Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
И все-таки стал актером!

Северо-Осетинский государственный академический театр им. В. Тхапсаева имеет богатую историю. Несомненно, в его становлении и развитии большую роль сыграли актеры, режиссеры и драматурги. Среди плеяды звезд Осетинского театра – заслуженный артист России, народный артист РСО–А, лауреат Государственной премии им. К. Л. Хетагурова, профессор кафедры театрального искусства СОГУ, главный режиссер Тамерлан САБАНОВ.

2 июля ему исполнилось 65 лет. Большую часть своей жизни он посвятил служению сцене, а также обучению молодых актеров на театральном отделении Северо-Осетинского госуниверситета. Мы поговорили с ним о его детстве, начале творческой карьеры, сыгранных ролях и осуществленных постановках, планах на будущее.

− Тамерлан Малиевич, как в вашу жизнь вошел театр?

− Я родился в селении Нар. Когда мне исполнился год, моего отца не стало, и моя мать осталась одна с пятерыми детьми. Я был самым младшим ребенком в семье. В один день мой дядя взял в колхозе большую грузовую машину, всех нас в нее посадил и привез в Пригородный район, в селение Куртат. Мама работала дояркой в колхозе. Приходила, уставшая, и чтобы ее приободрить и развеселить, мы разыгрывали для нее спектакли.

Моя сестра Козетта хотела поступить на режиссерский факультет в Краснодарский институт культуры, но дядя ей не разрешил. Можно сказать, она через меня реализовала свое желание связать себя с театром. После окончания школы я работал в ремонтно-строительном тресте бетонщиком. Когда грянули морозы, и нас начальство распустило по домам, я услышал о том, что ведется набор в осетинскую студию Театрального училища им. Б. Щукина. Сестра убедила меня в том, что нужно поступать. Вместе с ней мы начали готовиться. Козетта привела меня в Осетинский театр на прослушивание к народному артисту СССР Николаю Саламову. Я прочитал ему и басню, и прозаический отрывок, спел песню и даже станцевал, но Николай Михайлович посоветовал мне идти в другую профессию. А я не последовал его совету и все-таки поступил в театральное.

− Чем вам запомнились годы учебы в Щукинском училище? 

− Помню, как на вступительном экзамене Владимир Абрамович Этуш громко смеялся, когда я рассказывал басню "Волк и ягненок". Конечно, не могу не упомянуть практику, которая проходила в вахтанговском театре. Мы участвовали в спектакле по пьесе Александра Корнейчука "Гибель эскадры". Выходили на сцену вместе с великими артистами Шалевичем, Ульяновым, Яковлевым, Лановым. Помню, как Вячеслав Шалевич нарочно корчил рожи во время спектакля, чтобы мы рассмеялись, а этого нельзя было делать, так как играли трагедию. Общение и работа с такими выдающимися личностями стали для нас хорошей школой.

– А что было потом?

− Исполнял небольшие роли в Осетинском театре. Поработал в Доме народного творчества режиссером массовых зрелищ. Спустя некоторое время попал в Москву, в конный театр "Каскадер", которым руководил Мухтарбек Кантемиров. После того как я посмотрел спектакль "Легенда о верной любви" и высказал свое мнение о нем Мухтарбеку, он меня взял на должность режиссера. Так я начал ставить там спектакли. Когда режиссером назначили Анатолия Дзиваева, меня перевели на должность актера-каскадера. После гастролей в Германии Анатолий Гаврилович предложил на родине, в Осетии, создать свой конный театр. Сначала мы назывались театром "Кентавр", затем – "Нарты". В 1992 году состоялся первый наш спектакль по пьесе Шамиля Джикаева "Отверженный ангел". В нем я сыграл роль Альберда и за нее был удостоен Государственной премии им. К. Л. Хетагурова. Через три года работы в конном театре "Нарты" вернулся в Осетинский театр.

– Тамерлан Малиевич, были ли роли, которые дарили вам ощущение подъема и открывали второе дыхание?

– Один из моих первых спектаклей – "Орлиная гора" по пьесе Давида Темиряева. В нем мне посчастливилось играть вместе с Владимиром Тхапсаевым. Впечатления от работы с ним, конечно, незабываемые. Не только зрители в зале, но и актеры из-за кулис с большим интересом смотрели, как он играет. Хорошо помню свою роль в спектакле "Чермен" по пьесе Гриша Плиева. Я играл антигероя по имени Касай. С первых рядов зрители в сердцах желали моему герою смерти. Такая их оценка меня очень мотивировала. Замечательным был спектакль "Костыль для лондонского квартала", поставленный Анатолием Дзиваевым. В нем я играл роль Зернача, которому нужно было прокормить свою семью. Все свои роли люблю.

− Тамерлан Сабанов знаком зрителю не только своими актерскими работами, но и интересными постановками спектаклей…  

– Первая моя режиссерская работа была по пьесе югославского драматурга Бромислава Анушича "Министерша". Этот спектакль шел с большим успехом. Потом были постановки "Чермен", "Фатима", "Бомж", "Осетины", "Дикарка", "Богатый дом", "Старый дом". В этом году поставил спектакль "Чаша, секира, плуг". Я сторонник того, чтобы в театре ставились национальные пьесы. Во-первых, это стимулирует наших драматургов писать, во-вторых, через пьесы на национальную тему можно лучше достучаться до души зрителя.

– Поэтому, наверное, не было провальных постановок. Все спектакли получают только положительные отзывы. Думаю, это связано с тем, что вы очень ответственно подходите к работе, любите свое дело. А ведь вы еще обучаете и актерскому мастерству.

– Да, верно. И я горжусь своими студентами. Слежу за их успехами. Практически в каждом театре нашей республики есть мои выпускники. Горжусь своей студенткой, которая на Каннском кинофестивале получила Гран-при за лучшую женскую роль. Это Милана Агузарова. Также горжусь Зариной Бекоевой-Ахмедовой, которая сейчас работает в Юго-Осетинском театре. На Международном театральном фестивале СКФО ее признали лучшей актрисой. Корреспондент Роза Камболова, которая работает на ГТРК "Алания" – тоже моя ученица. Доволен я всеми моими выпускниками. Неважно, где они работают, главное, чтобы оставляли после себя красивый след.

Комментарий к фотографии
Автор: Мария Панкратова
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta@mail.ru
Яндекс.Метрика