Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Труженик Христов

Протоиерей Алексий ГАТУЕВ (1847–1909) – видный деятель осетинской культуры, миссионер, просветитель, переводчик богослужебной литературы, этнограф, настоятель владикавказской церкви Рождества Пресвятой Богородицы (Осетинской) (1894–1909).

Алексий Георгиевич (Какý Гатуевич) Гатуев родился в 1847 году в Дигории. В 1852 году Гатуевы, переселившись из селения Дур-Дур, стали одними из первых поселенцев новообразованного с. Вольно-Христиановское (ныне г. Дигора). Алексий начал свое в обучение школе, которую в 1856 году открыл в селении священник Иоанн Мревлов. Свое образование он продолжил в осетинском Владикавказском духовном училище, а затем в Тифлисской духовной семинарии. В 1867 году Алексий окончил семинарию по I высшему разряду и стал работать учителем в церковно-приходской школе с. Салугардана (ныне г. Алагир). В том же году он открыл первую сельскую женскую церковно-приходскую школу в Осетии.

В августе 1869 года экзарх Грузии архиепископ Евсевий (Ильинский) рукоположил Алексия Гатуева в сан диакона, а затем в сан священника салугарданской церкви святого пророка Илии. В этом храме он прослужил более двадцати лет. Молодой священник упорно боролся в приходе против таких вредных обычаев, как похищение девушек, выплата калыма, разорительные расходы на похороны и поминки и др. В 1881 году в газете "Терские ведомости" отец Алексий опубликовал статью "Об искоренении суеверных и разорительных обычаев в Осетии", которая является важным источником по изучению процесса постепенного отхода осетин от многих архаических обычаев.

В 1874 году отца Алексия назначили и.о. благочинного Дигорского округа, а в 1879 году он был избран благочинным. На этом поприще он положил немало трудов в деле строительства храмов. При его содействии были построены церкви в махчесском, стур-дигорском, дагомо-архонском, ново-урухском приходах и часовня в с. Бирагзанге.

Энергия, глубокие знания и авторитет отца Алексия вдохнули в работу миссии новую жизнь. Только за два летних месяца 1879 года благочинный совершил 33 миссионерские поездки в Дигорское ущелье. Его проповеди оказывали сильное эмоциональное воздействие на прихожан, они отличались простотой стиля, образностью и жизненной правдой. По свидетельству многих современников, отец Алексий был выдающимся духовным оратором. В 1883 году за активную миссионерскую деятельность он был награжден орденом св. Анны III степени. Его неоднократно отмечали в "Отчетах Общества восстановления православного христианства на Кавказе".

В 1885 году отец Алексий Гатуев стал благочинным многочисленного Ардонского округа. Особые трудности возникали у него при посещении горских приходов. Крутые склоны, занесенные глубоким снегом, при плохой погоде становились опасны для жизни. Судя по дневниковым записям отца Алексия, в 1888 году при посещении прихода в высокогорном селении Зруг ему пришлось стать инициатором и даже непосредственным участником прокладки тропы по отвесной скале.

5 сентября 1890 года отца Алексия перевели во Владикавказ и назначили настоятелем Братской Свято-Троицкой церкви с сохранением обязанностей благочинного осетинских церквей. Через месяц он открыл при церкви церковно-приходскую школу, которая содержалась на пожертвования прихожан и самого настоятеля. Во Владикавказе семья Гатуевых проживала по улице Тарской (ныне улица Цаголова, 32).

В июле 1891 года отец Алексий перешел во владикавказскую Константино-Еленинскую церковь, крупнейший приход в городе. Священник приложил большие усилия для привлечения в храм прихожан: проповедовал, организовал хороший церковный хор, украсил церковь новыми иконами. Его заботами за короткое время вокруг церкви построили каменную ограду с красивой решеткой. Отец Алексий самоотверженно вел себя во время эпидемии холеры 1892 года: рискуя заразиться смертельной болезнью, он посещал дома тяжелобольных, причащал и соборовал их.

Зимой 1891 года отец Алексий активно поддержал протест против закрытия во Владикавказе Ольгинского осетинского женского училища, в котором с октября 1890 года преподавал Закон Божий. У истоков создания этой школы стоял протоиерей Алексий (Аксо) Колиев. В ответ на закрытие 5 января 1891 года женской школы 16 представителей осетинской интеллигенции, включая отца Алексия, по инициативе Коста Хетагурова обратились к обер-прокурору Святейшего Синода К. П. Победоносцеву с прошением о возобновлении деятельности просветительского учреждения.

В итоге к середине 1891 года школу удалось отстоять, решение о ее закрытии было отменено, однако все участники протеста были подвергнуты разного рода наказаниям. Так, из Осетии был выслан Коста Хетагуров. 23 октября 1892 года епархиальные власти перевели отца Алексия настоятелем Покровской церкви ст. Слепцовской Сунженского округа. На новом месте служения он проявил себя как ревностный и усердный пастырь, открыл при храме церковно-приходскую школу, оставив о себе добрую память.

2 августа 1894 года отец Алексий был назначен настоятелем владикавказской церкви Рождества Пресвятой Богородицы (Осетинской), в которой прослужил до своей кончины. Пастырская деятельность отца Алексия была отмечена наградами: 24 апреля 1902 года он был возведен в сан протоиерея, в 1906 году получил орден св. Анны II степени.

В течение многих лет отец Алексий был блестящим преподавателем Закона Божия во владикавказском епархиальном женском училище и владикавказской Ольгинской женской гимназии. В 1905–1907 годах он возглавлял Владикавказский осетинский женский приют (бывшую Ольгинскую женскую школу). В 1895 году отец Алексий издавал при газете "Терские ведомости" приложение духовного содержания – "Епархиальный листок".

С 1901 года отец Алексий Гатуев руководил работой Комиссии по пересмотру перевода на осетинский язык Святого Евангелия. В состав Комиссии, по представлению Коста Хетагурова, вошли как духовные лица (А. Гатуев, К. Токаев, А. Цаликов, А. Цаголов, М. Хетагуров, М. Коцоев, Н. Джиоев), так и светские (Г. Баев, В. Цораев, А. Кубалов, З. Кубалов, К. Хетагуров, Х. Уруймагов, Ф. Голиев). "Святое Евангелие" на осетинском языке в новой редакции было опубликовано в 1902 году во Владикавказе.

Научные интересы отца Алексия Гатуева формировались в русле российской науки при непосредственном участии таких корифеев истории и этнографии, как В.Ф. Миллер и М.М. Ковалевский. Во время своей второй научной экспедиции в Осетию летом 1880 года В.Ф. Миллер несколько дней провел в доме Гатуевых в с. Салугардане. Здесь ученый впервые познакомился с обычаями осетинского гостеприимства и этикета, которые затем описал в статье "В горах Осетии". Долгие годы продолжалась переписка отца Алексия Гатуева с В. Ф. Миллером, которая, к сожалению, не сохранилась.

По просьбе В.Ф. Миллера отец Алексий принял участие в сборе этнографического и фольклорного материала. Собранные им сведения о религиозных верованиях дигорцев были включены ученым в работу "Религиозные верования осетин", которая составила вторую часть его знаменитого труда "Осетинские этюды". В качестве одного из главных источников своей работы он отметил "рукописную записку священника Гатуева о дигорских дзуарах". Материалы о. Алексия о традиционных религиозных верованиях дигорцев являются ценным источником для реконструкции древнейших этапов религиозного мышления осетин. Он также принимал участие в сборе материала по осетинскому языку для Осетинско-русско-немецкого словаря, составлением которого занимался В. Ф. Миллер.

Летом 1883 года произошло знакомство отца Алексия Гатуева с выдающимся русским историком М. Ковалевским. Наряду со сбором полевого материала по обычному праву осетин ученый исследовал их материальную и духовную культуру, религиозные верования, социальную организацию и общественный быт. В Алагире и Салугардане основным его информантом и помощником был отец Алексий. Он предоставил ученому ценный материал по широкому кругу вопросов этнографии осетин: социальной структуре общества, системе родства и терминам искусственного и свойственного родства, правам наследования, формам брака и свадебным обрядам, религиозным верованиям, нормам обычного права и др. В своем фундаментальном труде "Современный обычай и древний закон. Обычное право осетин в историко-сравнительном освещении" М. Ковалевский широко использовал эти этнографические данные.

Заметным вкладом отца Алексия Гатуева в осетиноведение стал его историко-этнографический труд "Христианство в Осетии. Исторический очерк". В 1891 году газета "Терские ведомости" издала очерк в 12 номерах. В 1896–1901 годах труд отца Алексия был напечатан во "Владикавказских епархиальных ведомостях", а в 1901 году – в переработанном и расширенном виде издан отдельной книгой. В 2007 году А.А. Горобец в серии "Кавказ христианский" переиздал книгу священника в редакции 1901 года.

В своей книге отец Алексий Гатуев предпринял попытку рассмотрения истории распространения христианства в Осетии. Он осветил деятельность христианской миссии в Осетии, подвижническую деятельность духовенства, религиозные верования осетин (общеосетинские календарные праздники, весь поминальный цикл, народный календарь осетин и др.). Крупный этнограф-кавказовед М.О. Косвен писал, что исследование отца Алексия Гатуева это "основательная работа по литературным источникам, архивным материалам Осетинской духовной комиссии и народным преданиям". Труд священника не потерял своей научной ценности и в наши дни, представляя бесценный источник при изучении духовной культуры осетин.

Отец Алексий был главой большой семьи, в которой было 12 детей. Все они получили образование: Константин (Дзахо) стал известным писателем, Сергей – первым профессором геологии в Осетии. Протоиерей Алексий Гатуев скончался во Владикавказе в ночь на 27 ноября (по старому стилю) 1909 года. 29 ноября в ограде церкви Рождества Пресвятой Богородицы (Осетинской) епископ Владикавказский и Моздокский Агапит (Вишневский) в сослужении 14 священников и 4 диаконов совершил чин погребения. С надгробным словом выступил благочинный Десятого округа священник Харлампий Цомаев. Он отметил, что отец Алексий "оставил по себе неизгладимую память в истории христианства в Осетии и в сердцах истинных ревнителей христианского просвещения Осетии". Его памяти была посвящена статья и в газете "Терек". Протоиерея Алексия Гатуева похоронили в церковной ограде рядом с протоиереем Алексием Колиевым и священником Михаилом Сухиевым. К сожалению, их могилы были утрачены.

В восстановленном в 2020 году храме святого равноапостольного великого князя Владимира, в здании дореволюционной архиерейской резиденции во Владикавказе в ряду пяти изображений просветителей Осетии-Алании находится фреска с изображением протоиерея Алексия Гатуева.

Комментарий к фотографии
Автор: Мария Панкратова
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика