Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
"Мы пойдем другим путем"

Знаменитая фраза Владимира Ильича как никакая другая, на мой взгляд, подойдет к ситуации в предпринимательстве, которая сложилась благодаря многочисленным санкциям против нашей страны. Они были ожидаемы, но вряд ли в таком масштабе. Разрыв устоявшихся логистических цепочек в сфере поставок и сбыта, турбулентность валютных котировок... Отсюда некая растерянность и непонимание – как работать дальше? Выхода два: закрыться и остановить свое дело, тем самым поставить крест на всех тех усилиях, которые были предприняты для его становления и развития, либо методом проб и ошибок нащупывать новый путь, чтобы не только выжить, но и получать прибыль. Об этом беседа с гостем редакции "СО" председателем СОРО ООО "Деловая Россия" Романом АБИЕВЫМ.

– Роман Витальевич, на ваш взгляд, удалось ли бизнесу в России в целом и в Осетии в частности адаптироваться к нынешним условиям?

– Начну с того, что бизнес у нас не избалован вниманием, тепличными условиями. В течение десятилетий он проходил через разные этапы и выживал, несмотря на все коллизии. Безусловно, нынешняя ситуация беспрецедентна, она требует перестройки всех бизнес-процессов, которые складывались годами, и вот сейчас появилась совершенно другая реальность. Думаю, ее надо принять как данность и учиться выстраивать новые взаимоотношения. Для многих предпринимателей ситуация в принципе непонятна: одни думают, что через несколько месяцев все вернется в привычное русло, и пытаются сохранить старые наработки. Другие, наоборот, забегают вперед и стараются наладить новые контакты с учетом обстановки. Думаю, скоро будет понятно, кто выживет, у кого больше перспектив.

Взаимоотношения в бизнесе на данный момент я бы разделил на две части: авральная экономика – буквально не дать исчезнуть каким-то продуктам, сервисам, услугам, которые влияют на качество жизни населения. Второе: разработка стратегических путей. И в том, и в другом случае предпринимателям должно помочь государство. Не будем скрывать, что в России десятилетиями уничтожалась промышленность: проще было что-то завезти, чем производить, Не уделялось должное внимание подготовке инженерных кадров. Теперь и стратегию, и тактику надо кардинально менять. Думаю, что через год – два будет реальное понимание о стратегии, которую надо выстраивать.

– Какие направления в предпринимательстве понесли наиболее тяжелые потери? Может, кто-то, наоборот, укрепился? Обозначьте, пожалуйста, вектор мыслей, тенденцию к действию, которые имеются сегодня в бизнес-сообществе.

– Сейчас нельзя сказать в принципе, что кому-то легко. Даже если предприниматель работал только с российскими партнерами, использовал российское сырье, пользовался услугами российских компаний, все равно в цепочке обязательно была импортная составляющая. В нынешней ситуации все это стало лихорадить. Цены на некоторые позиции выросли в разы, другие просто пропали, и какую-то деталь, которая раньше, условно, стоила тысячу рублей, сегодня невозможно купить ни за какие деньги. Наверное, проще всего в нынешних условиях сельхозпроизводителям. За последние годы в сфере сельского хозяйства прошло масштабное импортозамещение, и наша республика не исключение. Фрукты, овощи, спаржа, рыба – много позиций, по которым мы хорошо укрепились, но опять же в каждом производстве есть импортная составляющая. По рыбе проблема с кормами, по растениеводству – химикаты, оборудование, которые приобретались у зарубежных партнеров. Сейчас идет фаза адаптации, но любая турбулентность – это новые возможности, и кто не привык сидеть на лаврах и пожинать плоды былых побед, будет работать над перспективами, искать иные решения.

Если говорить о настроении предпринимателей, то доля пессимизма всегда присутствовала. И он связан не столько с текущей обстановкой, сколько с политикой государства, которое не всегда поворачивалось лицом к бизнесу. Заниматься бизнесом было всегда тяжело. Это и излишний надзор, и тяжелый доступ к финансовым ресурсам, прежде всего из-за их дороговизны, и потоки зарубежной продукции: проще было что-то купить, чем производить. Все это мы наблюдали годами. Считаю, что количество предприятий и даже объем производимой продукции – не показатель развития бизнес-среды. Я бы сравнил предпринимательскую среду с бассейном, где в одну трубу вода втекает – это молодежь, которая приходит, люди, которые решают заняться бизнесом, а в другую вытекает – это те, кто уходят. И вот тут надо серьезно мониторить и анализировать причины, почему человек перестает заниматься предпринимательской деятельностью. И создавать условия для эффективной и комфортной работы. А мы порой увлекаемся статистикой – сколько создано предприятий. А через год-два молодежь уходит, разочаровававшись. Вот эту "воду в бассейне" надо рассматривать в долгосрочной перспективе, чтобы люди не уходили.

– Насколько знаю, далеко не вся молодежь стремится в бизнес. Это риск, это работа 24/7, проверки и прочее. Не лучше ли сидеть на фиксированной зарплате в уютном кабинете?

– Каждый должен определиться сам. Не все хотят работать на зарплату, выполнять зачастую непонятные поручения. Есть люди, стремящиеся создавать, производить, быть хозяином своего дела и самому планировать свою деятельность. Другое дело, что общественное мнение так складывается, что мы недостаточно "подсвечиваем" наш бизнес. Мы мало рассказываем о наших предпринимателях. Это касается и СМИ. Отсутствие информации влияет на выбор молодых людей: кабинет, чиновничья должность, зарплата – так проще и понятнее. Но напомню, что сейчас эпоха цифровизации: количество чиновников будет неизбежно сокращаться, а многие сервисы – оцифровываться. Чем будут заниматься высвободившиеся люди – непонятно. А тут всегда есть перспектива.

– Как представитель СМИ, могу пояснить почему имеется недостаток информации. Обычно, если герой очерка – предприниматель, то предполагается коммерческий материал, либо сами предприниматели не хотят "светиться", и на это есть свои причины.

– Я сам третий десяток лет занимаюсь бизнесом, и всегда внимание прессы привлекало такое же внимание надзорных органов. Вообще считаю, что надзор выстроен неправильно. Показателем хорошего надзора должно стать отсутствие нарушений. Важно предупреждать, а не штрафовать. Надзорные органы должны стать партнерами бизнеса. А если нарушения появились, то, значит, надзор что-то не донес или не довел до предпринимателя.

– Вернемся к импортозамещению и обратим внимание на производство. Удается ли предпринимателям найти замену привычным комплектующим или иные логистические пути поставок? И в связи с этим рассмотрим понятие, которое все настойчивее входит в нашу жизнь – параллельный импорт. Что это такое? Как он влияет на ценообразование в производстве?

– Здесь дело не столько в ценообразовании. Параллельный импорт – мера вынужденная. Окольными путями можно завезти оборудование или технику, но мы автоматом можем потерять официальный сервис, обслуживание, техосмотр, гарантию и т.д. Ничего не мешает купить продукт и завезти – схема вполне легальная. Но все, что я перечислил выше, будет практически кустарным, и качество может из-за этого серьезно пострадать. Надеюсь, что эта ситуация временная, и наши зарубежные партнеры вернутся к налаженному сотрудничеству. Хотя, по сути, подобные схемы были всегда. Завозились те же телефоны, машины, которые приобретались не у официального представителя, а у "серого" импортера. Раньше это была полулегальная сфера, теперь она становится легальной. Вспомните 90-е годы.

– Надеюсь, мы туда не вернемся. Уже привыкли к цивилизованной торговле.

– Тем не менее есть существенная разница: тогда государству не было дела, как это все завозится и растамаживается, сегодня уже все в "цифре", да и государство будет пристально следить за этим процессом.

Взаимоотношения в бизнесе на данный момент я бы разделил на две части: авральная экономика – буквально не дать исчезнуть каким-то продуктам, сервисам, услугам, которые влияют на качество жизни населения. Второе: разработка стратегических путей. И в том, и в другом случае предпринимателям должно помочь государство.

– Теперь о главном – меры поддержки со стороны государства. Вы уже сказали, хотелось бы, чтобы государство повернулось лицом к бизнесу. Эксперты насчитали более 200 мер поддержки на федеральном уровне. Насколько они реально работают? Из наших предпринимателей ими кто-то воспользовался? Что делается на региональном уровне?

– Да, действительно, мер поддержки довольно много. Скажу свое личное мнение. Большинство из них обращены на крупные предприятия. Может, это и правильно с точки зрения государственного мышления. Но малому бизнесу трудно вписаться в эти схемы. Второе: все меры проходят через банки, а те накладывают свои дополнительные фильтры, условия, отчетности. И это проблема.

В целом меры поддержки востребованы, ими пользуются. Что касается региональных мер, то они, в основном, дублируют федеральные. Сейчас идет кампания по поддержке промышленности, но во всем мире это делается не за счет кредитов, а за счет инвестиций, "длинных дешевых" денег. Что касается различных схем, к примеру, субсидий на оборудование или возврат части средств, то, к сожалению, то, что предлагается в реестре и участвует в программе, не всегда соответствует запросам предпринимателей. Я разговаривал с нашими производителями, и они озвучивали вопрос, что для мер поддержки предприниматель должен купить только то оборудование, которое числится в реестре, а оно его не совсем устраивает. Оно дороже и хуже. Да, много задекларировано мер поддержки, но и много условий, которым соответствуют только очень серьезные компании с солидным ежемесячным доходом. У нас есть порядка 32 аккредитованных организаций, они могут заявиться, но попадут ли они по параметрам?

И в то же время хочу сказать, что наша инфраструктура довольно неплохо работает. Это Фонд микрокредитования – практически все предприниматели хорошо о нем отзываются, это альтернатива банковским кредитам. Можно получить до 5 млн рублей на 3 года по хорошей ставке, причем все решается на месте. Это гарантийный фонд, который очень часто выручает наших предпринимателей, выдавая гарантии для банков. Сам Фонд поддержки предпринимательства неплохо работает, потом региональное представительство Российского экспортного центра. Скажу еще о Фонде развития промышленности, который недавно создан при министерстве промышленности и инвестиций республики, и там большая перспектива. Но это все же для предприятий, а есть еще так называемый гаражный бизнес, у которого выручка до миллиона рублей в год. И мое мнение: государство, если хочет заполнить образовавшиеся ниши, вообще не должно его замечать, чтобы "не зарегулировать". В общем, выстраивать доброжелательные отношения, а не разговаривать языком штрафов и предписаний.

– Напоследок самый актуальный и часто задаваемый вопрос: сегодня мы следим за валютными котировками и видим, что доллар и евро в России торгуют по 60 рублей примерно, причем они сравнялись в цене. Обыватель спрашивает, откуда такие цифры, к чему они привязаны, на что влияют? И почему доллар упал, совсем недавно он стоил 100 рублей, а цены на товары не упали?

– Люди привыкли к валюте, привыкли к доллару, евро. Привыкли измерять стоимость товаров и услуг в валюте. Это было удобно для накоплений на счете, под подушкой и т.д. Доллар был очень ликвидным платежным средством, которое удобно было вывезти и завезти в страну. Сегодня государство делает все, чтобы снизить ликвидность. И это касается не только самого курса, но и оборота. Без валюты прожить можно, просто мы еще не отвыкли от этого, ведь много лет рассматривали ее как эквивалент стоимости товара. Отвыкать придется всему миру, ведь валюта – не только платежное средство, но и резерв для многих экономик. Постепенно мы будем отходить от этой системы. Сейчас нашим импортерам и экспортерам тяжело проводить валютные операции, банки берут комиссии, они отключены от систем международных переводов. Надо выстраивать новые отношения, и для этого нужно время. Пока же предприниматели пользуются какими-то временными "костылями". Думаю, что ликвидность валюты существенно снизится, и она просто перестанет нас волновать.

– И все же, чтобы было понимание – курс доллара кто устанавливает: рынок или Центробанк? И почему курс упал, а цены нет?

– Курс доллара все же рыночный. Он фиксируется на торгах. Единственное, ЦБ может вмешиваться в ценовую политику посредством дополнительных интервенций или покупки долларовой массы на бирже. Считаю, что государство заинтересовано в более дорогом долларе. Слабый доллар – проблема для наших экспортеров. При продаже по конвертируемой цене стоимость товара получается на 20% ниже, если бы доллар стоил 75 – 80 рублей. Думаю, что евро будет падать, потому что экономика Европы слабее, чем долларовая. Опять же геополитика сегодня оказывает влияние больше на Европу.

Что касается стоимости товара, то, думаю, цена связана с логистикой. Товар завозить стало сложнее, затратнее по времени, и вот эти потери импортер вынужден компенсировать. Если есть российский аналог, то он тоже поднимается в цене. Есть спрос, цена растет. Допускаю, что кто-то и обратит такой момент в свою пользу, т.к. предложение сократилось – почему бы не заработать?

– Вы – пессимист, реалист, оптимист?

– Скорее, второе с третьим. Считаю, что перспективы есть всегда. Хотелось бы чувствовать поддержку государства, а банки и надзор видеть надежными партнерами. Озвучу еще одну серьезную проблему – стремительно сокращается численность среднего класса. Именно он активен в сфере бизнеса. Тот, кто выживает, не будет открывать производство, у него другие задачи. И в этом большая беда.

ОТ АВТОРА:

Наши чиновники порой любят повторять: бизнес сам найдет выход, даже в самых трудных ситуациях. Да, это так. В бизнес идут смелые, предприимчивые, умные. Но реальная поддержка государства и партнерские отношения с банками и надзором необходимы. Все должны быть по одну сторону баррикад: время такое. И в любом деле основа основ – люди. Ведь кому, как не им – создавать, пробовать, начинать? Вопрос остается открытым.

Комментарий к фотографии
Автор: Мария Панкратова
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика