Священник Иоанн Рамонов (1873–1919) – видный деятель осетинской культуры, миссионер, просветитель, педагог, публицист, переводчик богослужебной литературы, настоятель гизельской Михаило-Архангельской церкви (1907–1913).
Иоанн (Вано) Николаевич Рамонов родился в с. Дарг-Кохе в 1873 году. В 1893 году окончил Александровское осетинское духовное училище в с. Ардоне и был назначен учителем ардонской церковноприходской школы. Вскоре Иоанн был рукоположен в сан диакона при Покровской церкви духовного училища. В 1900 году, уже став священником, был направлен в церковь Святой Троицы дагомо-архонского прихода Владикавказской епархии. Проводил большую пастырскую работу среди прихожан. Благодаря наставлениям священника в 1903 году они потратили 400 руб. на покупку колоколов для своей церкви, а также построили двухэтажный каменный дом для причта стоимостью в 1500 руб.
В 1903 году о. Иоанн Рамонов был переведен на служение в церковь-школу во имя Николая Чудотворца в с. Ногкау, примерно 2/3 жителей которого исповедовали ислам, 1/3 – православную веру. Священник был очень озабочен посещаемостью церковноприходской школы, поскольку в 1902 году в ней осталось всего 20 учениц. Остальные перешли во вновь открытую школу Дирекции народных училищ Терской области, так называемую министерскую школу. В начале 1904 года в ней было уже 35 человек. Заведующий церковью-школой много внимания уделял ее ремонту. 17 июня 1904 года о. Иоанн обратился в Ардонское отделение Владикавказского епархиального училищного совета с рапортом, в котором сообщал, что железная крыша школьного здания покрылась ржавчиной, и просил выделить 25 руб. на ее ремонт. 27 мая 1905 года он вновь направил свою просьбу "отпустить на ремонт здания 30 руб."
В 1905 году церковь-школа была осквернена иноверцами. С нее были сняты кресты вместе с куполами, колокола, выбиты стекла, вынесены подсвечники. Все имущество ногкауской церкви-школы было перевезено в отселок Бирагзанг (ныне – село Бирагзанг). Епархиальные власти приняли решение закрыть церковь-школу, чтобы не обострять отношения между мусульманами и христианами. В Бирагзанге было выстроено новое здание церкви-школы, которая открылась в октябре 1905 года.
28 июня 1905 года о. Иоанн Рамонов был временно назначен и.д. благочинного XI благочиннического округа и направлен настоятелем в церковь Великомученика и Победоносца Георгия в с. Ардон. В 1906 году был утвержден в должности благочинного. Ему часто приходилось совершать поездки в дальние горские приходы, которые входили в округ.
8 августа 1907 года о. Иоанн был переведен в гизельский приход. В маленькой гизельской Михаило-Архангельской церкви, построенной в 1867 году, давно не проводился ремонт, хоры затемняли свет, кирпичный пол был неровен, церковная утварь – бедной. По своим размерам и состоянию церковь не соответствовала многолюдному и зажиточному селению, жители которого редко посещали храм.
Новый настоятель старался привлечь прихожан, постоянно проводил с ними внебогослужебные беседы. Постепенно отношение к храму стало меняться в лучшую сторону. Отец Иоанн проводил противосектантскую работу с евангельскими христианами-баптистами, появившимися в Гизели. Проповедником баптизма в селении был Темир (Тимофей) Дадианов. Священник неоднократно собирал гизельцев на народный сход, где развенчивал учение баптистов, образовал в гизельском приходе кружок ревнителей православия.
Иоанн Рамонов занимался переводом богослужебных книг на осетинский язык. В 1908 году он вместе со священниками Харлампием Цомаевым, Моисеем Коцоевым, Александром Цаголовым и протоиереем Николаем Цоколаевым вошел в состав Комиссии по пересмотру и переизданию церковных богослужебных книг на осетинском языке. Комиссия была учреждена епископом Владикавказским и Моздокским Гедеоном (Покровским). Председателем был назначен протоиерей Алексий Гатуев, делопроизводителем – о. Иоанн Попов. По постановлению комиссии священники Харлампий Цомаев, Моисей Коцоев и Иоанн Рамонов исправили старые богослужебные книги на осетинском языке, подготовив к изданию "Служебник", "Требник" и "Книгу молебных пений". К сожалению, издание книг, подготовленных священниками, так и не было осуществлено.
В связи с выделением осетинским церквам 1500 руб. на издание богослужебных книг по указу Святейшего Синода от 13 августа 1912 года епархиальные власти приняли решение о реорганизации комиссии. В конце ноября 1912 года о. Иоанн вошел в новый состав комиссии, председателем которой был назначен Владикавказский городской голова Г.В. Баев.
В 1913 году о. Иоанн Рамонов был направлен в с. Дарг-Кох, в церковь Святителя Николая Чудотворца, в которой прослужил два года. За это время он провел большую миссионерскую и просветительскую работу среди своих прихожан-односельчан. Здесь вновь столкнулся с приверженцами баптизма (около 300 человек), которые попали под влияние проповедей Т. Дадианова.
Отец Иоанн активно занимался публицистической и переводческой деятельностью. Он был первым автором-составителем настенных отрывных календарей на осетинском языке на 1911, 1912 и 1914 годы. Их содержание составляли исторические события, изречения мудрых людей, общественные сведения и советы по домашнему обиходу, хозяйству, стихотворения, сказки, пословицы, поговорки, загадки, этнографические материалы и др.
В 1915 году о. Иоанн Рамонов был переведен в г. Владикавказ, в церковь Великомученика и Победоносца Георгия во Владимирской слободке. Проживал с семьей на ул. Ильинской, 5 (ныне – ул. Гибизова). Отец Иоанн стал активно сотрудничать в осетинском религиозном журнале "Чырыстон цард" ("Христианская жизнь"). В 1915 году он опубликовал в нескольких номерах обстоятельную статью на осетинском языке "Баптизм" и проповедь "Слово в день Благовещения". На следующий год издал в журнале несколько переводов на осетинский язык "Акафист и молитвы святому великомученику и Победоносцу Георгию", поучения ("Поучение на Новый год", "В день Богоявления", "В день святой равноапостольной мироносицы Марии Магдалины") и песнопение "Херувимская песнь". Редактор журнала о. Х. Цомаев писал, что "переводы свящ. Рамонова хотя не везде точны и местами даже слишком вольны, но все же довольно удачны. Автор довольно хорошо постигал дух осетинского языка".
В 1916 году о. Иоанн Рамонов опубликовал во Владикавказе на осетинском языке книгу "Краткий христианский катехизис для двухклассных школ". В конце года он направил учебник во Владикавказское окружное отделение епархиального училищного совета. При положительных отзывах на книгу о. Иоанн предполагал выпустить ее второе издание. Рецензенты протоиерей Стефан Мамитов, священник Харлампий Цомаев и надворный советник Иосиф Бигаев рассмотрели учебник и дали на него положительные отзывы. К сожалению, сложная социально-политическая обстановка в Осетии не позволила о. Иоанну осуществить второе издание книги.
2 марта 1917 года после отречения императора Николая II от престола власть перешла к Временному правительству, образованному Государственной думой. 6 марта 1917 года Святейший Синод опубликовал Обращение, в котором благословлял новую власть и призывал к ее поддержке. 9 марта 1917 года во Владикавказе состоялось собрание духовенства, единогласно признавшее законность Временного правительства. 6, 7 и 8 апреля 1917 года о. Иоанн принял активное участие в съезде духовенства, церковных старост и представителей прихожан Северной Осетии в Ардоне, где был избран председателем съезда, на котором приняли 33 резолюции, в том числе по вопросам об осетинском духовенстве и осетинских приходах. Примечательно, что отец Иоанн принимал участие в съезде во время своего приезда во Владикавказ с Юго-Западного фронта. Еще в декабре 1916 года он был направлен военным священником во 2‑й Осетинский батальон Осетинской пешей бригады.
Ее командиром был генерал-майор Виссарион Чиковани, позже – подполковник Федор Такоев. В начале апреля 1917 года бригада прибыла на Юго-Западный фронт, однако в связи с Февральской революцией находилась в состоянии разложения. В середине июня бригада заняла позиции в карпатских лесах, ее начальником был назначен полковник Алексей Баев. В июне 1917 года он откомандировал священника Рамонова и старшего адъютанта прапорщика Джелиева во Владикавказ по делам бригады. По возвращении полковник вынес им в приказе благодарность "за блестящее выполнение поручений всей бригады". Подробности о жизни бригады становились известны благодаря материалам, которые присылал батальонный священник Иоанн Рамонов в редакцию "Ирон газет" ("Осетинская газета").
18 июня 1917 года армии Юго-Западного фронта атаковали противника. 8‑я армия генерала Корнилова, прорвав фронт, овладела Галичем, Станиславовом. Осетинской пешей бригаде, которая вела бои у деревни Хута, пришлось очень тяжело. Войска, бросая фронт, в беспорядке стали отступать. Бригада, прикрывая отступление, с боями выходила с Карпат, сражалась у Надворной, Роводеште, Боян, Новеселицы и Липканы. Основной обязанностью о. Иоанна было поддерживать моральный дух батальона.
К концу июля 1917 года бригаду перевели в резерв 8‑й армии, а в сентябре присоединили к Кавказскому туземному корпусу и отправили в Терскую область. 14 офицеров-осетин были повышены в званиях, несколько награждены солдатскими Георгиевскими крестами 4‑й степени, в том числе 6 осетин. Однако армия развалилась, рядовые-осетины стали расходиться по своим домам. 21 февраля 1918 года последовал приказ о расформировании бригады, которая к концу мая прекратила свое существование. В связи с этим о. Иоанн Рамонов был выведен за штат.
С 1 по 6 февраля 1918 года он участвовал в работе 5-го Осетинского национального съезда, проходившего в Ардоне, выступая как представитель осетинского православного духовенства, эфенди Гацалов – от лица осетинского мусульманского духовенства. В своих выступлениях они призвали всех осетин, как мусульман, так и православных, к единению и недопущению в Осетии религиозной розни.
Последние полтора года жизни о. Иоанна Рамонова плохо документированы. Почти не сохранились и фотографии священника. Почтовая открытка, на которой он был сфотографирован в национальном костюме, попала во многие дореволюционные издания. По данным о. Харлампия Цомаева, священник Иоанн Рамонов скончался 16 июля 1919 года и был погребен в ограде дарг-кохской церкви. Могила его не сохранилась.
В деятельности священника Иоанна Рамонова на ниве христианского просвещения еще немало страниц, требующих внимания исследователей.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30