Чикола в этом году отмечает свое 170-летие. За эти годы она пережила немало преобразований, имеет славную историю, крепко переплетенную с историей страны. А главное богатство – люди, чьи дела, ратные и трудовые подвиги прославили и продолжают прославлять Чиколу.
Наше сегодняшнее повествование о Борисе Тимофеевиче Лакути (Батарбеке Татаркановиче Лагкуеве) – выдающемся инженере, организаторе электронной промышленности и отечественного машиностроения, при непосредственном участии которого были построены многие предприятия Северной Осетии.
Борис Тимофеевич родился в 1912 году. С. Магометанское (ныне – с. Чикола) считалось на тот момент крупным населенным пунктом, но не было в нем, как писал в своей книге "Записки директора завода" Б. Т. Лакути, "ни одного учреждения просвещения или здравоохранения. Отсутствие медицинского обслуживания приводило к высокой смертности среди населения. Особенно часто умирали дети. В нашей семье, например, было двенадцать детей, из которых семеро умерли еще в юном возрасте. Не лучше обстояло дело и с грамотностью".
После окончания Гражданской войны и установления советской власти в селе был организован фельдшерский пункт, открылась начальная пятилетняя школа. Желающих учиться было больше, чем она могла вместить. Поэтому приняли решение брать в школу не более одного ученика с каждого двора. Из семьи Лагкуевых приняли старшего сына, для Бориса места не оказалось. Но он каждое утро приходил в школу и садился на свободное место. Много раз прогоняли его из класса, но он был упорен в желании учиться и в итоге был зачислен. В 1925 году пятилетнюю школу закончили пятнадцать детей. Это был ее первый выпуск.
Борис со своими школьными друзьями взяли справки об окончании начальной школы, удостоверения в сельском совете и отправились во Владикавказ в надежде продолжить свое образование в педтехникуме. Там у них не приняли документы. Через некоторое время Борис стал учеником ФЗУ на заводе "Кавцинк", а его друзья – учащимися профтехшколы, что была на улице Маркова. Борис получал зарплату – 13 рублей в месяц – и даже пол-литра молока, так как работал в химическом цехе, где производили серную кислоту.
Он по выходным навещал родных, хотя дело это было нелегким. Ведь расстояние в семьдесят километров от Владикавказа до Чиколы нередко приходилось преодолевать пешком, за один световой день. Одно событие, которое произошло в это время, ярко характеризует его человеческие качества.
Возвращаясь во Владикавказ, Борис свернул у моста через реку Ардон и решил искупаться. В одной из низин на берегу реки он обнаружил кожаный чемодан, в котором лежали пачки денег – двенадцать с половиной тысяч рублей. Не найдя хозяина чемодана, он взял чемодан и отправился в город. Придя вечером на проходную завода, рассказал, в чем дело, и попросил вызвать управляющего делами Джанаева, который пересчитал деньги и составил акт. Борису было велено из общежития не отлучаться. Юноша от волнения всю ночь не спал (вдруг его обвинят в чем-либо!), боялся недостачи. Утром его вызвали к директору завода Тогузову. Он вышел навстречу, крепко обнял парня, похвалил и рассказал о том, какую находку тот обнаружил. Оказывается, кассир и охранник одного из предприятий получили деньги в банке, видимо, выпили на берегу и забыли про чемодан. Борису тогда выдали премию и подарили "скороходовские" ботинки стоимостью в 14 рублей. Парторганизация же химического цеха приняла его кандидатом в члены ВКП(б). А через месяц, после окончания учебы в ФЗУ, его отправили на учебу в Ростов-на-Дону, на Донской рабфак.
После был рабфак Ленинградского горного института, а затем Борис поступил в Московское высшее техническое училище имени Баумана, которое с отличием окончил в 1935 году. Молодого специалиста направили технологом цеха на один из московских заводов тяжелой промышленности. Проработав некоторое время, Борис убедился в том, что одних теоретических знаний для технолога недостаточно, чтобы руководить – необходим практический опыт. Поэтому перешел в рабочие, хотя в те годы категорически запрещалось переводить дипломированных специалистов на рабочие должности. Обогатив свой практический опыт, вернулся на свою прежнюю должность, и вскоре его энергия, знания, высокие организаторские способности позитивно отразились на производительности труда завода.
В годы Великой Отечественной войны Борис Тимофеевич работал начальником цеха завода "КИМ", был руководителем группы вооружения военного отдела и главным инженером завода "Красный Октябрь". Он прошел хорошую управленческую школу под руководством выдающихся наркомов. Они высоко ценили его труд, характеризовали как честного и добросовестного человека, не щадившего себя на производстве, всегда отстаивавшего интересы рабочих.
В 1947 году Совет министров СССР решил построить на Кавказе крупное промышленное предприятие по производству электрооборудования для автомобилей и тракторов. Была создана комиссия, в состав которой был включен и Б. Лакути. По его предложению местом строительства этого предприятия был выбран город Орджоникидзе. В совете министров согласились с его мнением и предложили стать директором этого строившегося промышленного предприятия. Завод, являвшийся первенцем машиностроительной отрасли в республике, уже через три года стал выпускать продукцию, а район – социально обустроен: были построены дома для рабочих, детские учреждения, стадион, проложены асфальтовые дороги. Благодаря огромному организаторскому таланту Бориса Тимофеевича ОЗАТЭ стал одним из ведущих предприятий СССР.
В 1957 году он был выдвинут на должность заместителя председателя вновь созданного Совнархоза СОАССР и одновременно – куратором машиностроительной отрасли. По его инициативе и при непосредственном участии в республике были построены восемнадцать новых промышленных предприятий и крупных цехов, а через два года, когда на ОЗАТЭ создалось тяжелое положение с выполнением производственной программы, Борис Тимофеевич вернулся на предприятие и выправил состояние дел.
В 1961 году по рекомендации руководства республики Б.Т. Лакути был назначен директором строившегося предприятия "п/я № 17" во Владикавказе – первенца электронной отрасли в Северной Осетии. А через год, будучи на посту руководителя этого завода, весьма важного для ракетной и космической техники страны, постановлением Совета министров РСФСР, был утвержден неосвобожденным членом Совета по координации работы совнархозов Северо-Кавказского экономического района. И с этой задачей он справился, о чем свидетельствует и тот факт, что в 1963 году был создан так называемый большой Северо-Кавказский совнархоз на базе ликвидированных семи советов народного хозяйства экономического района, Борис Тимофеевич был назначен начальником Управления радиоэлектронной промышленности всего Северного Кавказа и членом совета этого Совнархоза.
При непосредственном участии и поддержке его инициатив со стороны руководства в столице республики были построены заводы "Гран" и "Разряд", на базе машинно-тракторной станции в Алагире развернулось предприятие по производству проволочных резисторов (Алагирский завод сопротивлений). В последующем были также введены в действие заводы "Кристалл" и "Магнит", "Бином", НИИЭМ с опытным заводом и некоторые другие. Построенная и работавшая группа предприятий электронной промышленности востребовала открытие факультета электронной техники в Северо-Кавказском горно-металлургическом институте и открытие техникума электронных приборов.
В период развития электронной промышленности и машиностроения в республике была решена проблема занятости населения, в том числе и среди женщин.
После реорганизации совнархозов Борис Тимофеевич решил вернуться на свою прежнюю должность директора завода "Янтарь", здесь он был в своей стихии.
Академик Российской и Европейской академий естественных наук, доктор технических наук, профессор СКГМИ Владимир Царикаев, хорошо знавший Б. Лакути, писал: "За долгие годы работы в промышленности у Бориса Тимофеевича сложились свои взгляды по некоторым важным вопросам, которые не потеряли свою актуальность. Свое мнение не раз он открыто и аргументированно высказывал на областных партконференциях и сессиях Верховного Совета республики".
За самоотверженный труд в годы войны и мирного строительства Борис Тимофеевич Лакути был награжден орденами Ленина, Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени (дважды) "Знак Почета" (дважды), многими медалями.
Он очень любил свою малую родину. В Чиколе построил филиал завода "Янтарь", где его односельчане работали и получали хорошую заработную плату, на берегу Уруха пионерский лагерь, где в летние месяцы отдыхали дети со всей республики.
Борис Тимофеевич Лакути умер в 1985 году, но память о нем живет, она увековечена. Его именем названы улицы во Владикавказе и Чиколе.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30