Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Рыцарь кисти и мольберта

В произведениях Мурата ДЖИКАЕВА, художника эмоционального и романтического склада, воплощаются глубокие чувства и кипение страстей, драматизм человека и торжество духа. Его полотна привлекают наше внимание жизненной правдой, естественностью, они декоративны, написаны широко и свободно, отличаются яркой палитрой красок. Поражает широта творческого диапазона мастера. Он с увлечением занимается живописью, много работает в области графики – создает станковые листы и целые серии, театральные афиши и плакаты, иллюстрирует книги, исполняет эскизы декораций костюмов, монументально-декоративные росписи. Блестящий рисовальщик, тонкий колорист, он свободно владеет карандашом, пером, кистью, фломастером, тушью. Его гибкий, изящный рисунок отличают подлинный артистизм и виртуозность. Правду реальности, правду деталей он переплавляет в правду художественного образа.

Мурат Джикаев владеет редким даром чувствовать и передавать в своих произведениях душу и тайную жизнь природы. Его творчество – попытка проникнуть в их философскую сущность. Обладая особой техникой, только ему присущим мазком, он великолепно изображает на своих полотнах природное начало, не застывшую копию-фотографию, а именно живое. Мертвых, механических форм на картинах художника не увидишь. Тонко используя возможности живописи, он умело выражает процесс движения и динамику действия. Ему прекрасно удаются и соотношения цвета и света.

Разносторонние произведения Мурата Джикаева воспевают истинные ценности, от которых мы часто отчуждены. Живописец, график и дизайнер на время как бы растворяет зрителя в природе, убеждая нас понять и полюбить ее. Достигается это за счет индивидуальной манеры, которую ни с кем не спутаешь. Мастер передает впечатления темпераментно, пронизывая природу своими чувствами. Опираясь и изучая традиции национального осетинского искусства с древнейших времен до наших дней, Мурат Джикаев создает тип национального героя, в котором сочетаются характерные особенности и черты древних кобанцев, скифов, сарматов, алан и современных осетин. Это вытянутые в монументальные фигуры мужчин и женщин, отличающиеся громадной физической силой и внешней красотой, сильным внутренним характером и благородным выражением лиц. Индивидуальными особенностями и разнообразием форм отличаются животные, присутствующие в произведениях художника. Окружающая среда, природа, одежда, утварь, боевое снаряжение разработаны на основе новых дизайнерских подходов.

Мурат Федорович Джикаев родился 1 августа 1947 года в селе Дзомаг Дзауского района Юго-Осетинской автономной области. Его отец Федор Давидович – отец восьмерых детей – ушел на фронт защищать свою Родину от немецко-фашистских захватчиков. Всю войну находился на фронте, прошел от Кавказа до Берлина, чтобы вернуться к семье победителем. В эти тяжелые годы скоропостижно скончались две его дочери – он их уже не застал, а через два года подоспела самая высшая награда отцу – девятый ребенок – сын Мурат.

В 1952 году семья Джикаевых переехала на местожительство в Северную Осетию, и местом своего дальнейшего проживания выбрала селение Камбилеевское в пригороде Владикавказа. Это живописное место на берегу реки Камбилеевки, вдоль которой растянулся районный центр. Там и познакомился маленький Мурат с богатством и великолепием равнинной природы Осетии. Его отец работал в колхозе, поэтому часто брал своего младшего сына на сенокос, заготовку дров и уборку урожая. Так, постепенно, будущий художник впитал в себя красоту и богатство родного края, убедительно отразив их впоследствии в своих картинах.

Рисовать Мурик (так называют его родные и близкие) начал еще в раннем детстве, предпочитая, в отличие от своих сверстников, не машины и пистолеты, а обычный карандаш и альбомный лист.

Уже в начальной школе он точно копировал картины известных художников. На семейном совете было решено, что он должен поступить на художественно-графическое отделение Северо-Осетинского педагогического училища №1. Успешно сдав с первой попытки вступительные экзамены, Мурат стал учащимся этого прославленного учебного заведения.

Упорство, терпение и труд, умение вдохновенно работать над собой, целеустремленность дали о себе знать. На него обратили внимание руководители СОПУ. Большим авторитетом он пользовался и у учащейся молодежи, которая в 1966 году избрала его заместителем секретаря комсомольской организации училища, одновременно он являлся и главным оформителем учебного заведения.

После окончания с отличием педагогического училища его тянуло не только на творческую работу, но и на производство. Для начала Мурат устраивается техником на Долгопрудненский машиностроительный завод.

Работая техником, Мурат постигал тайны новой для себя профессии, хотя ни на минуту не забывал о стремлении стать профессиональным художником. Однако если человек чего-то очень хочет – мечты когда-нибудь да сбываются. В последующем так оно и случилось. В 1968 году, в возрасте двадцати одного года, Мурат Джикаев становится студентом отделения графического дизайна факультета монументально-декоративного и прикладного искусства Московского высшего художественно-промышленного училища имени С.Г. Строганова (ныне Московский государственный художественно-промышленный университет имени С.Г.Строганова). Ему повезло в том плане, что он попал в творческую мастерскую профессорского дуэта М.А. Маркова и С.М. Радионовой.

Свое пятилетнее пребывание в прославленном вузе он начал с того, что детально изучил "строгановскую школу рисунка".

С каждым учебным семестром он все отчетливее понимал, что "Строгановке" опытных и талантливых педагогов не занимать. Они показали себя не только прекрасными знатоками классического искусства, античности и эпохи Возрождения, но и блестящими выразителями национального духа. На всю жизнь запомнил Мурат Джикаев незыблемые нравственные устои учебного заведения. Осененный напутствием Сергея Григорьевича Строганова всегда быть мастером искусства рисования, без которого никакой ремесленник не в состоянии давать своим изделиям возможное совершенство, с жадностью спартанца Мурат поглощал и те методические пособия, монографии и учебники, которые принадлежали ученым училища. Почти двухсотлетняя его история ко многому обязывала его питомцев.

Листая в свободное от учебы время библиотечные книги с богатым иллюстративным оформлением, молодой художник постоянно говорил себе, как тонко продуманы издания от Леонардо да Винчи до Сальвадора Дали. Столько мыслей великих мастеров изобразительного искусства прошло через его память, но более всего он запомнил слова Ван Гога: "Что такое рисование?.. Это умение пробиваться через невидимую железную стену, которая как бы стоит между тем, что чувствуешь, и тем, что можешь". Если ты чувствуешь в рисунке, любил повторять однокурсникам в те годы Мурат Джикаев, так же как этот великий голландец, "муки творчества", значит, не все потеряно, и независимо от того, кем ты будешь в зрелом возрасте – профессионалом или любителем, ты – художник. Следуя этому совету классика западноевропейской живописи, Мурат Джикаев не только вдохновенно учился и плодотворно работал, но и был комсомольским вожаком отделения графического дизайна МВХПУ, неоднократно награждался почетными грамотами ректората, Ленинградского райкома ВЛКСМ г. Москвы, Московского горкома ВЛКСМ. Но общественная работа не мешала ему расти в творческом плане. Еще будучи студентом 3 курса, он начал выставлять свои работы на различных выставках. Первая, в которой молодой художник принял участие, состоялась в 1971 году в г. Москве. На этой Всероссийской выставке были представлены все автономные республики РСФСР.

После окончания МВХГТУ имени С. Г. Строганова Мурат Джикаев возвращается в родную Осетию, хотя имел ряд предложений от различных творческих организаций столицы для продолжения творческой карьеры.

Львиную долю своего творческого внимания уделял произведениям монуметально-декоративного искусства. В те годы им было оформлено большое количество различных объектов культурного, бытового и промышленного назначения. Чаще всего основными видами техники оказывались: мозаика, фрески, монументально-декоративные росписи и т.д. Не забывал он и про выставочную деятельность. За послевузовский период Мурат Джикаев был участником многих художественных выставок как в масштабах республики, региона, Федерации, страны, так и зарубежья. Как правило, на многих выставках он представлялся в нескольких номинациях изобразительного искусства: станковая живопись и графика, книжная графика и графический дизайн. Соответственно, не заставило себя долго ждать и признание. В 1974 году на Всероссийской выставке искусства книги его работы были удостоены диплома II степени. Двухтомник детской антологии осетинской литературы "Хурзæрин" ("Заря") получил всеобщее признание.

После первого настоящего успеха на ниве изобразительного искусства у Мурата Джикаева были самые радужные планы на будущее. Однако судьба всегда вносит свои коррективы в нашу жизнь. В результате ее вмешательства 27-летний художник с дипломом московского художественного вуза был призван в армию, где достойно пронес честь и славу отца-фронтовика. Мурат Джикаев резко выделялся среди сослуживцев не только возрастом, но и умом и профессиональным отношением к делу. Командование полка сразу же приметило его в солдатской массе. Когда молодой художник первый раз пересек порог военного городка, это был обычный запущенный казарменный городок, который к концу его воинской службы превратился в музей под открытым небом. Вся наглядная агитация, размещенная как под крышей (полковая и ленинская комнаты), так и под открытым небом (плац, многочисленные плакаты, призывы, приказы министра обороны, выдержки из устава), – радовала глаз, наполняла сердце гордостью за свою великую державу. Тот год стал для него знаменательным – он был принят в члены Союза художников СССР. Активная жизненная позиция талантливого рыцаря кисти и мольберта требовала деятельного участия в общественной жизни. В те же годы он получил еще одно признание: Совет творческой молодежи при обкоме ВЛКСМ счел нужным пригласить его в свои ряды. И вскоре по достоинству оценил его подвижническую деятельность, наградив несколькими Почетными грамотами. В 1976 году Мурат Джикаев принял участие в работе IV съезда Союза художников Российской Федерации, где был избран секретарем правления Союза художников РСФСР.

Последующие пять лет (1976–1981) много сил и времени у него отняла работа в этом престижном органе управления творческим союзом, в частности, его организаторские способности в полной мере раскрылись при подготовке V съезда Союза художников СССР (1977) и V съезда Союза художников России (1981). В 1978 году он был непосредственным организатором проведения в России 1-й зональной художественной выставки "Графика Юга" в городе Владикавказе. Выставка имела большой успех и резонанс во всех творческих организациях РСФСР. В эти годы Мурат Джикаев неоднократно избирался председателем художественного совета и председателем распредительной комиссии Художественного фонда Северной Осетии (1982–1990), заместителем председателя правления Союза художников Северной Осетии (1982–1990), главным художником и членом жюри Международного фестиваля народного танца "Зори Владикавказа" (1990, 1992, 1994).

Помимо занятости на организационной и руководящей работе в системе союзов художников Осетии, России и СССР, Мурат Джикаев вел активную творческую жизнь. Кроме участия в различных художественных выставках и конкурсах, он большое внимание уделяет иллюстрации книг. Здесь также ярко проявилась одаренная натура мастера. В его активе около 150 книг и журналов, других печатных изданий, увидевших свет в различных издательствах Владикавказа, Санкт-Петербурга, Москвы, Парижа, Будапешта, Турина и Рима. Особенно удачно получаются у него иллюстрации к нартским сказаниям и народным сказкам, где наиболее ярко отражаются его неуемная фантазия и прекрасное рисование. Тематика этих книг самая разнообразная – от мировой и национальной классики до обычных детских изданий. В его творчестве одно из ведущих мест занимает графический дизайн. Художником создано огромное количество плакатов культурного, информационного и рекламного характера. В министерствах связи СССР и Российской Федерации выпущены почтовые марки и десятки почтовых конвертов, созданных художником в различные годы. В 1994 году Мурат Джикаев выиграл конкурс и создал государственный герб Республики Северная Осетия – Алания, который был одобрен Государственной геральдической комиссией России при Президенте РФ в Государственном Эрмитаже г. Санкт-Петербурга и принят Парламентом РСО–А.

Работы Мурата Джикаева репродуцированы во многих книгах-каталогах, журналах и других печатных изданиях, выпущенных как у нас в стране, так и за рубежом.

В последнее время талантливый художник наиболее активно занимался станковой живописью. Тематика и жанр его произведений были самыми разными: историческая картина, портрет, пейзаж, натюрморт. Помимо работ по живописи и графике он занимается проектированием различных масштабных мероприятий театрально-зрелищного характера. Был главным художником международных кинофестивалей "Ника", "Легко ли быть молодым", которые с большим успехом прошли во Владикавказе в 2002 году.

Учитывая огромный творческий опыт и организаторский талант Мурата Джикаева, в самом начале девяностых годов его пригласили работать на кафедру ИЗО и черчения СОГУ, где он в течение тридцати лет прошел путь от ассистента до профессора живописи. За этот промежуток времени он освоил новую для себя профессию. Это позволяет ему проводить лекционные и практические занятия на высоком учебно-методическом уровне. Спектр его научно-творческих интересов также широк, разнообразен и многогранен – от станковой, книжной и промышленной графики до станковой и монументальной живописи. В рамках этих направлений и стилей художник и ученый последовательно следует традициям национального, российского и мирового изобразительного искусства. Педагогическая деятельность Мурата Джикаева на факультете искусств СОГУ весома и значительна. Его студенты на старших курсах легко справляются со сложными задачами двухфигурных постановок. Осуществив десятки выпусков, он убедил всех в том, что его воспитанники получают хорошие знания, показывают высокий уровень профессиональной подготовки, что не могло не сказаться благотворно на развитии промышленного дизайна в нашей республике.

Наряду с мастером большого успеха добиваются и его ученики. Под его научно-методическим руководством более 100 человек успешно защитили дипломные проекты, десятки человек стали членами Союза художников России и победителями различных художественных выставок, 52 молодых архитектора республики, прошедшие курс обучения у Мурата Джикаева в СКГТУ, стали членами Союза архитекторов РФ, победителями и лауреатами международных фестивалей и конкурсов архитектурного проектирования.

Поэтому, принимая во внимание огромный вклад Мурата Джикаева в изобразительное искусство Осетии, его плодотворную учебно-методическую и научно-методическую работу на факультете искусств СОГУ, Правительство Российской Федерации присвоило ему почетное звание "Заслуженный художник Российской Федерации". На отделении ИЗО и черчения СОГУ Мурат Джикаев руководит мастерской графического дизайна, которую отличает стремление к конструктивному рисованию, тщательной проработке деталей, пластическим находкам в композиции, особенно в дипломных работах.

Выпускники Мурата Федоровича успешно работают в республике и за ее пределами в различных видах искусства. Ими создаются афиши, плакаты, каталоги, этикетки к различным видам продукции, а также произведения живописи и монументально-декоративного искусства.

Благодаря неустанному поиску, работоспособности и упорству в достижении поставленной цели Мурат Джикаев создал свой неповторимый стиль – реалистического символизма – академического и авангардного одновременно. Его всегда привлекали мифологические сюжеты осетинских народных сказок, легенд и сказаний. Большим, подспорьем стали для него и европейские мифологические традиции. Не была чужда ему и современная тематика.

По складу своего отношения к жизни Мурат Федорович – художник, чутко и остро воспринимающий проблемы современности. Потому в его творчестве естественны и логичны те процессы, которые характерны для всей национальной и отечественной живописи. Хочется выделить основные направления его творческой деятельности и самобытного почерка, а также отметить особую работоспособность художника: им создано свыше 2000 произведений станковой и монументально-декоративной живописи графики, искусства книги, графического дизайна и декоративно-прикладного искусства.

Особо обратим внимание на портретные образы мастера. За четыре десятилетия творческой деятельности им создано около 700 портретов исторических деятелей, мифологических и легендарных героев различных эпох и народов, а также многочисленные портреты современников в разных техниках. Многие из этих работ пополнили частные и государственные коллекции как у нас в стране, так и за рубежом.

Творчество Мурата Джикаева – это своеобразный и необычный поэтический мир, в котором передана сущность пережитого, реальные наблюдения и чувства преображены в иносказательные образы – песенно-поэтический лад его живописи, графики и дизайна, их философичность, так же как и обостренное чувство цвета, тесно связаны с вековыми традициями осетинской художественной культуры. Художник пишет то, что в повседневном раскрывает богатую гамму человеческих переживаний и размышлений. Его произведения чаруют красотой гармонии, спокойной величавостью.

Патриарх современного осетинского искусства народный художник страны Юрий Дзантиев писал о нем: "Его полотна – это яркий и впечатляющий гимн солнцу, радуге и родине. Яркое колористическое дарование, богатая фантазия с блеском проявились в его полотнах, которые созвучны музыке неба и песне земли. Но во всем этом разнообразии творческих интересов главное определяющее – искусство".

Искусство живет в нем, а он существует в искусстве. Это и позволило ему достичь гармонии, т.е. совмещать в одном и том же произведении лирику, монументальность, драматизм и оптимистическое начало. Сила таланта Мурата Джикаева – в постижении многогранности личности человека, его внутреннего мира, которая обладает способностью видеть в человеке особенное, лишь одному ему присущее и показывать это особенное по-разному, соединяя жизненную достоверность образа с его трактовкой. Развивая традиции осетинской художественной культуры, Мурат Джикаев стремится осмыслить исторический путь Осетии и по-своему воплотить волнующие его события на холсте. На всем, что создал художник, лежит отпечаток его яркого таланта, его личности, душевно богатой, страстной, необычайно чуткой к жизни, к тревогам времени, ко всему, что происходит в окружающей действительности.

Комментарий к фотографии
Автор: Мария Панкратова
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика