Кто из нас не любит смотреть искрометный, зажигательный танец – хореографическую композицию "Аланы"? Глядя на сцену, где воины-джигиты выясняют отношения, у меня всегда возникали вопросы: как они не получают травмы? настоящие ли у них сабли и щиты?
Конечно же, нет, это бутафорные орудия сражений, сделанные на высоком профессиональном уровне Русланом Борисовичем Миндзаевым.
Мы встретились в его домашней мастерской, и он любезно согласился ответить на все мои вопросы.
– Как вы пришли к этому занятию?
– В детстве увлекался вольной борьбой. Тренером в Чиколе тогда работал Агубе Гацалов, мы с большим удовольствием ходили к нему на занятия. Он настолько интересно проводил их, что привязались к нему. Он воспитывал нас в духе настоящих мужчин, достойных своей нации.
Через четыре года в Чиколу приехал Анатолий Малиев, руководитель ансамбля народного танца. Танцевать на свадьбах хотелось всем, но, увы, не все умели выйти и встать в большой круг симда. В те годы солистом госансамбля "Алан" был наш земляк, заслуженный артист СОАССР Казбек Тотоев, все юноши подражали ему, так я оказался на его репетициях.
Ребята, с которыми встретился там, уже прошли школу осетинских танцев в Доме пионеров, они с теплом встретили меня, помогали и учили тому, что сами уже освоили. Назову некоторых: Виктор Дедегкаев, Юрик Баев, Руслан Марзоев, Тотраз Цавкаев, Урусбий Золоев.
Новый руководитель расширил программу и решил поставить воинственный танец с саблями. Все обрадовались, но тут возникла проблема: а где взять сабли и щиты? – в то время их изготавливали только в Грузии. Средств для их приобретения тоже нет, и тогда самый старший в коллективе внес предложение попробовать их сделать самим. Это был Рамазан Цориев. На тот момент он был двукратным победителем республики среди молодых сварщиков, работал в райбыткомбинате. Не знаю, почему, но именно меня попросил прийти к нему на работу и помочь. До моего прихода он вырезал из металла 12 кругов, достал какой-то диск, которыми обрабатывают сельхозугодья, положил по центру заготовленный металлический круг и сказал мне: "Бери камень поудобнее и потихоньку выгибай". После долгих мучений заготовка прогнулась. К тому времени Рамазан сделал материал для ручек и приварил к диску. Вот так был сделан первый наш щит.
Кто тогда мог подумать, что через несколько лет комплекты сабель и щитов на Северном Кавказе будут изготавливаться именно в Чиколе! Это было в далеком 1973 году. Долгожданный танец был исполнен в Доме культуры села под аплодисменты благодарных зрителей. Через год меня призвали в армию, а Рамазан уехал на строительство Олимпийской деревни в Москву.
– Что подвигло вас всерьез заняться изготовлением "боевого" оружия?
– После армии мы, четверо ребят из ансамбля с. Чиколы, поступили в училище с. Михайловского на специальность мастера-винодела. На тот момент ансамблем училища руководил Анатолий Малиев. Увидев нас, захотел поставить танец с саблями. Он попросил меня попробовать изготовить щит по грузинскому образцу.
После долгих мытарств я познакомился с прекрасным человеком и специалистом по металлу – рабочим завода "Победит" Николаем. Он меня выслушал, помолчал, потом с улыбкой сказал: "В принципе, если сильно захотеть, сделать можно все. Приходи в субботу". Ту субботу я запомнил на всю жизнь. Пальцы после ножниц по металлу буквально немели. Вес щита получился тяжеловатым – 1 кг 250 гр. Но к следующему заказу вопрос веса изделия был решен. Я случайно встретил парня, с которым служил в армии, он мне и подсказал, где взять легкий и прочный металл. Из него делали лопасти вентиляторов. Так мой щит стал весить всего 800 гр.
Почти 3 года изготавливали щиты под наблюдением Николая Ивановича. Он помогал мне и одновременно учил ремеслу жестянщика. Я понимал, что пользоваться его добротой вечно не получится. Начальник цеха Руслан Гагиев –добрейшей души человек – помог мне заказать инструменты, необходимые для работы в домашних условиях. Когда у меня было все укомплектовано, производство сабель, щитов и кинжалов "переехало" в Чиколу.
– Скажите, сколько времени у вас уходит на изготовление одного комплекта сабли и щита?
– Как минимум неделя. В 1977 г. первый комплект "сабля и щит" получил высокую оценку руководителя государственного ансамбля "Алан" Альбины Баевой, и все последующие изменения я всегда давал оценить профессионалам.
– Какие коллективы пользуются вашими услугами?
– Государственные ансамбли "Алан", "Симд", "Кабардинка", "Вайнах", конный театр "Нарты", а также заслуженные ансамбли "Иристон", "Джигит", "Горец", "Терек" плюс коллективы из всех районов, даже диаспоры из Санкт-Петербурга, Москвы, Краснодара, наездники из цирков Франции, Англии, Америки.
– Есть ли у вас ученики и последователи?
– Во-первых, это ремесло надо полюбить, сердцем принять. Во-вторых, чрезвычайно важно иметь силу воли и крепкое здоровье, терпение и усидчивость. Я занимался урывками и только когда вышел на пенсию, у меня появилось достаточно времени. Свое умение конечно же, передам подрастающему поколению. К тому же есть желающие научиться этому ремеслу, постараюсь, чтобы они так же, как и я, полюбили это дело.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30