Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Горечь отступления и радость победы майора Каирова

На рассвете 22 июня 1941 года первые удары фашистских войск приняли на себя пограничники и передовые подразделения войск прикрытия.

Из-за многих как объективных, так и субъективных причин частям и соединениям Красной армии пришлось отражать удары противника в исключительно тяжелой обстановке. И несмотря на многочисленные факты героического сражения частей и подразделений в первые дни войны не удалось оказать врагу организованное сопротивление и задержать его в приграничной полосе.

Кудаберди Курманович Каиров начало войны встретил недалеко от Бреста, в деревне Жабинки. К тому времени за его плечами были учеба в полковой школе, опыт почти трехлетней службы в подразделении и боевой опыт советско-финской войны. Несмотря на воинское звание старшины, он занимал офицерскую должность – командира артиллерийского взвода. В ночь с 21 на 22 июня 1941 года Кудаберди был дежурным по дивизиону.

– Заступил в наряд, – вспоминал впоследствии Кудаберди Курманович. – На разводе и вечерней поверке обратил внимание на действия суточного наряда и личного состава подразделений по сигналу "тревога". Наш 30-й отдельный зенитный дивизион был передислоцирован сюда из Финляндии, большинство личного состава имело боевой опыт.

Ночью, находясь в помещении дежурного по дивизиону, я услышал со стороны границы какой-то странный гул. Вышел из помещения во двор. В предрассветных сумерках рассмотрел на небе множество черных точек. Я не мог, да и не хотел, верить, что эти точки – самолеты. Но худшее подтвердилось. Через несколько минут в районе Бреста и Брестской крепости увидел зарево, затем услышал звук разрыва авиационной бомбы. А спустя еще мгновения самолеты были над нашим военным городком.

Но к тому времени дивизион был на ногах, каждый занял свое место согласно боевому расчету, но… Орудия были без артвыстрелов, а расчеты – без личного оружия. Боеприпасы к нашим орудиям находились на складах в Бресте, к орудиям брестских артиллерийских подразделений – на складах нашего гарнизона. А вдобавок ко всему 21 июня все карабины личного состава и пистолеты офицеров дивизиона (кроме состава караула) были сданы на склад.23 июня взамен их бойцы должны были получить винтовки и пистолеты нового образца. То есть к вечеру 21 июня дивизион был практически разоружен. Немецкие самолеты без препятствия отбомбились и улетели, жертв среди личного состава гарнизона не было.

Командование гарнизоном в срочном порядке начало исправлять ошибки и послало в Брест за боеприпасами. Подразделениям приказали получить стрелковое оружие нового образца. Особенности устройства самозарядных винтовок СВТ-40, их обслуживание и стрельбу пришлось изучать в ходе снятия с консервации и дальнейшей их эксплуатации. А вот снаряды к орудиям мы так и не успели получить – на нас уже пошла армада танков. Чтобы не оказаться раздавленными под гусеницами, подцепив орудия к ЗИс-5, быстро стали отходить по лесным дорогам. К концу июня форсировали Березину и на ее левом берегу заняли оборону, получив по нескольку артвыстрелов на орудие. К сожалению, попытка оказать сопротивление противнику успеха не имела. И снова с боями мы начали отходить, под Смоленском получили подкрепление, боеприпасы, и дивизион уже в полную силу участвовал в Смоленском сражении…

В ноябре 1941 года подразделение Каирова отличилось в боях под Калугой. Кудаберди со своими боевыми товарищами отбили все атаки – воздушные и наземные, не дали врагу разрушить железнодорожный и автомагистральный мост на реке Угра, жизненно важную для Красной армии магистраль. За личную храбрость и умелую организацию обороны объекта он был награжден орденом Красного Знамени.

Кудаберди Курманович участвовал во многих сражениях. Прошел с боями от Москвы до самого логова врага. За мужество и отвагу был еще награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны, несколькими медалями, имел благодарности от Верховного Главнокомандующего. После демобилизации в декабре 1945 года вернулся в родную Осетию. Партийное руководство направило его на службу в милицию. Тридцать лет верой и правдой служил он закону. Во всем Ирафском районе люди уважали майора Каирова за честность и бескорыстие. Он знал всех жителей района, все знали его! Представители старшего поколения деятельность сегодняшних работников правоохранительных органов сверяют по Кудаберди Курмановичу Каирову.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика