Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Его шахматные этюды, скифский конь и цветные сны

Культурный феномен творчества Ахсара Есенова

Пожалуй, на сегодняшний день нет в Осетии более востребованного художника, чем Ахсар ЕСЕНОВ. Его живопись желанна в каждом доме Осетии, а известность выходит далеко за пределы малой родины художника.

Популярность живописца породила плеяду подражателей и последователей, а узнаваемость почерка, закрепленная в нашем сознании ассоциациями с определенными эмоциями, делают произведения Есенова образцом успешного брендирования в эпоху нарастающих глобальных по масштабу событий, емко отраженных в двух главных словах уходящего 2022 года: пермакризис (длительный период нестабильности) и смена вайба (заметное изменение настроения группы, сообщества людей).

В картинах Есенова привлекают неиссякаемая теплота и позитивно вдохновляющая энергетика. Успех его как художника близок к феномену одного из заметных персон поп арта Энди Уорхола, чья "популярная массовая культура" получила безоговорочно высокую оценку у знатоков искусства. Творчество Ахсара Есенова близко к символизму, а сквозными темами, которые непрестанно развиваются, можно считать его шахматные этюды, скифского коня и тему снов. Образно говоря, автору удается пройти по всем клеткам шахматной доски конем, избегая дважды ступить на одну и ту же клетку, квадрат. Датский философ-экзистенциалист Сёрен Кьеркегор отмечал: "Отважиться – значит на секунду потерять опору, не отважиться – потерять себя". Сколько художнику нужно смелости, чтобы начать свое дело, предлагать новое, показывать себя миру, идти на встречу с ним. И, может быть, еще больше решимости требуется, чтобы продолжать работать, двигаться вперед, не почивать на лаврах в царстве дежавю: среди опробованных моделей, привычных идей и знакомых вещей!

В галерее СОГМА выставлены две работы Есенова, являющиеся знаковыми и выполненные в его узнаваемой манере.

Первая – "Цветной сон" (холст, масло, 90 х 120 см, 2012 год). Картина, помимо интересного цветового решения, привлекает внимание тем, что в ней используется востребованная художником форма – квадрат, в котором ощущается огромная внутренняя сила и напряжение. При добавлении цвета это напряжение только усиливается.

Если всмотреться в композицию картины, заметно, что она не беспредметна и в ней различимы схожие с архимедовой и логарифмической спиралью инволюта круга, трискелион или напоминающие тела раковин Gastropoda, спирали в балансе или спиральные заводные пружины, которые, кажется, порой имитируют вихревое движение. Трискель – символ триединства, жизни, восполнения и баланса сил, динамизма, движения. Также в квадратах видны треугольники, ромбы, полумесяц и даже ланцетовидный лист, что создает визуально ощущение инсталляции, выводя работу автора в сферу концептуального искусства. В этом произведении художника прослеживается типичная для мастера замкнутая, неизобразительная орнаментальность.

Несмотря на кажущуюся строгость и ограниченность квадрата, его формы изменчивы, непредсказуемы и совершенно свободны. Дополнительные ощущения появляются при рассмотрении самих красок, мазков разных структур: гладких, шероховатых, матовых, блестящих.

Издалека картина художника производит впечатление так называемой "лоскутной" мозаики, или пэчворка, но вблизи изображение воспринимается как отражение "кубического мышления" автора, одного из сложных авангардистских направлений в искусстве – кубизма. Хотя в картине нет прямых цитат лучизма, который может сопутствовать кубизму и был одним из ранних направлений абстракционизма, тем не менее мы находим и его отголоски. Картина является актом противопоставления рационализирования беспредметности кубизма и суприматизма, как плод очень тонких реалистичных сопоставлений. Гипертрофированная экспрессивность стиля автора ведет к новому пониманию формы, где нет противопоставления абстрактности и фигуративности.

В данной картине эклектичность заявлена как концепция, компилятивность не только прием, уловка или шутка, но и претензия на нечто большее, чем индивидуальное выражение творца-эксцентрика. Картина "Цветной сон" является наглядным примером пристального внимания автора к геометрической форме, цвету и характеру взаимодействия между ними. Его художественное видение созвучно определенным периодам творчества таких мастеров живописи, как В. Кандинский, П. Пикассо, Э. Малевич.

Другая картина – "Скифский конь" (холст, масло, акрил, 80 х 70 см, 2022 год), образ его также любим автором. Конь символизирует интеллект, свет, динамичную силу, бег времени, порыв и отрывается от обобщенного образа к образу коня-символа под влиянием философского переосмысления с наплывами архаики, магии древности и фольклора. Новаторские устремления перемешиваются с попытками возврата к традициям. Картина проникнута радостным настроением, цветовая палитра здесь вытесняется сюжетной канвой.

На память приходят строки стихотворения Расула Гамзатова "Коня увидишь – поклонись":

Случись, потянет ветром с луга,

И ржанье горского коня

Вдруг моего коснется слуха,

Вновь дрогнет сердце у меня.

На картине конь – друг, конь – воин проносится через линии и ленты жизненных обстоятельств, не запутавшись в них и не споткнувшись, оставляя позади наполненный фактурой масти калейдоскоп событий в форме любимого Есеновым квадрата, и этой же масти могут быть камни – препятствие, которое не помеха на пути бесстрашного.

Сохранятся ли эти два излюбленных мотива в дальнейшем творчестве? Возникнет ли проблема выбора? Василий Кандинский, проходя через подобную дилемму, заявлял, что он любит фигуру "круг" и коня, однако, впоследствии предпочел геометрическую форму ввиду ее неисчерпаемых возможностей.

Эту работу можно отнести и к иппическому (от греческого hippos – лошадь) жанру изобразительного искусства, которая вызовет интерес у любителей так называемого эквестриан (конного) стиля.

Творческие изыскания и достижения Есенова соответствуют представлениям Канта, для которого сущность эстетической оценки художественного произведения находится за пределами логики и разума: "Путь, по которому развивается творчество художника, основан не на правиле рассудка, а на естественной необходимости внутренней природы гения".

Известный и самый высокооплачиваемый российский художник современности Александр Иосифович Кабаков, который создал неповторимый образ советской детской книги, являясь несколько десятилетий иллюстратором 150 книг издательства "Детская литература", журналов "Малыш", "Мурзилка", "Веселые картинки", блестяще охарактеризовал роль и принципы современного искусства: "Важнейший принцип работы, чтобы зритель не думал, что хотел сказать художник, а почувствовал сам эту метафору, что это касается его самого! Вот в чем фокус нашей работы со зрителем: чтобы не было зрителя и художника, а зритель был бы таким же, как художник".

Творчество Есенова соответствует именно такой миссии современного искусства, где зритель становится соавтором выявленных смыслов. Его полотна несут в себе смелость вчера и сегодня, смелость образов и аллюзий. Но главное – неизменная элегантность, освеженная неожиданным пируэтом, одетая мыслью. В ленте его творчества – решительность сопоставлений, флер тумана, игра в прятки.

Комментарий к фотографии
Автор: Мария Панкратова
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика