Не просто присмотр и уход, а первая ступень в развитии личности ребенка и его образовании – именно так воспринимает систему дошкольного образования Анна ДЗУКАЕВА
Соответственно на этом и базируется ее подход к работе: сделать так, чтобы ребенок гармонично и всесторонне развивался, будучи готовым не только к школе, но и к социальным реалиям взрослой жизни. Одним из подтверждений того, что воспитателю ДОУ № 107 г. Владикавказ это удается, является ее победа в региональном конкурсе "Воспитатель года-2022".
По образованию Анна Дзукаева – учитель начальных классов. В детский сад пришла вместе с собственными детьми. Здесь и осталась: оторваться от румяных, любознательных малышей, для которых ты – одновременно источник заботы, тепла и открытий, оказалось очень непросто. Да и нужно ли, если сердце девушки так или иначе было влюблено в педагогику?! Тем более что та, как показала практика, отвечала взаимностью – в лице обнимающих тебя деток, благодарных родителей и отзывчивых коллег, с которыми воспитатель нередко обменивается опытом.
"Современного дошкольника не привлекает ситуация, когда воспроизводится то, что ему показывает воспитатель. И моя задача поддержать детскую инициативу, самостоятельную и творческую активность ребенка, – делится своими наработками Анна, которая в дошкольной сфере более 17 лет. – Ресурсом, который позволяет проявлять все эти качества, является конструктор "Йохокуб", который состоит всего из 2 базовых деталей – это куб и призма, и нескольких вариантов соединения. Он позволяет воплощать все детские замыслы в реальность, способствуя развитию инженерного мышления. Авторство моей методики в том, что я разработала клеточное поле, на котором ребенок может сам придумать схему своей будущей постройки, а потом, соответственно, ее сконструировать и обыграть".
Звучит масштабно и на самом деле увлекательно. Но можно ли игрой увлечь маленьких непосед, которые готовы шалить дни и ночи напролет? "Чтобы усмирить ребенка, к нему нужно найти индивидуальный подход, что мы и стараемся делать. Главное, чтобы детям было комфортно и интересно, а для этого нужно подобрать им дело по душе. Важное значение имеет эмоциональный фон, который создается как в отдельной группе, так в целом и в садике – ребенок должен ощущать, что его здесь любят, трепетно к нему относятся и дают возможность реализовать себя, пусть даже в игре с любимой куклой или кубиками, – рассказывает Анна Дзукаева. По ее словам, профессионализм воспитателя заключается еще и в том, чтобы в случае необходимости помочь выстроить такое же взаимопонимание между родителями и детьми. – Мы приглашаем мам и пап на дни открытых дверей, включаем в образовательную деятельность, чтобы родители видели успехи своих детей и примеры для роста. Нередко нами проводятся и круглые столы, на которых мы в онлайн-формате транслируем свой опыт, опять же, общаемся с родителями. Естественно, такая обратная связь положительно сказывается потом и на детях: они очень любят, когда их мамы и папы участвуют в утренниках, конкурсах. В случае каких-то особенных проблем подключаем и психолога, ведь мы – команда и должны взаимодействовать".
Нужно заметить, что сегодня умение работать в команде – это даже не пожелание, а скорее необходимость для достижения наиболее высоких результатов. И верно было бы с детства учить этому детей. Что, впрочем, и делают в ДОУ № 107. "Одним из критериев всесторонне развитой личности является умение ребенка работать в команде. Поэтому мы активно работаем с детьми в парах, в микрогруппах, что позволяет им слышать друг друга, уступать друг другу, принимать решение и, возможно, даже нестандартные".
Конечно, любые навыки и знания детям лучше всего передавать в игровой форме – так уж устроена их природа. Но как найти баланс между игрой, обучением и воспитанием? И здесь у Анны Дзукаевой есть свои профессиональные секреты: "Воспитать, научить, развлечь – именно так я бы расставила приоритеты. Но мы строим свою работу так, чтобы совмещать все в рациональных дозах и ребенку всегда было интересно в детском садике. Каждый день делаем для них днем открытий, чтобы они узнавали что-то новое, чтобы у них горели глаза и свое самое беспечное время они проживали весело и с пользой".
Кстати, о пользе. Тут тоже у воспитателей все под контролем. "Приоритетной задачей нашего детского сада является нравственно- патриотическое воспитание. И я считаю, что каждый в первую очередь должен оставаться человеком – не важно, маленький он или взрослый. Должен уметь проявлять сострадание, сочувствие, поддерживать другого, – говорит Анна. – В своей группе я стараюсь, чтобы дети взаимодействовали друг с другом, проявляя все эти качества и любовь. Тем более что любовь же такая многогранная! К семье, к малой и большой Родине, к своему языку. Это нужно закладывать с детства и взращивать, чтобы потом не было поздно".
Работает ли это со всеми детьми или не каждое поколение способно впитывать, а затем транслировать общечеловеческие ценности? По улыбке Анны понимаю, что дети, конечно, соответствуют духу того времени, в котором растут, но они – все те же дети, на которых, как на чистом листе, мы можем написать разумное, доброе, вечное… "У нынешних детей буквально заложена потребность в цифровизации. От этого никуда не деться, главное повернуть это дело на пользу, а не во вред. Так, благодаря нацпроекту "Образование" мы получили конструкторы вместе с ноутбуками и используем их в старшей и подготовительной группах. Получается, что сначала дети конструируют, а затем самостоятельно программируют это на ноутбуках. И им это интересно! У нашего поколения таких возможностей не было, и мы даже не могли представить такой прогресс в ближайшее время, – отмечает воспитатель. – Но и обычные игрушки никто не отменял! Все те же сюжетно-ролевые игры, примерка профессий, самые разные куклы, которые умеют и плакать, и есть, продвинутые конструкторы и роботы – мир игрушек поражает воображение. Но опять же нужен индивидуальный подход, который должен учитывать интересы ребенка".
И тут – в очередной раз! – понимаешь, насколько это непросто – быть воспитателем. Сколько ответственности на себя берет человек (помимо той, которую на него возлагают государство и родители детей), чтобы стать для малышей проводником в этот большой, многогранный мир, полный как добра, так и зла. И суметь провести ребенка по этому лабиринту так, чтобы он многое познал, а главное – научился отделять свет от тьмы. И все это – в режиме игры. Сложно… Но искренний детский лепет "Анна Николаевна, я вас люблю!" того стоит!
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30