Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Приверженец классики!

Казбеку Саламоновичу ГУБИЕВУ, председателю Союза театральных деятелей РСО–А,

заслуженному артисту РФ, народному артисту РСО–А и РЮО – 65 лет!

К этой возрастной черте Казбек подошел с достижениями, которыми может гордиться по праву. Он стоял у истоков создания республиканской федерации по каратэ, в разное время был директором

и художественным руководителем Осетинского театра, снимался в фильмах "В одной связке", "Пишите письма", создал целую плеяду запоминающихся образов на сцене Осетинского театра. У него есть любовь зрителей и неизменная поддержка семьи. За 10 лет руководства СТД РСО–А он со своей командой значительно увеличил его ряды, потому что людей привлекает истинная забота о ветеранах сцены, молодых актерах и актерских семьях.

Казбек Саламонович один из тех, кто продолжает служить Осетинскому театру с искренней любовью и трепетом! Переступив порог Северо-Осетинского государственного академического театра им. В. Тхапсаева (СОГАТ) сразу же по окончании Щукинского училища, он плавно влился в этот прославленный творческий коллектив и по сей день остается одним из самых востребованных и любимых зрителями актеров.

– То было время, когда старшие трепетно и с интересом относились к нам, молодым актерам, являясь для нас бесспорным авторитетом. Стоило нам завидеть, что кто-то из старших идет, мы подскакивали со своих мест, а уж о том, чтобы закурить при них – речи не было. Особо уважительное отношение было к Николаю Саламову и Алихану Дзапарову, ведь они прошли всю войну от начала и до конца, – вспоминает юбиляр.

…1975 год... Будущим мастерам сцены, ныне заслуженным артистам РФ Казбеку Губиеву и Замире Меликовой по 17–18 лет, они едут в Москву. Оказалось, что их связывает не только один район, но и отцы, оба ветераны ВОВ, которые были хорошо знакомы. Это стало началом их большой дружбы и теплых человеческих отношений.

– Казик был для меня как родственник, как брат, – рассказывает актриса и однокурсница Замира Меликова. – Во время учебы в ЩУК-е он отличался от всех. Высокий, стройный, кучерявый, с необычной походкой. Почему необычной? Потому что он не ходил, а летал. Когда Казик первый раз станцевал осетинский танец "Хонга", а затем быстрый танец, он покорил сердца и студентов, и педагогов. С этим танцем он победил в студенческом фестивале, и его послали в Париж на международный студенческий фестиваль с однокурсницей Валей Смольниковой. Оттуда они вернулись с победой, и мы все радовались, расспрашивали про Париж, он охотно делился всем, что видел, как их тепло принимали. Сколько можно рассказать о Казбеке, о его человеческих качествах! Он обиду долго не держит, отходчивый. Я часто вспоминаю один эпизод из нашей студенческой жизни. Это было зимой, я обиделась на Казбека и запретила ему приходить в нашу комнату. Но не прошло и 20 минут, как вдруг робкий стук, дверь потихоньку открывается – и вижу розы, крупные, красные, необыкновенной красоты. За розами появляется Казик: "Прости меня!". Вот такой он джентльмен, настоящий мужчина!

Казбек – талантливый актер. Ему одинаково даются как комедийные роли, так и острохарактерные, и трагедийные. Мы поставили дипломный спектакль, прекрасный мюзикл "Вестсайдская история" (реж. Черняховский), где играл весь наш курс. Главную роль Тони сыграл Губиев. На наш дипломный спектакль пришли все студенты, московские осетины, и показали мы его несколько раз. Потом мы с нашим наставником и худруком Ларисой Пашковой ставили "Последнюю жертву" А. Островского на русском и на осетинском языках. Мы там с Казбеком играли. Он – Дучина, я – Ирину Лавровну. Были прекрасные, интересные сцены. Спектакль приняли очень хорошо, хвалили. Позже были "Азау и Таймураз", "Следствие Воронова" и "Два мужа". Мы оба 43 года в театре, сыграли много спектаклей вместе: в "Свадьбе Цола", "Зилахар", "Санаты Сем", "Не говорите, что не слышали". Спектакль "Невестки Зали" мы 19 лет играли! Объехали всю Осетию, от севера до юга.

Как о самом счастливом и беззаботном времени вспоминает о своем студенчестве и учебе в училище им. Щукина и сам актер.

– Мой курс – это моя маленькая семья, они мне все братья и сестры. Самым старшим у нас был безвременно ушедший Лактемир Дзтиев. Нашим ректором был Захава Борис Евгеньевич (легендарный Кутузов), манеры нам преподавала бывшая дворянка Ада Брискиндова, она даже когда просто шла, мы любовались ее походкой. Нашим худруком и второй мамой была Пашкова Лариса Алексеевна. Мы были очень талантливый курс, но при всем этом мы были молодые, любили гулять, иногда хулиганили (смеется), дрались, а за все приходилось отвечать Ларисе Алексеевне. Это были самые лучшие годы нашей жизни, когда и первая любовь, и прекрасные рассветы, новый день и новая жизнь, и это было настолько чисто! Мы воспринимали красоту этой жизни. Когда мы выпускались, наши педагоги плакали, потому что прощались "с самым лучшим курсом". Мы были не только талантливые, но и отличались культурой и воспитанием, трепетным отношением друг к другу.

Яркий талант, харизма и природное обаяние – вот составляющие успеха Казбека Губиева. На сцене Осетинского театра им сыграно больше 150 ролей, большинство из которых – главные. Созданы такие образы, как Чепена и Цомак, реж. Г. Хугаев, осуществлены постановки с именитыми режиссерами Маирбеком Цихиевым, Розой Бекоевой, Анатолием Дзиваевым и Анатолием Галаовым. Запомнились зрителям работы в спектаклях "Чери", реж. А. Бекмурзова, "Невестки Зали", где он играл с Орзетой Бекузаровой, и каждая роль – неизменный успех! И все же, если спросить у актера, сложилась ли его творческая судьба, полностью ли раскрылись его талант и актерский потенциал, он скажет, что не совсем, потому что есть нереализованные мечты, желания и устремления.

– Я очень хотел сыграть Хлестакова в "Ревизоре", но сыграл Городничего (и блестяще! – Прим. автора). Мечтаю сыграть Ричарда III, но так, как я вижу этот образ. В студенчестве очень хотел сыграть Артура из "Овода", мы тогда ставили небольшие отрывки, но полностью не получилось. Был такой прекрасный спектакль в нашем театре "Цомак", и моего отца играл Маирбек Икаев. Там есть сцена, очень насыщенная по драматизму, когда он пришел в тюрьму к своему сыну (как из "Овода", когда Монтанелли приходит к своему сыну Артуру). После каждого спектакля мне было плохо, настолько я переживал. Сейчас я играю в "Названых братьях" по пьесе Г. Хугаева и после каждого спектакля бываю опустошен, потому что полностью погружаюсь в материал, все пропускаю через себя. По-другому не могу! Как сказал Станиславский: "Или твори, или убирайся вон!"

– Что для вас, как для актера наиболее притягательно – осетинская драматургия или русская классика?

– Для меня – осетинская классика! Я очень люблю русскую классику, обожаю Чехова, но осетинская классика – это мое родное, это моя жизнь, мое существо и мое Я как актера. Считаю, что в наше время нужно ставить осетинскую классику. Если сегодня спросить школьников, кто такие Чермен и Бега, Сармат и его сыновья, мало кто ответит. И в этом наша вина тоже есть, потому что мы должны показывать этих народных героев на нашей сцене. Мы сегодня обязаны вернуться к истокам. Кто-то скажет: это же старые истории?! Да, но это же наша история! Осетинский театр зарождался как героико-романтический театр, но со временем это утрачивается. Сегодня самым слабым звеном оказалась культура, и первыми, кто побежал из страны, были деятели культуры. Почему? Нет идеологии, нет пропаганды того образа советского, а сейчас российского человека, он расплывчатый какой-то. И поэтому все так сумбурно. Я люблю современный театр, его видение и движения, но я – приверженец классики!

Театр-представление – явление, к которому часто прибегают в современном театре, но наш герой его категорически не приемлет, ему больше нравится театр-переживание, когда актер проживает на сцене свою роль и вовлекает зрителя в это действо. Актер много работал с Маирбеком Икаевым, Верой Уртаевой, Верой Куловой, Василисой Комаевой, Заирой Тхапсаевой, Орзетой Бекузаровой, с Урузмагом Хурумовым и Бибо Ватаевым, и каждый раз это была игра на пределе человеческих чувств.

– Одну роль в спектакле "Честь отцов" (Фыдӕлты намыс) мы играли один вечер с Хурумовым, другой день с Бибо,я в роли Дими. Совершенно два разных человека и совершенно разное восприятие их игры. Бибо такой импульсивный, иногда я даже побаивался его (смеется), думал, сейчас он ударит меня этим стулом, когда произносил слова: "Цӕв, Дими, цӕв, кӕддӕдӕуарзондзинадмӕ туг хъӕуы, уӕд ӕй ныккал!" (Бей, Дими, бей, если для твоей любви надо пролить кровь!). А Хурумов совершенно другой был. Если у Бибо все было на виду, то у него все было внутри. Когда он хватал тот же стул, он не кричал, но глаза бешено блестели. В этом спектакле есть сцена, когда выходит массовка. Было абсолютное ощущение лавины, и в этом проявилось мастерство режиссера Геора Хугаева. Вся труппа, все актеры, независимо от регалий, были там. И тогда за честь считали выйти в массе, когда на сцене играют такие именитые актеры. Потом это трансформировалось, и сейчас молодежь считает ниже своего достоинства выходить в массовке.

Сколько ярких жизней было прожито на сцене театра, но и в настоящей жизни Казбек мало отличается от своих честных и правдивых персонажей. Это человек, который умеет дружить. Актер особенно дорожит отношениями, как он говорит, проверенными веками, с Владимиром Уваровым, художественным руководителем Русского академического театра им. Е. Вахтангова. Они познакомились и подружились в 80-х годах. Это искреннее чувство дружбы разделяет и Владимир Уваров.

– Я бы отметил порядочность Казбека. Человек познается не только в горе, а и в счастье, в отношении к успеху другого, и это высоко его характеризирует. Я знаю Казбека уютного, порядочного и преданного делу, любимому театру, своей семье и друзьям. Знаю, что он много делает, стремясь хоть чем-то отметить ветеранов сцены, молодых актеров. Учитывая наши зарплаты, даже те финансовые средства, которые они изыскивают, и за это низкий поклон, потому что такая помощь нужна. Я знаю, что наш СТД на хорошем счету у Сан Саныча Калягина, это тоже характеризует Казбека как председателя. Мы много лет шагаем по жизни вместе, и хочется пожелать нам не стареть, не болеть и находиться в таких же доверительных и человеческих отношениях.

"Счастье – это постоянно находиться при своем любимом деле", – сказал Немирович Данченко. И вот я желаю Казбеку находиться постоянно при своем любимом деле. Одно время он возглавлял Осетинский театр, и это был не самый плохой период жизни для театра. Желаю, чтобы Казбек не потерял в себе художника и хорошего артиста. Мне особенно приятно, что он мой родной по крови, по духу, по родному училищу".

– Казбек Саламонович, что бы вы пожелали и себе, и театру?

– Себе бы я пожелал, чтобы мой внук вырос счастливым и достойным человеком! А театру я желаю, чтобы он всегда был на высоте и с гордостью нес это звание – Ирон театр. Звание, объединившее североосетинский и югоосетинский театры.

65 лет– возраст уважения, когда есть повод для гордости, время для размышлений и дум. Желаем Казбеку Саламоновичу еще много лет одаривать зрителей своим талантом, вдохновением и яркой игрой, здоровья и счастья! С юбилеем!

Комментарий к фотографии
Автор: Мария Панкратова
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика