Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Открывал приходы, строил храмы

Протоиерей Косьма ТОКАЕВ (1843–1906) – видный деятель осетинской культуры, миссионер, просветитель, педагог, этнограф, настоятель церкви ве­ликомученика и Победоносца Георгия в Ардоне (1876–1884; 1891–1905)

Протоиерей Косьма (Кудзæг) Гаврилович Токаев родился в с. Даргавсе предположительно в 1843 году. В декабре 1850 года Косьма поступил во Владикавказское духовное училище, а в конце 1858/59 учебного года был переведен в низшее отделение Тифлисской духовной семинарии. В 1865 году он окончил семинарию по I высшему разряду и был назначен учителем Закона Божия в церковно-приходскую школу с. Гизели.

30 апреля 1866 года Косьма Токаев был рукоположен в диакона, 5 мая того же года – в священника, и был направлен к служению в Михаило-Архангельскую церковь с. Гизели. За короткое время молодой священник за­воевал признание прихожан. Под его влиянием гизельцы стали активнее посещать храм, совершать пожертво­вания. В 1873 году они заказали во Владикавказе на свои средства для храма две большие иконы – великомученика и Победоносца Георгия и архангела Михаила.

Отец Косьма активно занимался миссионерской и проповеднической дея­тельностью среди мусульман и ренегатов. В 1872 году он с миссионерской целью был командирован во все приходы Осетии. За полезную проповедническую деятельность священник в 1873 году получил от экзарха Грузии архиепископа Евсевия (Ильинского) благодарность и архипастырское благословение.

В 1876 году деятельный священник был переведен в с. Ардон настоятелем церкви ве­ликомученика и Победоносца Георгия и назначен и. д. благочинного церквей ХI (Ардон­ского) округа. В 1879 году на съезде духовенства о. Косьма был избран благочинным и утвержден в должности экзархом Грузии Иоанникием (Рудневым). На этом ответственном посту он находился до октября 1884 года.

Являясь одним из сподвижников епископа Владикавказского и Моздокского Иосифа (Чепиговского), о. Косьма Токаев активно включился в миссионерскую и просветительскую де­ятельность в Ардонском округе. Первым делом он навел порядок внутри обветшавшего храма, построенного Осетинской духовной комиссией еще в 1857 году. По прошению о. Косьмы Совет Общества восстановле­ния православного христианства на Кавказе выделил 400 руб. на постройку колокольни. Ардонцы приняли самое активное участие в реконструкции храма. Оставив свои полевые работы, прихожане безвозмездно подвозили на подводах строительные материалы. По свидетельству современников, личное участие в строи­тельных работах принимал и сам настоятель.

За короткое время храм был полностью реконструирован, построены новая колоколь­ня, каменная ограда и сторожка. В 1878 году в Москве для храма на средства состоятельных московских жертвователей был отлит 52‑пудовый колокол с надписями на осетинском языке, закуплена церковная утварь. 26 октября 1880 года состоялось освящение храма, которое совершил епископ Иосиф.

Как благочинный, о. Косьма принимал самое активное участие в строительстве новых храмов и часовен в Ардонском округе. При его содействии в 1879 году был построен храм великомученика и Победоносца Георгия в с. Наре (Наро-Мамисонского прихода), в 1880 году – часовня в высокогорном с. Верхнем Зарамаге. Немалые усилия о. Косьма приложил для постройки Михаило-Архангельской церкви в с. Кадгароне.

Благочинный Косьма Токаев много потрудился и на миссионерском поприще. В газете "Терские ведомости" современник отмечал, что "деятельность его, как одного из очень ограниченного числа образованных осетинских пастырей, была очень заметна и простиралась не только на вверенные ему приходы, но, можно сказать, на всю Осетию". В феврале 1882 года за обращение в православие 167 человек магометан и ренегатов о. Косьма Токаев был награжден орденом Святой Анны 3-й степени.

Наряду с пастырским служением, о. Косьма преподавал в ардонской при­ходской школе Закон Божий, за отличные успехи в преподавании которого в 1882 году по­лучил благословение и благодарность от экзарха Грузии архиепископа Павла (Лебедева).

В октябре 1884 года о. Косьма Токаев был освобожден от всех должностей и в течение ряда лет успешно исполнял обязанности наблюдателя над цер­ковно-приходскими школами. С открытием в октябре 1887 года в с. Ардоне Алек­сандровского осетинского духовного училища он стал в нем членом правления, делопроизводителем и преподавателем осетинского языка.

В мае 1891 года о. Косьма вновь был назначен настоятелем ардонского храма великомученика и Победо­носца Георгия и благочинным церквей ХI (Ардон­ского) округа. В апреле 1897 году за заслуги по духовному ведомству священник был возведен в сан протоиерея, а в 1903 г. – награжден орденом святой Анны 2‑й степени.

Успехи пастырской деятельности о. Косьмы во многом определялись тем, что он был блестящим проповедником. В своих церковных проповедях он уделял внимание таким негативным обычаям осетин, как похищение девушек и выплата калы­ма. В 1891 году о. Косьма издал сборник поучений на осетинском языке, "явившийся плодом его 26‑летней не­утомимой и выдающейся проповеднической деятельности среди северных осетин". Сборник поучений сыграл огромную роль в православном просвещении осетин, поскольку прихожане получили возможность слушать проповеди на родном языке. В 1911 и 1913 годах в осетинском христиан­ском журнале "Чырыстонцард" ("Христианская жизнь") были переизданы 10 поучений протоиерея Косьмы Токаева.

Много времени и энергии у благочинного отнимали поездки по приходам Ардонского округа, особенно по труднодоступным горским приходам, количество которых в благочи­нии с каждым годом увеличивалось. Если в 1892 году округ состоял из 8 приходов, то в 1902 году охватывал уже 13 с общим числом паствы около 26 тысяч человек.

В должности благочинного о. Косьма Токаев много сделал для открытия новых приходов. Так, он неоднократно ставил перед церковными властями вопрос о вос­становлении зругского прихода. 8 апреля 1897 года по указу Святейшего Си­нода при храме с. Зруга был восстановлен самостоятель­ный приход с причтом из священника и псаломщика. Алтарь и восточная сторона древ­него Зругского храма (Хозиты Майрæм), возведенного в XI в., были покрыты фресковой живописью, где были изображены апостолы и картины евангельской жизни.

Большое внимание о. Косьма уделял и строительству новых храмов в благочинии. При его содействии в 1901 году была построена церковь Успения Пресвятой Богородицы в с. Лисри Тибского прихода.

Отец Косьма продолжил преподавание осетинского языка в Александровской миссио­нерской духовной семинарии в Ардоне. В 1896 году при ардонской школе начальной грамоты он открыл воскресную женскую школу для взрослых женщин с ежедневными вечерними занятиями. В феврале 1898 года протоиерей Косьма Токаев стал председателем Ардонского от­деления Владикавказского епархиального училищного cовета, в функции которого входило открытие и содержание школ, назначение и увольнение учителей, инспекторский надзор над школами и другие вопросы. Эту от­ветственную должность он исполнял до 1 августа 1900 года, а позже оставался постоянным членом отделения.

Неотъемлемой частью просветительской деятельности о. Косьмы Токаева являлись его переводы богослужебной литературы на осетинский язык. Вместе с осетинскими священниками Михаилом Сухиевым, Александром Цаликовым, Илией Дзампаевым он входил в состав цензурного комитета, созданного во Владикавказе, для перевода на осетинский язык священно-церковных и учебных книг. Члены комитета осуществляли цензуру, оказывали практическую помощь переводчикам, сами перевели на осетинский язык ряд книг и учебных пособий.

В 1878 году священники Косьма Токаев и Михаил Сухиев были цензорами "Катехизических поу­чений", которые епископ Иосиф составил на осетинском языке и издал на собственные средства. В 1881 году цензурный комитет одобрил издание во Владикавказе на осетин­ском языке книг архиепископа Иосифа "Краткая Священная история Церкви Божией Ветхого Завета" и "Священная история Церкви Божией Нового Хри­стова Завета". В феврале 1881 года за усердие и труды по переводу богослужебных книг на осетин­ский язык о. Косьма был награжден знаком святой Нины 4‑го разряда. В 1895 году он стал цензором пятого издания "Осетино-русского букваря" епи­скопа Иосифа. В составе цензурного комитета о. Косьма работал вплоть до начала ХХ в.

Отец Косьма оказал епископу Иосифу существенную помощь при составлении "Рус­ско-осетинского словаря с краткой грамматикой". Он перевел на осетинский язык книгу "Утренние и Вечерние молитвы", которая в 1894/1895 годах была издана Михаило-Архангельским Владикавказским брат­ством тиражом 3 тыс. экземпляров.

В 1901 году протоиерей Косьма Токаев был привлечен епископом Владикавказским и Моздокским Владимиром (Сеньковским) к работе по пересмотру Евангелия на осетинском языке (1864). Из­дание в 1902 году во Владикавказе перевода Евангелия в новой редакции стало знаменательным событием в жизни Осетии.

Отец Косьма известен и как этнограф и публицист. В 1873 году в газете "Терские ведомости" была опубликована его статья "Несколько слов о религиоз­ном состоянии осетин-христиан", а в 1898 году в двух номерах журнала "Владикавказские епархиальные ведомости" – статья "Следование Иверской чудотворной иконы Божией Матери по горам Северной Осетии Алагирского ущелья".

Во время своего служения в Ардоне о. Косьма Токаев оказался причастен к научной ра­боте таких выдающихся русских ученых, как В.Ф. Миллер и М.М. Ковалевский. Миллеру он оказывал помощь при сборе лингвистического материала для осетинско-русско-немецкого словаря и этнографического и фольклорного – материалов для "Осетинских этюдов". Ко­валевскому о. Косьма предоставлял материалы по различным сторонам семейно­го и общественного быта осетин, которые были широко использованы ученым в его фундаментальном труде "Современный обычай и древний закон. Обычное право осетин в историко-сравнительном освещении".

В 1905 г. революционный дух охватил и семинаристов Ардонской семинарии, в которой о. Косьма преподавал осетинский язык. После исключения нескольких семинаристов остальные потребо­вали восстановления их прав. Противостояние против духовенства семинарии вылилось в стрельбу по квартире ректора и о. Косьмы. Епархиальная власть пошла на уступки и восстановила отчисленных семинаристов. Решив не обострять ситуацию, она перевела о. Косьму Токаева на новое место служения. 28 июля 1905 года он был освобожден от всех должностей и назначен священником в молитвенный дом с. Орбелиановки 2-го (Пятигорского) благочиннического округа Владикавказской епархии (ныне пос. Орбелиановка Минераловодского района Ставропольского края). По существу, этот перевод явился ссылкой для известного священнослужителя. Протоиерей Косьма Тока­ев, прослужив в селении только год, скончался 16 августа 1906 года. По данным Б. А. Алборова, он был погребен в ограде пятигорского Спасского собора.

Подвижническая деятельность и творческое наследие протоиерея Косьмы Токаева, на наш взгляд, должны стать объектом более пристального внимания исследователей.

Комментарий к фотографии
Автор: Мария Панкратова
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика