Наш собеседник – Егор Серов
Когда я собиралась на встречу с главным редактором радио "Книга", ведущим рубрики "Обзор книг Егором Серовым" в программе "Утро России" на телеканале "Россия 1", с тем самым Егором Серовым, то решила непременно спросить о том, как привить детям любовь к чтению. Актуально, не так ли? Но намерение свое реализовать не успела – в качестве приветствия собеседник вручил мне авторскую книгу "Как увлечь своего ребенка чтением книг"…
…И на ее страницах я прочла очень важную, на мой взгляд, мысль: "…В ребенке необходимо развить то, без чего он не вырастет нормальным человеком. И это не только понятия о добре и зле, о правде и несправедливости, о совести и так далее. Необходимо развить в нем фантазию, сделать так, чтобы она заработала. И заработала в нужном направлении". И мне кажется, нет, я уверена, что мнению человека, который в современном мире думает о важности и необходимости детских фантазий, а там дальше – и о способности детей по-настоящему мечтать, можно и нужно доверять. И не просто доверять, а доверить одно из самых сакральных действ – стать твоим гидом в книжный мир. Ведь что ты прочитаешь, то и пожнешь…
– Кто он – книжный обозреватель? Интеллектуал или обладатель определенной базы знаний и опыта? Как вообще приходят к тому, чтобы давать оценку литературе?
– Во-первых, он должен быть "сумасшедшим", потому что это довольно тяжелый труд. Во-вторых, конечно, нужно многое знать и, самое главное, брать на себя ответственность, когда ты рекомендуешь ту или иную книгу. Плюс нужно иметь абсолютно четкую и ясную гражданскую позицию, потому что то, что мы называем "книгой", не всегда является гарантией качества: есть очень много книг пустых, вредных, гадких и так далее… И для того чтобы выбрать из огромного множества что-то, нужно же это все по крайней мере просматривать, а лучше – прочитывать. Ведь нередко бывает так, что книга начинается хорошо, и тема нужная, а внутри – то, что читать не нужно и даже опасно. Но при всем при этом это очень благодарная работа, ведь ты берешь на себя труд все это перелопатить, а потом выдать то, что тебе кажется нужным. Тем более что в нашем обществе с информационным бумом выбор книги – сложный процесс. А человек так устроен, что печатному слову верит больше, чем произнесенному. А теперь такое количество лживых печатных слов, что в этом океане впору захлебнуться. И вот уметь сепарировать ненужное или ложное – это определенный навык, и, к сожалению, по-моему, сейчас детей этому навыку не учат, а это страшно.
– И ведь действительно – не учат. Зато учат писать сочинения о том, как ребенок понял мысль автора в том или ином произведении, а потом ставят "двойку" за то, что он "неправильно" понял. На эту тему уже и анекдотов немало. Так что на самом ли деле важно по какой-то единой схеме понять и интерпретировать содержание или куда важнее, чтобы прочитанное откликнулось, вызвало эмоции, мысли?
– Начнем с того, что все люди разные, причем хочется сказать: все люди нормально разные. Я люблю, говоря об этом, вспоминать свою бабушку, которая очень многое в меня вложила и многое мне дала. Но ведь и бабушки у всех разные! Так вот, открывая книгу, наш мозг начинает работать так, как не делает это при любом (!) ином занятии. И поэтому лучший фильм, который когда-либо смотрел кто-то из нас – это фильм, который человек "снял" в своей голове, читая книгу и представляя героев, обстоятельства сюжета. Поэтому с этой точки зрения физиологическая цель чтения всегда достигается. А если уже он "снял" одно кино, потом – второе, третье, и этот процесс ему понравился, значит все – главная цель достигнута, и теперь человек будет читать.
На таких людей всегда смотришь с восхищением – у них в голове, а еще, скорее всего, в душе и сердце хранятся все сокровища этого мира. Причем самые настоящие, – которые измеряются не в каратах и граммах, а в страницах. Сколько их пролистано этим искренне улыбающимся человеком, который периодически поправляет очки и говорит о важных и глубоких вещах так просто, тепло и по-дружески? Основатель и руководитель школы "Говорим и озвучиваем", продюсер, сценарист, актер озвучения, член правления Российского книжного союза, кандидат технических наук, журналист, обладатель еще немалого количества регалий и премий Егор Серов приехал в Северную Осетию для участия в международном литературном форуме "К 120-летию Гайто Газданова". И вот никто же совсем не удивился, что во Владикавказ его привело именно литературное событие! А потому и говорить с Егором Юрьевичем хотелось о книгах – много, чувствуя на себе невероятную энергетику человека, беззаветно влюбленного в чтение.
– Удается ли в работе сохранять объективность? Или все же книжные обзоры – это дело чисто субъективное?
– Объективности никакой не бывает нигде и ни в чем, а уж тем более – в книжном обзоре. Можно более или менее объективно говорить о лексиконе, о теме, но рассказывать о книге объективно невозможно. Поэтому ты либо веришь этому человеку, либо не веришь.
– А у вас у самого дома большая библиотека?
– Тут надо написать в скобках – тяжело вздохнул (хотя на самом деле за вздохом последовала улыбка). Да, у меня очень большая библиотека. И это является очень большой проблемой: книги буквально сыпятся отовсюду. Я как-то подсчитал – их более 12 тысяч.
– Даете ли читать свои книги? И как в целом относитесь к такому явлению, как буккроссинг?
– Это прекрасная идея! Даже в том селе, в котором недалеко от Москвы, ам организовал такой обмен книгами. Вообще, любое дело, которое продвигает чтение, замечательно!
– Егор Юрьевич, а что скажете насчет электронных книг?
– Это же книга! В романе Ефремова "Туманность Андромеды" есть эпизод, когда герою на день рождения дарят бумажную книгу, он берет ее в руки и говорит: "О-о-о, бумажная книга!" Думаю, что и нас через какое-то время ждет такое же отношение. С точки зрения природы, бумажная книга очень расточительна, а электронная – быстрее, удобнее. У меня есть диск, на котором хранится порядка 150 000 книг – ну как это заменить?! Какого размера тогда должна быть библиотека? Плюс элементарно это удобно в поездках, вне своей домашней или какой-либо иной библиотеки. Но, конечно, бумажная книга, особенно у людей старшего поколения, вызывает совершенно другие эмоции: подержать ее, почувствовать запах новой типографской краски!
Тут обязательно стоит отметить, что особняком стоят детские книги. Они, конечно, тоже могут быть в электронном виде, особенно познавательные, когда это книга с дополненной реальностью, где есть какие-то интерактивные ссылки, ссылки на фильмы, на эксперименты. Это удобно и наглядно, но классическая детская литература и книги для малышей – это совсем другая история и на экране она менее душевная. Тем более детские книги отличаются еще и иллюстрациями. И я надеюсь, что они останутся в бумажном виде, причем на долгое время.
– Ну и раз мы говорим о перспективности развития мира книголюбов: библиотеки тоже в числе "долгожителей"?
– Библиотеки будут жить всегда, пока живы люди. Другое дело, что они будут жить не в том привычном формате, когда стоят огромные деревянные ящики с карточками, а скучающая девушка за стойкой выдает и принимает книги. Уже сегодня многие библиотеки становятся целыми центрами, где проходят лекции, выставки, концерты, встречи с авторами. Причем все эти действа могут же устраивать и сами читатели! Кроме того, в библиотеках идеальная атмосфера для работы, особенно если у тебя в доме дети и тебе нужно спокойно поработать. Поэтому сегодня библиотеки по своему функционалу становятся гораздо шире и глубже, ими всегда будут пользоваться, потому что мы хотим быть современными людьми, хотим всегда узнавать что-то новое, развиваться, потому что в конечном итоге от этого зависит, счастлив ты или нет. Не случайно я свои телевизионные выпуски заканчиваю фразой: "Читайте и будьте счастливы!"
Действительно, это – далеко не случайно. Потому как сложно представить себе абсолютно счастливым человека, который при этом ни разу не совершил путешествие по страницам книг! Ах да, если вы думаете, что в конце беседы от Егора Серова прозвучит некая рекомендация а-ля "топ-5 книг обязательных к прочтению", то спешу вас разочаровать. Хотя ценный, а скорее – бесценный, совет он все же дал: "Читать надо хорошие книги!" А вот где взять эти хорошие книги и как выбрать свою хорошую, книжный обозреватель рассказывает на радио "Книга". И это не реклама – это наводка к надежному путеводителю, потому что, цитируя самого Егора Юрьевича: "Чтение ничто не может заменить!"
– Даже в конвергентной книге будущего, которой я уже много лет назад предложил название "Авига" – аудио-, видео-книга, где будет не только аудио, видео, но и метаданные, все равно обязательно будет текст.
– Не знаю, возьмется ли кто-то подсчитать точное количество озвученных вами аудиокниг, но любопытно: вы всегда читаете произведение перед тем как ее озвучить?
– Пусть это останется профессиональной тайной. Но бывает по-разному. В любом случае мне нужно знать, о чем книга: какие роли кому подбирать, кто положительный персонаж, кто отрицательный, кого каким голосом озвучивать, потому что я люблю, чтобы в аудио очень точно было понятно, что это – Вася, это – Петя, а это – Маша. Если речь идет о каких-то небольших произведениях, это почти всегда обстоятельная работа: чем короче какой-то рассказ, тем труднее его озвучивать, тем больше смыслов надо вложить, и не дай бог что-то не пропустить за длинным линейным повествованием. А если речь идет о стихах, то их обязательно нужно прочитывать до того, как озвучить! Да тут и карандаш с блокнотом нужены в руке, ведь идет определенная работа с текстом, а иначе не будет результата.
– А кто задает моду на то или иное произведение?
– Это индустрия. В данном случае, к несчастью, книга ничем не отличается от парфюмерии или моды на рюшечки. Специально работает индустриальная машина, которая определенным образом продвигает подготовленную книгу. И, на мой взгляд, ужасно, потому что это не всегда соответствует качеству этой книги, и очень часто это бизнес. А задача бизнеса состоит не в том, чтобы вы прочитали интересную книгу, а в том, чтобы эту книгу продать. И продать как можно дороже. Вот для этого и нужны те люди, которым ты веришь иначе, можно просто помереть в абсолютном мусоре с названиями "Как разбогатеть за 2 месяца", "Как перестать беспокоиться и начать жить".
– Раз это такая сложная и кропотливая работа, может, нужно развивать какую-то школу подготовки книжных обозревателей?
– Не думаю, что таких специалистов можно подготовить, потому что в конечном итоге это должны быть люди или, точнее, должен быть человек, которому ты доверяешь. А тут мало просто сертификата какого-то, у обозревателя должен быть определенный авторитет.
– Егор Юрьевич, а как часто вы обращаетесь к современной прозе региональных авторов? Это интересно, потому что в нашей республике сохранили и всячески поддерживают литературно-художественные журналы. Да, возможно, не все приходят к изданию книг, но они создают сегодняшнюю литературу.
– Вообще, поддерживать молодых авторов очень важно. Но мы, к сожалению, сейчас живем с этой точки зрения не в самое лучшее время: связи между регионами чрезвычайно слабы. Скажем, книгу, которая выпускается в Нижнем Новгороде, вообще невозможно купить в Санкт-Петербурге, а московскую далеко не всякую – найти во Владикавказе. И это, конечно, неправильно. Но что-то стараются делать: вот создана Ассоциация союзов писателей и издателей, и, может быть, это сдвинет процесс. А так, предстоит огромная работа, и это не формальные отчеты о проведенных конференциях и форумах. Мне кажется, правильный формат этой работы еще предстоит найти.
Любая встреча и беседа – как книга: на всех производят разное впечатление. Одним герой западает в душу, другие остаются к нему равнодушными. У меня на память остались тепло и стойкие ассоциации "доверие – книга – счастье". И тут уж и вправду, как с книгами – каждому нужно найти что-то свое...
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30