Церковь Успения Пресвятой Богородицы по праву считается архитектурной жемчужиной высокогорного селения Лисри. На старых фотографиях ее белоснежное здание, окруженное суровыми боевыми башнями, кажется нежным цветком эдельвейса, чудом пробившегося к солнечному свету среди серых скал.
Строительство церкви относится к концу XIX – началу XX вв. Из-за удаленности приходской церкви, находившейся в Тибе, жители селения Лисри в 1894 г. приняли решение о постройке собственного храма, причем все необходимые строительные материалы, денежные средства и мастеров-каменщиков обязались предоставить сами. Строительство завершили в 1901-м и в том же году состоялось ее освящение (подробнее об этом см. в монографии Л.К. Гостиевой "Православие в Осетии").
Говоря об Успенской церкви в Лисри, как правило, отмечают, что она относится к числу самых поздних в Мамисонском ущелье. Отсюда может сложиться впечатление, будто весь предшествующий период не был отмечен в Лисри никакими проявлениями христианской жизни. Мы бы хотели обратить внимание читателей на некоторые факты, говорящие об обратном.
Первое известное нам документальное свидетельство о наличии в Лисри православной церкви относится к 1852 г.: в материалах Осетинской духовной комиссии упоминается "Лисрская церковь". Более того, в то время существовал отдельный Лисрийский приход, к которому помимо Лисри относились селения Клиат, Тли, Калак, Згил и Кадисар. О Лисрийском приходе сообщает в "Кавказском календаре на 1854 год" А. Головин: "От Зромаги к западу тянется Мамисонское ущелье, в коем находятся два осетинских прихода: Тибский и Лисрийский". В. Пфафф в описании своего путешествия 1869 г. по Северной Осетии также отмечает, что в Мамисонском ущелье "церкви находятся в Тибе, Тли и Лисри". Таким образом, в Лисри за полвека до строительства Успенской церкви уже существовала другая, которая являлась центром Лисрийского прихода, присоединенного позднее к Тибскому. Когда она была построена? Кому посвящена? В каком месте селения находилась? Ответы на эти вопросы могли бы дать поиски в архивах и археологические исследования. Пока же можно лишь предположить, что, как и в некоторых других осетинских селениях (Закка, Верхний Зарамаг), старую, обветшалую церковь в Лисри разобрали и использовали ее каменные плиты при строительстве новой. Не следует исключать вероятность того, что появление первой церкви в селении Лисри может относиться не к середине XIX в., а к более раннему периоду. Согласно преданию, записанному в Лисри в начале 30-х гг. прошлого века, недалеко от старинного сельского кладбища некогда была церковь, построенная царицей Тамарой.
На погосте возле Успенской церкви в селении Лисри похоронен священник Соломон Гавриилович Дарчиев. Хотя вопреки утверждениям в некоторых интернет-публикациях он нес свое служение не в этой церкви, но тем не менее был связан с ней самым тесным образом. Вблизи церкви находятся руины большого дома, в котором жили Соломон и его родственники. Такое соседство не случайное: лучший участок своей земли под будущий храм выделила патронимия, к которой принадлежал Соломон, а его отец Гавриил (Габе) Дарчиев был хорошим каменщиком и участвовал в строительстве Успенской церкви.
Священник Соломон Дарчиев прошел короткий, но достойный жизненный путь. В заметке по поводу его смерти "Терские ведомости" писали: "Половину [своей] жизни он посвятил служению в горах: сначала – причетником в Заккинском приходе около 8 лет, затем 5 лет – учителем в Архонском и, наконец, настоятелем церкви в том же Заккинском приходе около 5 лет. На последнем месте, будучи в высшей степени отзывчивым человеком, он сделался вполне популярным священником и приобрел от прихожан всеобщее уважение". Сказанное подтверждается сведениями из "Владикавказских епархиальных ведомостей": "В январе 1914 г. священник Заккинского прихода Соломон Дарчиев за ревностное служение был награжден набедренником, а позднее назначен священником более крупного, Зарамагского, прихода. Однако вступить в новую должность он не успел из-за внезапной, скоротечной болезни и смерти в день Пасхи 6 апреля 1914 г. на 33 году от роду. (Выражаем благодарность Камилле Дзалаевой и Артуру Горобцу за неоценимую помощь в сборе материала о священнике Соломоне Дарчиеве.) В нашем семейном архиве сохранилась фотография, на которой запечатлены Соломон Дарчиев, его жена Варвара (урожденная Каргинова) и дочь Екатерина.
Удивительно, но в начале XX в. об Успенской церкви в селении Лисри узнали далеко за пределами России. Произошло это благодаря известному английскому писателю и путешественнику Стивену Грэму (1884–1975). В 1909–1910 гг. он совершил длительный вояж на Кавказ, впоследствии изложив свои впечатления в книге под названием "Бродяга на Кавказе" (Graham S. A Vagabond in the Caucasus. London, New York: J. Lane, 1911). Ее главы, посвященные пребыванию Грэма в Осетии, несомненно, заслуживают внимания исследователей, но нас в данном случае интересует один конкретный эпизод. Из Кутаиси он отправился пешком во Владикавказ. С большим трудом преодолел Мамисонский перевал и продолжил свой путь по Военно-Осетинской дороге. Однако впереди путешественника ожидало новое испытание. "В Лисри, – пишет Грэм, – меня арестовали". Являлся ли он, как полагают некоторые современные авторы, агентом английской разведки, нам неизвестно, но, видимо, что-то в облике или действиях англичанина вызвало подозрение, поэтому сельский старшина решил задержать Грэма до выяснения обстоятельств его неожиданного появления в Лисри. Тем не менее он имел возможность познакомиться с жизнью селения и сохранил для нас сведения о событиях, происходивших там более ста лет назад. Ниже мы предлагаем сокращенный и частично адаптированный перевод фрагментов из вышеупомянутой книги Грэма.
"В тот день, – пишет он, – в Лисри царило необычайное оживление. Священник собрал всех своих прихожан и предложил им построить новую церковь и расширить школу. Это было праздничное событие… Меня привели в помещение сельской школы, где священник проводил свое собрание. Казалось, пятьдесят человек одновременно очень громко говорили, обсуждая столь важное для них дело. Священник призвал их сообща взяться за дело, предоставить необходимый материал и пожертвовать денежные средства на строительство новых зданий, а также обсудить остальные планы. Все селение было готово построить Божий дом, при этом ни у кого даже не возник вопрос о плате за работу. Сам Рескин не мог бы желать более полного проявления бескорыстия". (Джон Рескин (1819–1900) – английский писатель, критик капитализма и сторонник идей христианского социализма – Д.А.)
В сообщении Грэма имеется неточность: в 1909 г. церковь в Лисри уже существовала, поэтому, вероятнее всего, речь шла о расширении не только школы, но и здания церкви, что, в свою очередь, может свидетельствовать и о росте числа прихожан, и об их стремлении к образованию. Молодой, деятельный священник, которого, как сообщает Грэм, звали Харитоном, старался создать для этого все условия и, как видно, пользовался большим уважением сельчан. Благодаря своему авторитету он убедил помощника старшины отпустить на ночлег задержанного англичанина. Грэм оставил интересное описание радушного приема, оказанного ему в семье священника: "Мы отужинали, и мой хозяин, сняв свое священническое одеяние, стал веселиться. Он и его жена были довольно молодой парой, они очень любили друг друга и разыгрывали незатейливые шутки… Этим добрым людям уже доводилось видеть англичанина: несколько лет назад один приезжал сюда в поисках полезных ископаемых. Он ни слова не знал по-русски и так забавно сидел на лошади, что все местные жители над ним смеялись. Харитон спросил, знаю ли я Миллера, профессора азиатских языков в Санкт-Петербурге. Такого человека, уверен он, необходимо знать. Миллер приезжал в Лисри несколько лет назад и разговаривал с местными жителями на их родном языке настолько безупречно, что они поначалу приняли его за осетина".
Стивен Грэм вскоре был освобожден и благополучно вернулся в Англию. О судьбе священника Харитона ничего не известно. Возможно, в водовороте последовавших затем бурных событий он разделил участь сотен других православных священников. В 1930-х гг. церковь в селении Лисри закрыли, но прихожанам удалось спрятать некоторые иконы и часть церковной утвари. Известно, например, что колокол долгое время хранил в своем доме бывший церковный староста Сильвестр (Ибахъ) Дарчиев.
С тех пор и до сегодняшнего дня эта красивая церковь с интересной историей неуклонно превращается в руины. В 2007 г. ее передали в собственность Богоявленскому Аланскому женскому монастырю, и теперь здесь вновь совершаются службы. Заботливыми руками монахинь и паломников в храме и на прилегающей территории поддерживается порядок, но, разумеется, самостоятельно провести реставрацию им не под силу. Остается надеяться, что в рамках подготовки к празднованию 1100-летия крещения Алании удастся изыскать возможность хотя бы для того чтобы возвести временную кровлю и таким образом предотвратить окончательное разрушение храма.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30