около 40 спортивных клубов, а к 2024 году они должны быть в каждой образовательной организации. Для нас важно развитие инженерной направленности, над чем мы также успешно работаем в регионе. Мы вообще значительно увеличили охват доп­образованием – до 65%, и показатели будут расти. И эта интеграция детей в тематические секции будет способствовать формированию личности ребенка. Кроме того, в реализации воспитательной функции сегодня в разы возросла роль классного руководителя, который и так всегда занимал важное место в жизни школьника, но сейчас его задачи заметно расширились.

– Отмечу, что программа развития дополнительного образования, принятая в стране до 2030 года, отчасти уже начала свою реализацию в Северной Осетии – довольно многое сделано. Но, думаю, работа продолжается?

–В рамках нацпроекта в 2024 году будет создано еще 25000 мест в системе, на это выделено около 320 млн руб. Это позволит нам дооснастить учреждения допобразования, чтобы качественно реализовывать образовательные программы. Глава региона поставил задачу, чтобы в каждой школе была возможность обучаться по программам допобразования, особенно это важно в сельской местности. И на сегодня осталось около 20 школ, которые еще не охвачены программами. Безусловно, предстоит еще колоссальная работа, но мы не останавливаемся. Подчеркну, что важную роль сыграли и Точки роста. Вся эта современная инфраструктура стала влиять на то, как дети начали воспринимать образование. Да и сами школы сумели расширить свой функционал благодаря этому оснащению.

– Не могу не спросить о школьном питании. Снизилось ли социальное напряжение по этому вопросу? И какая работа ведется с поварами? Знаю, что СОГТЭК организовывал для них краткосрочные курсы, но станут ли они регулярными?

– У нас есть поручение правительства республики по обучению поваров, но делать это во время учебного процесса на качественном уровне невозможно, потому что заменить повара в школе некем. Мы планируем провести обучение, но насколько оно окажется эффективным – будем смотреть по результатам. Сейчас горячим питанием охвачено около 57 тысяч детей – это на 20 тысяч больше, чем в начале реализации проекта. Успокоилась социальная ситуация? Наверное, нет. Вопрос организации горячего питания всегда в числе самых острых, потому что ребенок может сказать "плохая сегодня еда", но что именно не так, дети, как правило, не разъясняют.

У нас две проблемы, одна из которых: горячее питание – холодное. Не могу сказать, что мы устранили ее, особенно в сельской местности, но в рамках капремонта планируем дооснастить пищеблоки и будем решать вопрос. Вторая проблема связана с самим меню. По поручению главы стоимость меню была увеличена с 58 до 72 руб., сейчас завершаем процесс увеличения до 80 руб. Это позволило улучшить меню, которое мы трижды перерабатывали. Не скажу, что оно сейчас тоже полностью удовлетворяет всем потребностям, которые есть у детей и родителей, но наша первая задача, чтобы питание было правильным, сбалансированным, отвечающим физиологическим потребностям ребенка. И вторая задача – высокая съедаемость.

– К кому обращаться, если есть претензии к качеству питания?

– В первую очередь – к классному руководителю. А уже он взаимодействует с руководителем школы. Если есть нерешаемые сложности, то и управления образования, и министерство всегда открыты для диалога.

– Предстоящий учебный год открывает большие возможности для системы среднего профобразования: и новые направления, и увеличение количества бюджетных мест. Теперь наша задача – привлечь туда ребят.

– СПО сегодня настолько востребовано, что, наверное, в дополнительной рекламе особо не нуждается, за исключением, возможно, новых направлений, которые появились в рамках развития экономики региона. Сейчас в приоритете – изменение программ и качества их реализации. От того, что мы формально увеличим количество мест и специальностей, ничего не поменяется. А вот открытие мастерских, массовая организация демэкзамена, которые отражают то, насколько наши дети готовы к практической работе, приблизят нас к решению поставленных задач. Мы будем менять подходы к обучению, к производственной практике. Да и сами мастера производственного обучения должны быть готовы учиться, чтобы соответствовать заявленным высоким стандартам.

– Что ж, учебный год практически завершен. Какую годовую отметку вы бы поставили системе образования?

– Сложно оценить, учитывая большой объем преобразований. Отмечу только открытость системы, ее готовность меняться, принимать новые вызовы. И мне бы хотелось, чтобы наша работа была временем созидания, развития и поддержки педагогов..

Комментарий к фотографии
Автор: Мария Панкратова
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика