Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
ТУРИСТЫ ПОЕДУТ ПО ОБНОВЛЕННЫМ ДОРОГАМ

Как развивается туристско-рекреационный комплекс республики

Туристический потенциал Северной Осетии с ее неповторимой и необычной природой, с величественной красотой снежных вершин и таинственностью горных ущелий в советские времена привлекал за сезон до миллиона туристов...

В ближайшие годы республике предстоит развивать туристический и рекреационный кластеры, что должно дать толчок к возрождению этой отрасли экономики.

Но чтобы у туристов со всех концов страны возникло желание приехать в Северную Осетию не только отдохнуть, но и познакомиться с историей и бытом народа, необходимо создать все условия для комфортабельного пребывания туристов, их удобного передвижения по маршрутам.

В последние несколько лет дорожниками Осетии в рамках нацпроекта "Безопасные качественные дороги" проведена большая работа по ремонту и реконструкции дорог, ведущих к туристическим объектам в горных районах республики.

Один из районов, в которых намечено дальнейшее развитие туристическо-рекреационного потенциала – Ирафский. Уже сейчас в районе функционируют восемь туристических баз и альпийских лагерей. И сфера услуг для туристов постоянно развивается: повышается уровень их размещения и сопровождения во время экскурсий, для желающих организуются конные и пешие прогулки, организован прокат лыж, проводятся обучающие программы для начинающих альпинистов и т.д.

В рамках инвестиционного проекта "Туристический кластер "Горная Дигория" в предыдущие годы был отремонтирован и введен в эксплуатацию 32-километровый участок дороги "Чикола – Мацута – Комы-Арт" – от с. Чиколы до с. Мацуты. В нынешнем году завершается 2-й этап реконструкции этой дороги с подъездом к с. Галиату. На участке длиной 21,33 км проведена прокладка водопропускных труб, ведется строительство мостов, подпорных стен. В результате реконструкции дорога станет более безопасной и комфортабельной. Объект планируется сдать к концу текущего года, но у автомобилистов уже появилась возможность проехать через Згидский перевал из Дигорского в Алагирское ущелье не только на внедорожниках, но и на легковых машинах.

Одно из самых красивых ущелий Северной Осетии–Алании Куртатинское – часть исторической территории, на которой столетиями жили предки осетин. Здесь до настоящего времени сохранились прекрасные древние исторические и архитектурные памятники. Живописнейшее ущелье, которое за тысячелетия пробила в скальных горных массивах река Фиагдон, и сегодня привлекает большое внимание туристов и отдыхающих своими первозданными горными пейзажами, развалинами старинных аулов, крепостей, сторожевых и жилых башен…

Отсутствие промышленных предприятий, уникальный микроклимат, чистый воздух высокогорья создали благоприятные условия для строительства в поселке Верхний Фиагдон санатория, в котором лечатся и отдыхают пациенты с болезнями органов дыхания.

Поток людей в это ущелье увеличивается с каждым годом. За последние несколько десятилетий вдоль дороги были построены небольшие гостиницы, кафе и рестораны, обустроены места отдыха... Местом постоянного паломничества для тысяч верующих стал построенный в верховьях ущелья Аланский Свято-Успенский мужской монастырь (на фото).

Проехать ко всем достопримечательностям ущелья можно по автомобильной дороге с асфальтобетонным покрытием. Дорога проложена вдоль бурной горной реки, которая временами угрожает размыть трассу, а поэтому требует постоянного внимания и обслуживания. За годы реализации нацпроекта "БКД" на дороге отремонтировано более 12 км дорожного полотна, на виражах и опасных участках установлено барьерное ограждение, отремонтировано и реконструировано пять мостов общей длиной 168 погонных метров.

За счет средств нацпроекта "Безопасные качественные дороги" дорожники республики провели, проводят и планируют провести ремонт еще ряда дорог, ведущих к туристическим и курортным объектам в разных ущельях.

Отремонтировано 4,5 км на дороге, ведущей от г. Дигоры к минеральным источникам.

Начались работы по реконструкции (а практически воссозданию с нуля!) дороги в Кармадонском ущелье, уничтоженной сходом ледника Колка.

Ремонтируется дорога в Даргавском ущелье, ведущая к Кахтисару.

Планируется обновить дорогу к горнолыжным трассам Цейского ущелья…

Самый крупный проект преобразования и развития туристических объектов, который реализуется в республике – строительство всесезонного туристско-рекреационного и горнолыжного комплекса "Мамисон". Здесь будут построены отели международного класса, устроены горнолыжные трассы с подъемниками, создана вся современная инфраструктура.

В Мамисонском ущелье до наших дней сохранилось в различном состоянии более 70 исторических памятников архитектуры: сторожевые и жилые башни, развалины древнего христианского храма, жилых домов в горных селениях...

Но чтобы обеспечить безопасный комфортный подъезд к будущему горнолыжному комплексу, дорожникам предстоит реконструировать дорогу, по которой будут проходить все транспортные потоки к курорту и искусственные сооружения на ней.

Один из важнейших объектов на дороге – тоннель протяженностью 496 метров. В 1980 году в ходе строительства Зарамагской ГЭС он был пробит как "технологический". Специалисты-тоннельщики провели его перепроходку до параметров транспортного тоннеля на дорогах общего пользования. Теперь это современный, эстетически привлекательный тоннель с ярким освещением, системами видеонаблюдения и противопожарной защиты, водоотведением с проезжей части и подобными элементами обеспечения безопасного движения.

Большие работы предстоит выполнить и на участках дороги на подходах от Транскама к тоннелю (протяженностью 2,6 км) и на подъезде от тоннеля к ВТРК "Мамисон" (протяженностью 14,0 км).

Реконструкция всех элементов дорожной инфраструктуры – мостов, водопропускных труб, систем защиты дороги и т.п. – еще впереди, но времени для этого у дорожников не очень много. Планируется, что уже в 2024 году на новый курорт по обновленным дорогам приедут первые тысячи туристов, которые не только получат удовольствие от новых горнолыжных трасс разной сложности, но и познакомятся с богатой историей Осетии.

Вот почему перед дорожниками стоит задача: провести модернизацию существующих и построить новые участки горных дорог, по которым можно будет с комфортом добраться до туристических достопримечательностей, позволит организовать новые маршруты…

Сегодня переехать из одного горного ущелья в другое можно, только спустившись на равнину. Один из проектов, которые дорожники планируют осуществить в будущем, – обновление существующих и строительство новых участков горных дорог, по которым можно будет последовательно проехать из одного горного ущелья в другое. Уже сегодня пробита дорога из живописного Дигорского – на родину Коста – в Алагирское ущелье и далее, по горным дорогам по мере их реконструкции, в Куртатинское (с его наскальной крепостью, с системой сигнальных башен!) и, наконец, в Даргавское ущелье, со знаменитым городком мертвых.

Новые маршруты привлекут в Северную Осетию большие потоки туристов, что принесет в бюджет республики дополнительную прибыль. Развитие туристического и рекреационного кластеров даст толчок к возрождению в республике целого ряда отраслей экономики, которые смогут приносить в бюджет значительную прибыль, создадут сотни дополнительных рабочих мест, при этом, не оказывая негативного воздействия на экологию.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика