Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
"А они не вернулись из боя…"

…Тот июньский бой в населенном пункте Гладкое Запорожской области надолго останется в памяти Виктора САБАНОВА. За проявленное тогда мужество, отвагу и самоотверженность военнослужащий из Северной Осетии указом президента был награжден медалью Суворова.

Командир расчета В. Сабанов вместе со своими бойцами попал в засаду. "Диверсионно-разведывательная группа противника совершила подрыв управляемых фугасов по пути следования военного КамАЗа, приготовив противотанковую натовскую управляемую ракету для поражения техники и личного состава. В том бою пали смертью храбрых Аслан Найфонов и Алик Газиев (герои нашего материала – прим.автора), а несколько бойцов, включая Сабанова, были тяжело ранены. Несмотря на ранения, контузию, Виктор из боя не вышел. Диверсионная группа была сметена огнем наших военнослужащих. Сам истекая кровью, Сабанов оказал первую помощь раненому товарищу, что помогло сохранить тому жизнь. С тех пор наш земляк перенес не одну операцию, но часть осколков так и не достали", – написал о том бое на своей странице в соцсетях военный эксперт Олег Марзоев.

Спустя некоторое время нам удалось пообщаться с матерью Аслана Найфонова: "У меня два сына, Аслан – старший и Валера, воспитывала я их без отца, но в строгости, – рассказала Светлана Тутиевна. – Мальчики выросли во Владикавказе на ул. Садонской, но много времени проводили в селе Куртат, помогали бабушке по хозяйству, поэтому к труду были приучены с детства. Валера и Аслан были очень близки: "Между небом и землей ты у меня один…", – говорил он брату.

После окончания 15-й школы Аслан поступил на юридический факультет Института экономики, управления и права. Рано начал работать, чтобы материально помогать семье.

Он был очень спокойным, добрым, неконфликтным парнем. По выходным вместе с братом подрабатывал грузчиком, мои сыновья всегда стремились к самостоятельности. На любую просьбу соседей сразу откликались, приходя на помощь каждому, кто в ней нуждался.

В последний раз мы виделись с Асланом в конце января. Валера позвонил мне: "Мама, Ата (так Аслана называли близкие) уезжает!" Помню, как собирала ему в дорогу продукты. "Ма, только не плачь", – сказал он мне перед отъездом. "Какой ты красивый, сынок, никак не могу на тебя наглядеться", – ответила я с грустью.

Аслан обещал вернуться через полтора месяца. Какое-то время мы были "на связи", а в мае он стал звонить реже. В июне наша связь снова наладилась, получали сообщения, он присылал фотографии. Для Аслана это был уже третий контракт, он служил в Чечне. 10 июня, накануне его гибели, мы часто переписывались, говорили о Камилле – его дочери, а затем от него уже не было вестей. В тот злосчастный день Ата возвращался с задания… Через неделю его привезли домой…

Сколько добрых слов о сослуживцах я слышала от Аслана! И сегодня они не забывают о нас, звонят…

С супругой Светланой 14 лет прожили душа в душу. Познакомились, когда та работала в магазине, где Аслан был экспедитором, стали встречаться, через два года поженились. "Наша дочь Камилла очень похожа на своего папу, – со слезами на глазах вспоминает жена героя Светлана. – Аслан постоянно бывал в разъездах – то Ростов, то Крым, мало времени проводил с семьей. Но когда приезжал, это был праздник и для него, и для всех нас. Я старалась приготовить что-то вкусное, хоть он и был неприхотлив в еде. Он мечтал о том времени, когда появится возможность уделять семье больше времени. Мы даже на море ни разу не съездили, так это и осталось несбыточной мечтой…

В ноябре прошлого года Аслан первый раз отправился в командировку в Крым, но накануне Нового года устроил нам сюрприз: приехал, вместе радостно отметили семейный праздник. 30 января Аслан вернулся в Крым. Как только появилась возможность, стал звонить, иногда получалось пообщаться и по видеосвязи. Во время одного из последних разговоров попросил показать нашу квартиру, словно чувствовал, что с ним может случиться неладное…

В мае он прислал мне подарки на день рождения, как оказалось, прощальные. Наступил июнь, и связь оборвалась. Так как в списках погибших Аслана не было, появилась надежда на лучшее. Долгую неделю мы жили в неведении. А в воскресенье, утром 12 июня, мне позвонил Валера, и сердце мое словно окаменело. Он рассказал, что Аслан с сослуживцами возвращались с задания, казалось бы, территория была зачищена, но враг устроил засаду. Шансов на то, что Аслан останется жив, не было, осколок снаряда попал прямо в сердце…"

В январе этого года Аслану исполнилось 39 лет. Он всегда был надеждой и опорой для семьи, помогал всем и во всем – и физически, и морально. Он ни разу не дал усомниться в том, что вернется. Новостные сводки пугали родных день ото дня все больше, а он уверял: "Никого не слушайте, не переживайте, все будет хорошо". Светлана старается не плакать, вспоминая о нем, чтобы не расстраивать дочь.

Семья Найфоновых остается на связи с сослуживцами Аслана. Многие из них вернулись домой после полученных ранений. А недавно в Осетию приехала семья его однополчанина из Дагестана – Газиева Алика, который погиб вместе с ним в том же бою…

Побывали в части, где служил Алик, на месте, где герои Осетии нашли последний приют...

В сентябре ему исполнилось бы 30 лет, он был у родителей единственным сыном. Семье вручили орден Мужества, которым Алик награждён посмертно...

Газиев А. проходил службу в 1 минометном взводе 2 батальона 429 мотострелкового полка ВС РФ, дислоцированном в городе Владикавказе. Принимал участие в освобождении городов Мариуполь и Северодонецк.

Дагестанская поэтесса Миясат Муслимова (Мариян Шейхова) посвятила Алику посмертное стихотворение. "Этим стихотворением я хотела выразить свое восхищение мужеством Алика! Будучи единственным сыном, он вырос настоящим мужчиной, который своим долгом посчитал защиту интересов Родины. Он настоящий Герой. Мой низкий поклон семье Алика, где еще двое племянников Исмаил и Тахака с самого начала специальной военной операции по сегодняшний день находятся на передовой, честно выполняя свой воинский долг!" – сказала она.

О том, "каким он парнем был", также рассказала его тетя, журналист Зулейхат Тахакаева: "Родители Алика занимались животноводством, он рос очень трудолюбивым мальчиком. С мамой Алика нас четверо, но у нас своих детей нет, поэтому мы и называем его единственным сыном четырех сестер".

Алик всегда мечтал о военной службе. После школы он поехал в Калугу к дяде, около года проработал на заводе, оттуда его и забрали в армию. В марте 2016 года подписал контракт. Так он попал во Владикавказ, служил наводчиком в мотострелковом полку. Ему очень нравилось в Осетии, скромный и порядочный парень чувствовал себя на осетинской земле, как дома. Друзья-осетины вспоминают, что Алик был очень позитивным, его отличали честность, доброта, отзывчивость.

26 февраля Алик и его товарищи добрались до места спецоперации. Больше месяца он не выходил на связь, участвовал в ожесточенных боях за Мариуполь. Но когда, наконец, позвонил, как будто вчера расстались, ни словом не обмолвился о тех испытаниях, которые выпали на его долю.

"Родители, Багаутин и Сахи, конечно, хотели, чтобы он вернулся, – говорит Зулейхат. – Но он остался верен присяге до последних дней своей короткой жизни. Алик выбрал Родину, потому что по-другому поступить не мог. О том, что у Алика была язва желудка, мы узнали совсем недавно, от его друга Руслана Дзеранова. Сам он никогда об этом не говорил родным. Оказывается, весной Алик попал в госпиталь, но настоял, чтобы врачи разрешили ему поехать на фронт..."

Азамат Магкиев, сослуживец Алика, вернувшийся после тяжелого ранения с передовой, вспоминает: "Об Алике навсегда останутся только позитивные воспоминания. Он был хорошим солдатом, настоящим бойцом. На него можно было положиться, он был настоящим другом. Мы с сослуживцами из Осетии были как семья, и он был частью нашей семьи! Мы научили его разговаривать на осетинском языке, и довольно скоро он начал понимать нас. Алик рассказывал про Дагестан, про свое детство, делился с нами сокровенным... Он постоянно улыбался, эту искреннюю улыбку тоже запомню на всю жизнь. Я очень горд, что мы были друзьями. Дай Бог сил и здоровья его родным принять эту утрату…"

Вот так сплелись судьбы двух парней – Аслана и Алика. И неважно, какой национальности они были, какого вероисповедания… Главное, они были храбрыми, порядочными, честными, и до конца дней остались верными своей Родине...

Комментарий к фотографии
Автор: Мария Панкратова
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика