Северо-Осетинский государственный академический театр им. В. Тхапсаева имеет богатую историю. Несомненно, в его становлении и развитии большую роль сыграли актеры, режиссеры и драматурги. Среди плеяды звезд Осетинского театра – заслуженный артист России, народный артист РСО–А, лауреат Государственной премии им. К. Л. Хетагурова, профессор кафедры театрального искусства СОГУ, главный режиссер Тамерлан САБАНОВ.
2 июля ему исполнилось 65 лет. Большую часть своей жизни он посвятил служению сцене, а также обучению молодых актеров на театральном отделении Северо-Осетинского госуниверситета. Мы поговорили с ним о его детстве, начале творческой карьеры, сыгранных ролях и осуществленных постановках, планах на будущее.
− Тамерлан Малиевич, как в вашу жизнь вошел театр?
− Я родился в селении Нар. Когда мне исполнился год, моего отца не стало, и моя мать осталась одна с пятерыми детьми. Я был самым младшим ребенком в семье. В один день мой дядя взял в колхозе большую грузовую машину, всех нас в нее посадил и привез в Пригородный район, в селение Куртат. Мама работала дояркой в колхозе. Приходила, уставшая, и чтобы ее приободрить и развеселить, мы разыгрывали для нее спектакли.
Моя сестра Козетта хотела поступить на режиссерский факультет в Краснодарский институт культуры, но дядя ей не разрешил. Можно сказать, она через меня реализовала свое желание связать себя с театром. После окончания школы я работал в ремонтно-строительном тресте бетонщиком. Когда грянули морозы, и нас начальство распустило по домам, я услышал о том, что ведется набор в осетинскую студию Театрального училища им. Б. Щукина. Сестра убедила меня в том, что нужно поступать. Вместе с ней мы начали готовиться. Козетта привела меня в Осетинский театр на прослушивание к народному артисту СССР Николаю Саламову. Я прочитал ему и басню, и прозаический отрывок, спел песню и даже станцевал, но Николай Михайлович посоветовал мне идти в другую профессию. А я не последовал его совету и все-таки поступил в театральное.
− Чем вам запомнились годы учебы в Щукинском училище?
− Помню, как на вступительном экзамене Владимир Абрамович Этуш громко смеялся, когда я рассказывал басню "Волк и ягненок". Конечно, не могу не упомянуть практику, которая проходила в вахтанговском театре. Мы участвовали в спектакле по пьесе Александра Корнейчука "Гибель эскадры". Выходили на сцену вместе с великими артистами Шалевичем, Ульяновым, Яковлевым, Лановым. Помню, как Вячеслав Шалевич нарочно корчил рожи во время спектакля, чтобы мы рассмеялись, а этого нельзя было делать, так как играли трагедию. Общение и работа с такими выдающимися личностями стали для нас хорошей школой.
– А что было потом?
− Исполнял небольшие роли в Осетинском театре. Поработал в Доме народного творчества режиссером массовых зрелищ. Спустя некоторое время попал в Москву, в конный театр "Каскадер", которым руководил Мухтарбек Кантемиров. После того как я посмотрел спектакль "Легенда о верной любви" и высказал свое мнение о нем Мухтарбеку, он меня взял на должность режиссера. Так я начал ставить там спектакли. Когда режиссером назначили Анатолия Дзиваева, меня перевели на должность актера-каскадера. После гастролей в Германии Анатолий Гаврилович предложил на родине, в Осетии, создать свой конный театр. Сначала мы назывались театром "Кентавр", затем – "Нарты". В 1992 году состоялся первый наш спектакль по пьесе Шамиля Джикаева "Отверженный ангел". В нем я сыграл роль Альберда и за нее был удостоен Государственной премии им. К. Л. Хетагурова. Через три года работы в конном театре "Нарты" вернулся в Осетинский театр.
– Тамерлан Малиевич, были ли роли, которые дарили вам ощущение подъема и открывали второе дыхание?
– Один из моих первых спектаклей – "Орлиная гора" по пьесе Давида Темиряева. В нем мне посчастливилось играть вместе с Владимиром Тхапсаевым. Впечатления от работы с ним, конечно, незабываемые. Не только зрители в зале, но и актеры из-за кулис с большим интересом смотрели, как он играет. Хорошо помню свою роль в спектакле "Чермен" по пьесе Гриша Плиева. Я играл антигероя по имени Касай. С первых рядов зрители в сердцах желали моему герою смерти. Такая их оценка меня очень мотивировала. Замечательным был спектакль "Костыль для лондонского квартала", поставленный Анатолием Дзиваевым. В нем я играл роль Зернача, которому нужно было прокормить свою семью. Все свои роли люблю.
− Тамерлан Сабанов знаком зрителю не только своими актерскими работами, но и интересными постановками спектаклей…
– Первая моя режиссерская работа была по пьесе югославского драматурга Бромислава Анушича "Министерша". Этот спектакль шел с большим успехом. Потом были постановки "Чермен", "Фатима", "Бомж", "Осетины", "Дикарка", "Богатый дом", "Старый дом". В этом году поставил спектакль "Чаша, секира, плуг". Я сторонник того, чтобы в театре ставились национальные пьесы. Во-первых, это стимулирует наших драматургов писать, во-вторых, через пьесы на национальную тему можно лучше достучаться до души зрителя.
– Поэтому, наверное, не было провальных постановок. Все спектакли получают только положительные отзывы. Думаю, это связано с тем, что вы очень ответственно подходите к работе, любите свое дело. А ведь вы еще обучаете и актерскому мастерству.
– Да, верно. И я горжусь своими студентами. Слежу за их успехами. Практически в каждом театре нашей республики есть мои выпускники. Горжусь своей студенткой, которая на Каннском кинофестивале получила Гран-при за лучшую женскую роль. Это Милана Агузарова. Также горжусь Зариной Бекоевой-Ахмедовой, которая сейчас работает в Юго-Осетинском театре. На Международном театральном фестивале СКФО ее признали лучшей актрисой. Корреспондент Роза Камболова, которая работает на ГТРК "Алания" – тоже моя ученица. Доволен я всеми моими выпускниками. Неважно, где они работают, главное, чтобы оставляли после себя красивый след.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30