Одному из старейших городов Северного Кавказа – 259 лет
Моздок. Дуб – ровесник города
Основание Моздока как военного укрепления имело важное значение в истории народов, населяющих Северный Кавказ. Политическая обстановка была сложной. Ведь здесь сошлись в борьбе за сферы влияния могущественные державы – Россия, Турция, Персия. На "линии огня" оказались Армения, Грузия. И религия здесь играла не менее важную роль.
Вспомним наиболее интересные страницы истории "северной столицы" Северной Осетии.
Еще при Елизавете Петровне для укрепления южных границ изучались пойменные земли вдоль Терека для построения здесь укрепительной линии. Осложнение русско-турецких отношений из-за Польши в конце 50-х годов XVIII века, смерть Елизаветы Петровны вынудили Россию отложить на некоторое время строительство крепости.
Только в 1762 году доклад Коллегии иностранных дел поступил на рассмотрение в Сенат. На доклад Сената была наложена резолюция Екатерины II – "Быть по сему". Сенат предложил на роль человека, умеющего найти контакт "с тамошним народом", подполковника Петра Ивановича Гака, которому суждено было вскоре начать строительство крепости, названной Моздоком. Непосредственное место под будущее поселение было выбрано генералом Ступишиным, куда он прибыл 1 июля 1763 года. Несмотря на то, что к моменту появления генерала в урочище Моздок, там не было ни временных, ни постоянных жилых строений, оно отвечало военно-стратегическому назначению и хозяйственным нуждам будущих поселенцев.
Моздок сыграл важнейшую роль и в восстановлении христианства в Осетии и распространении его на Северном Кавказе. Именно здесь в 1764 году по указу Екатерины II была открыта первая православная школа для детей-осетин. С нее начинается официальная история народного образования в Осетии нового времени. Примечателен тот факт, что в 1799 году переселенцы из Куртатинского ущелья привезли с собой свою святыню – икону Иверской Божьей Матери, ставшую Моздокской чудотворной. Здесь, в Моздоке, в 1774 году, состоялся завершающий раунд переговоров о добровольном вхождении Осетии в состав России. Переселенцам разрешалось обменивать свои продукты на соль, холст, рыбу, беспошлинно торговать хлебом, фруктами и прочим. Тем, кто хотел заниматься хлопководством, шелководством, виноградарством, отводились в неограниченных размерах земельные участки.
С целью укрепления Моздокской линии в 1770 году в этот район была передислоцирована часть Волжского казачьего войска. Появились от Моздока до Червленной станицы: Галюгаевская, Ищерская, Наурская, Мекенская и Калиновская (ныне – Чеченская Республика). Был создан особый казачий Моздокский полк, который продолжил по Тереку линию гребенских и терских казаков. В краткий срок вокруг Моздока появилось множество и других поселений, включая осетинские станицы Черноярскую и Ново-Осетинскую.
Сам же Моздок, расположенный на перекрестке важных торговых путей: Москва – Ставрополь – Закавказье и Астрахань – Кизляр (Дагестан), быстро расширялся за счет естественного прироста населения и переселенцев, и вскоре получил статус города.
Уже в первое десятилетие своего существования Моздок вырос в крупный торговый центр. По сохранившимся документам: только за апрель 1780 года через него проехали более 40 купцов и торговых людей с обозами из Грузии в Кизляр (Дагестан) и Астрахань, из Воронежа, Курска, Соликамска, Новочеркасска, из армянских и иранских городов.
В конце ХVIII века в Моздоке был гостиный двор, насчитывалось около сотни торговых лавок. Значение города как торгового центра еще более возросло, когда в 1801 году в состав России вошла Грузия. В восьмидесятых годах ХVIII века между Моздоком и Тифлисом через Дарьяльское ущелье была проложена шоссейная дорога, названная Военно-Грузинской. Она приобрела не только стратегическое, но и экономическое значение. Многие десятилетия славились на весь Северный Кавказ Моздокские ярмарки, на которых шла бойкая торговля российскими, закавказскими и европейскими товарами. Наибольшим спросом пользовались горские ремесленные изделия, шерсть, кожевенное сырье и живой скот.
Командующий Кавказской линией и Черноморией генерал Граббе в 1841 году писал: "Горцы ознакомились со средствами выгоднейшего сбыта своих произведений, стали привозить оные внутри области для продажи на базарах и ярмарках, приобретая соль на меновых дворах уже не на одни продукты, но и на деньги…" Долгое время, будучи наиболее выдвинутым к Кавказским горам русским форпостом, Моздок стягивал к себе местное население, приезжавшее сюда с целью торговли и в поисках защиты от притеснений у себя на родине. По этим и другим причинам Моздок отличался от городов Северного Кавказа своим многонациональным составом.
В то далекое время у казаков, горцев, горожан для хозяйственных нужд широко использовалась сырая нефть, которую завозили из Чечни и Ингушетии. Попадала она в большом количестве и в Моздок. Открытия, совершившие переворот в нефтедобывающей промышленности, принадлежали Василию Алексеевичу Дубинину и его братьям. Сами они были крепостными крестьянами из Владимирской губернии. Приехали на Кавказ для распространения ремесел среди горцев. В Моздоке долгое время занимались опытами по перегонке нефти, производя фотоген – керосин. В 1823 году Дубинины получили свидетельство от местных властей о своем открытии и создании небольшого нефтеперегонного завода. Это был первый в мире керосиновый завод. Он просуществовал около 20 лет, дав много тысяч пудов керосина, который вывозили в разные города России. Позднее в Моздоке были построены самые большие для того времени на Северном Кавказе мыловаренный, винокуренный и другие заводы.
В конце ХVIII века в Моздоке проживали образованные гражданские и духовные лица, обладавшие печатными и рукописными книгами. В этот период жил в Моздоке Гайоз (Гай) Токаев – епископ Моздокский и Маджарский, в свое время окончивший Московскую духовную академию. Гай имел большую личную библиотеку и сам являлся автором оригинальных сочинений, был инициатором распространения просвещения среди горцев. Не случайно во второй половине 1890-x годов именно в Моздоке появилась первая на Северном Кавказе типография, печатавшая азбуку и грамматику грузинского языка, а также учебники, церковные книги – на русском. В этой типографии в 1801 году и был напечатан на русском языке Манифест о вхождении Грузии в состав России. Гай Токаев и Павел Генцауров составили осетинскую азбуку на основе церковно-славянского алфавита. Они же подготовили, а затем издали в Московской синодальной типографии первую из сохранившихся книг на осетинском и русском языках – краткий катехизис "Начальное учение человеком, хотящим учитися книг Божественного Писания". Она предназначалась для обучения детей-осетин в Моздокской церковно-приходской школе.
Будучи важным военно-политическим пунктом России на Кавказе, Моздок в первые десятилетия ХIХ века выступал как связующее звено в установлении и развитии разнообразных контактов горских народов. В этот период Моздок постепенно начинает входить в русло социально-экономической, политической и культурной жизни России.
Многие города Северного Кавказа выросли из крепостей-форпостов на южных границах Российского государства, и Моздок тому подтверждение. Он входил в систему так называемых политических городов Северного Кавказа – таких, как Ставрополь, Кизляр, Георгиевск, Екатеринодар. Таким образом, Моздок становился все более известным городом России, который способствовал сближению народов Кавказа, являлся тем центром, где устанавливались экономические, политические, духовно-культурные связи. Мы вправе гордиться историей своего города. А вот как сложится в дальнейшем его судьба – зависит от нас самих, от того, каким мы его оставим своим потомкам.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30