Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Нам жить и помнить…

Любовь к Родине и воинский долг были в приоритете у Ацамаза Бестаева

"Если направят на Украину, поеду, это мой воинский долг, моя обязанность. Я никогда не опозорю свою фамилию и моих девочек", – говорил Ацамаз БЕСТАЕВ, погибший в ходе спецоперации по защите жителей Донбасса.

Ацамаз Бестаев, житель села Прис Цхинвальского района, погиб 13 мая. Он не дожил месяц до своего 32-летия. Спокойный, ответственный, добродушный и отзывчивый в мирной жизни, Ацамаз показал себя на поле боя храбрым воином. Он олицетворял силу воли и духа, был воспитан настоящим патриотом.

За мужество, отвагу и самоотверженность, проявленные при исполнении воинского долга, Ацамаз Бестаев посмертно награжден орденом Мужества РФ, а также медалью "Защитнику Отечества" РЮО.

"Береги себя, сынок"

Отец Ацамаза Станислав Бестаев рассказал, что в детстве он был тихим, доброжелательным и ответственным ребенком. Учился хорошо, но больше увлекался спортом, посещал разные спортивные секции, любил легкую атлетику.

"Помню, как в 90-е годы, холодным январским днем, мы получили приказ увести из села детей, женщин и стариков. Села Цхинвальского района были под постоянным обстрелом, но в тот день поступила информация, что грузины хотят занять Прис. Мы с супругой, как и все сельчане, собрали необходимое и через леса пробрались в п. Дзау. Ацамазу было всего пять месяцев. Чтобы спасти своего мальчика, я пронес его тогда сутки на руках, но не смог уберечь сейчас", – с горечью сказал отец.

Станислав – сам участник боевых действий в 90-х годах, и не только в Осетии, но и в Абхазии, поэтому старался воспитать сына в патриотическом духе.

"Какому родителю хочется отпускать сына на войну… Но когда Ацамаз сказал, что уезжает на Украину, я не стал его отговаривать. Будучи военнослужащим, он обязан был выполнить свой долг. Поэтому просто напутствовал: "Береги себя, сынок", – мои последние слова Ацамазу", – поделился отец.

Сердце родителя не обмануть. Станиславу не сразу сказали, что его сын погиб. Но он замечал, как люди сторонятся и избегают его взгляда. Он уже тогда понял, что в дом пришла беда, но в сердце теплилась надежда, – ведь это же война, а вдруг ошиблись.

Недолюбил, просто не успел…

В семью Бестаевых Анна Цховребова вошла в шестнадцатилетнем возрасте. Сегодня воспитывает дочерей трех и семи лет.

"Ацамаза все любили, уважали. Для друзей мог снять последнюю рубашку, и они отвечали взаимностью. Был как сын и для моих родителей, а брату Азамату – близким другом", – рассказала Анна.

Воинская часть, в которой служил Ацамаз Бестаев, дислоцировалась в Ленингорском районе, поэтому его часто не бывало дома. Он понимал, что уделяет семье недостаточно времени, и старался восполнять это вниманием, когда приезжал. Ацамаз любил проводить досуг, играя со своими дочерьми.

"Под Новый год мы переехали на съемную квартиру. Ацамаз радовался, как ребенок, что вчетвером будем отмечать праздник. Он тогда шутил, что в этом году будет восемь лет нашей совместной жизни, и "есть такое поверье, если супруги проживут восемь лет, то никогда не расстанутся". Но жизнь жестока, он так и не дожил до этого дня", – со слезами говорила супруга погибшего героя.

В первый раз Ацамаза Бестаева направили на Украину в начале апреля. Тогда он не участвовал в боевых действиях, но был на территории, где проводилась спецоперация.

Как призналась Анна, она долго упрашивала супруга уволиться, применила все методы "кнута и пряника" – от уговоров до ссор, но он и слушать не хотел.

"Уезжая в первый раз, он поддерживал меня: "Ну что ты плачешь, не переживай. Обещаю, скоро вернусь". И действительно, вернулся 12 апреля, ко дню рождения дочери", – вспоминает Анна.

Словно чувствовал, что видит семью в последний раз

В начале мая отправляли военнослужащих для участия в спецоперации, но Ацамаза не было в списках. О том, что его тоже направляют 4 мая, он узнал за два-три дня до отбытия. У него на тот момент из-за перелома был наложен гипс. Ацамаз сам снял его и перевязал руку эластичным бинтом, чтобы сослуживцы не подумали: специально наложил гипс, лишь бы не уехать.

"Мы тогда опять поссорились, я просила отказаться и уволиться, но он и слышать не хотел. "Мои девочки будут гордиться своим отцом, я их не опозорю", – говорил он. До отъезда он был очень грустным и подавленным", – рассказала вдова героя.

По словам Анны, в ночь на 4 мая она во сне увидела умершую бабушку. Та сильно сжала ее запястье и просила не отпускать отца ее маленькой девочки. От кошмарного сна проснулась и увидела, что Ацамаз уже собирается в дорогу.

"Я умоляла остаться, рассказала ему о своем сне, – вспоминает то утро Анна. – Он сказал, что и сам в эти дни видит странные сны, бывает в обществе умерших родственников. Но при этом отрезал, что все решено. Хотела проводить, но у них приказ был выдвигаться рано утром, и Ацамаз не разрешил будить детей. Он подошел к кровати и около минуты смотрел молча на девочек, потом начал гладить и целовать им ножки и ручки. Я присмотрелась, так как было темно, – у него текли слезы. Мне самой стало нехорошо. Он взглянул на меня так странно и говорит: "Запомни, если не вернусь живым, хочу, чтобы мои девочки надели черные ленточки в память обо мне. А ты не снимай траур до года".

С этими словами Ацамаз хотел выйти из дома. Анна с обидой ему "бросила":

– В итоге уходишь?

– Да, ухожу, – ответил он и вышел.

Она в бессилии села на кровать и хотела зарыдать, но телефон зазвонил:

– Выйди, пожалуйста, на балкон, еще раз увижу тебя.

– Нет, не выйду. Если уходишь, уходи.

– Выгляни, Анна, чтобы ты потом не жалела…

"Эти слова пробили сердце насквозь. Я вышла на балкон. Он, такой довольный, махал мне рукой, пока машина не скрылась. По дороге в аэропорт Ацамаз каждый час перезванивал, чтобы просто поговорить. Утром он сообщил, что они выдвигаются в зону боевых действий. Пообещал по возможности выходить на связь", – рассказала Анна.

В последний раз Ацамаз позвонил семье 9 мая. По словам Анны, он был очень грустным, но на расспросы супруги отвечал, что у него пока все хорошо.

"Главное, ты береги моих девочек, смотри, чтобы их никто не обижал", – это последние слова Ацамаза супруге. В трубке она услышала голос Ацамаза Джиоева, перебившего ее супруга: "Анна, вот увидишь, мы приедем как настоящие герои".

"Папа везет твоего Ацамаза…"

"Я была у мамы, когда позвонила двоюродная сестра Ацамаза. Мы перемолвились несколькими фразами, и она осторожно спросила: "Ты ничего не слышала?" Она рассказала, что наши попали под обстрел, есть жертвы. Среди погибших – Ацамаз Джиоев и, говорят, еще худой парень из села Прис", – вспоминает Анна.

Она сразу поняла, что это ее Ацамаз, они с Джиоевым постоянно были вместе. После этого до семьи доходили разные слухи, одни говорили, что жив, другие – что погиб. Но вскоре им сообщили, что Ацамаз Бестаев погиб как герой.

"Через пару дней родственники поехали в г. Ростов, чтобы узнать о его судьбе – так мне сказали, а на самом деле – на опознание тела. Через сутки мне позвонил отец, он плакал: "Папа везет твоего Ацамаза". Дальше я смутно помню этот день. На похоронах рассказывали, что когда они попали под обстрел, то Ацамаз был ранен в сердце и сразу скончался. Старшей дочке только семь лет, но на похоронах отца сама подошла и попросила надеть на нее траурную ленту. Она исполнила его просьбу", – со слезами рассказывает Анна.

Жизнь без него

По словам Анны, любой разумный человек, конечно, переживает, когда его отправляют на поле боя. Но Ацамаз вел себя совершенно иначе, словно знал, что не приедет обратно. Она говорит, что в последние дни до отъезда он был очень подавлен, но в то же время старался больше времени проводить с близкими ему людьми, словно хотел проститься.

"Тогда я не обращала внимания на его поведение, но, вспоминая, многое становится понятным. Старшая дочка более сознательная, реже говорит об отце. Она только старается каждый день сидеть в его машине, говорит, что папой пахнет. А младшая часто спрашивает: "Мам, а почему умер папа?" Или когда в новостях показывают военную технику, то говорит, что они убили папу. Она любит вспоминать, что папа ей говорил: "Ирæттæ, размæ" ("Осетины, вперед"). Я сохраню память об отце в их сердцах", – сказала Анна.

Комментарий к фотографии
Автор: Мария Панкратова
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика