Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
"ГОРЯЧИЙ СНЕГ" БОГУСЛАВСКОГО

О тех, для кого она была живой историей

С Леонидом Борисовичем БОГУСЛАВСКИМ (на фото), автором книги "Наши земляки – герои Сталинграда", я была хорошо знакома. Он с боль­шим интересом занимался патриотическим воспитанием молодежи и с удовольствием встречался со школьниками и студентами. Так было и в тот раз. Его рассказ произвел на ребят большое впечатление, вопро­сы сыпались градом. А Леонид Борисович, казалось, даже был рад этому: "Очень люблю любознательных людей! И это хорошо, что вы так интересуетесь нашей отечественной историей. Выходит – патрио­ты..." Тогда еще книга его о Сталинграде не была издана. Существовала только рукопись – такая увесистая папка, которую он очень попросил меня "полистать": "Хочу лишний раз услышать, как чита­ется... Как воспринимается... Ведь я никакой не писатель. А вот не рассказать об этом не могу. Чувствую, это долг мой перед всеми, кто не вернулся. Он, знаете ли, сильнее меня. В общем, прочитайте".

Человек, который побывал там, где лежал "горячий снег"... Чело­век, который был живой историей Сталинградской битвы... Я была поражена тем, что открыла для себя, перевернув две сотни старатель­но исписанных страниц.

И о самом авторе тоже многое узнала.

Он всегда любил работать с людьми. Этому научила его Красная Армия. Полтавская военно-политическая школа. Там у Леонида Бори­совича были свои учителя. Советы их запомнились на всю жизнь. Батальонный комиссар Аксютин не раз говорил курсантам: "Больше читайте. Многое поймете для себя".

В первые же дни Великой Отечественной войны политрук Богус­лавский попал в ВАД-8, что означает военно-автомобильная дорога номер восемь. Это было очень ответственно. Ведь приходилось не только строить, ремонтировать автодороги, мосты. Нужно было во­время переправлять по ним войска. Не допускать ни малейшей пани­ки, что было особенно важным в условиях военного времени. Леонид Борисович служил на трассе Харьков–Киев, в других местах, но осо­бенно дороги ему трудные дни, проведенные в Сталинграде. Здесь задачей соединения Богуславского было не только регулирование движения, но и обеспечение медицинской помощью проходящих войск, выдача горячей пищи или сухих пайков. Служба требовала большого напряжения.

Военно-автомобильная дорога №8 проходила по левому берегу Волги. Она обслуживала десять водных переправ. Сталинградские переправы справедливо сравнивают с "дорогой жизни" на Ленинград­ском фронте. Через соединение Леонида Борисовича проходили поч­ти все войска. Трудно бывало. Под градом бомб и снарядов, подчас по горящей от разбитых барж с нефтью реке переправляли на паро­мах, катерах с одного берега на другой народное добро, мирное на­селение, раненых, а в город – войска, продовольствие, боеприпасы, вооружение, горючее – в общем, все, что было необходимо фронту.

Здесь, на переправе, пересекались фронтовые дороги многих за­щитников города. Казалось, вся многонациональная страна встала у стен Сталинграда. Именно в этих местах, у волжской твердыни, узнал Леонид Борисович отважных сынов Северной Осетии. Среди них были и вчерашние курсанты. Выпускники Орджоникидзевского пехотного училища дрались очень храбро. В очаг самых опасных событий пере­брасывали вторую, третью, седьмую роты под командованием лейте­нантов Колесникова, Гадзалова, Величко.

Как гордился Леонид Борисович этими ребятами. Одним из таких комсомольцев был курсант Борис Кусов. Вот как он вспоминает о Богуславском:

"Нашей роте под командованием старшего лейтенанта Юркова было приказано занять оборону у центральной переправы Волги. Здесь мне навсегда запомнился комиссар переправы. Это был человек неисчерпаемой энергии и подвижности, всегда подтянутый, не допу­скал паники, скопления войск, раненых отправлял в первую очередь. Спустя 15 лет, в 1957 году, мы вновь встретились с Леонидом Борисовичем, и, конечно, нам было о чем вспомнить".

Да, о Сталинградской эпопее – одной из самых величайших битв в истории войн – написано много замечательных книг, вошедших в славную летопись Великой Отечественной войны.

Вот как рассказывал о своей книге сам Леонид Борисович: "Несмотря на прошедшие десятилетия, человеческая память не мо­жет забыть событий тех великих исторических сражений, где ковалась победа над ненавистным врагом.

Мне, участнику Сталинградской эпопеи, захотелось поделиться с читателями своими воспоминаниями о наших земляках, участвовав­ших в легендарной битве на берегах Волги во второй половине 1942 – начале 1943 года, когда окончательно была разгромлена хваленая 6-я армия гитлеровской Германии. Воспоминания эти ни в коей мере не претендуют на полный охват событий на Волге, они лишь рассказывают о ратных подвигах наших земляков, участвовавших в сраже­ниях под Сталинградом. Когда я был военным комиссаром военно-автомобильной дороги и волжских переправ Донского и Сталинград­ского фронтов, мне пришлось встречаться в боевой обстановке со многими воинами – сынами осетинского народа, я был очевидцем их героических подвигов на поле брани.

Мы, сталинградцы, восхищались, например, мужеством и полко­водческим талантом нашего легендарного земляка И. А. Плиева. И как было не восхищаться, когда он со своим гвардейским кавкорпусом во взаимодействии с танкистами прорвал вражеский фронт и, с тяжелыми боями пройдя по тылам противника более 150 километров, замкнул в г. Калаче кольцо окружения немецко-фашистских войск в Сталинграде. Как было нам не удивляться и мужеству военфельдшера X. Н. Цаллагова, вынесшего из-под вражеского огня и спасшего жизнь сотням советских воинов!..

По счастливой послевоенной судьбе мне снова пришлось встретиться со многими ветеранами Сталинградской битвы на мирной осетин­ской земле, вспоминать об их мужестве и отваге на фронте и в труде на многочисленных встречах героев-сталинградцев с трудящимися Северной Осетии.

Я не имел возможности рассказать о подвигах и мужестве всех участников Сталинградской битвы - уроженцах Северной Осетии, их более трех тысяч человек, вложивших в общее дело победы над фа­шизмом свою долю героической борьбы, а многие отдали за это свою жизнь.

И пока еще живы немногочисленные очевидцы тех дней необходимо сделать все воз­можное, чтобы не померкла память о людях, чьими подвигами, геро­измом и самой жизнью заработано наше счастливое сегодня.

Не могу не вспомнить замечательные слова командующего 62-й гвардейской армией В. И. Чуйкова, сказанные им на одном из совеща­ний командиров и политработников после разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом. Его мысли сводились к тому, что все, кто воевал в Сталинграде, в том числе жители, не оставившие город, являются настоящими героями и заслуживают того, чтобы им и при жизни установили золотые памятники".

Много интересного поведал в своей книге Богуславский об И. А. Плиеве, привел такие удивительные цифры и факты: "Только за первую неделю контрнаступления 3-й кавкорпус нанес немалый урон врагу: уничтожил и захватил в плен 5800 гитлеровских солдат и офицеров, 167 танков, 6 самолетов. Трофеями его стали 35 исправных танков и 19 самолетов, 930 грузовых и 152 легковые машины, 960 строевых и более 1000 обозных лошадей, 11 армейских складов с боеприпасами, продовольствием, фуражом и т.д.

"Поздравляем вас и всех бойцов, командиров и политработников вашего гвардейского соединения с успешным выполнением боевых задач по разгрому немецко-фашистских оккупантов, – говорилось в те дни в телеграмме военного совета фронта на имя И. А. Плиева. – Отличаясь стремительностью и маневренностью, мужеством и отвагой, личный состав ваших частей одним из первых обрушился на фашистских захватчиков и нанес при этом противнику сокрушительный удар. Вы идете вперед, мужественно преодолевая упорное сопро­тивление, перемалывая живую силу и технику врага... Ваше успеш­ное наступление, направленное на разгром группировки противника под Сталинградом, еще больше воодушевляет личный состав на даль­нейшие подвиги... Вперед, к новым боевым успехам, на полный раз­гром немецко-фашистских захватчиков!"

Я взялся бы за непосильную задачу – открыть что-либо новое в боевой биографии И. А. Плиева. О его ратных делах поведали нам повести и рассказы писателей, мемуары видных военачальников и книги воспоминаний самого генерала. Но я все-таки не удержусь от того, чтобы не привести здесь мнение о генерале Плиеве выдающегося советского полководца Маршала Советского Союза Александра Ми­хайловича Василевского: "Исса Александрович Плиев в ходе воины показал себя настоящим героем, мастером ошеломляющих врага рейдов, храбрейшим комдивом, комкором, командующим конно-механизированной группы. Он всюду поражал своим мастерством и смелостью маневра, умело и твердо управлял механизированными и кавалерийскими войсками. И все-таки главное в полководческом ис­кусстве Плиева не личная храбрость, не умение управлять войсками, а то, что он один из первых в свое время понял новые возможности конно-механизированной группы. Конница, соединенная с танками, приобрела исключительно большую роль в наступательных операци­ях, требовавших высокой мобильности и динамичности. И эти воз­можности Плиевым были использованы с потрясающим эффектом".

Лучше этого не скажешь!

О сотнях людей рассказал в своей книге "Наши земляки – герои Сталинграда" Л. Б. Богуславский, но, пожалуй, особенно впечатляет его повествование о курсантах, которые прибыли в город на Волге летом 1942 года, в дни тяжелых боев. На Сталинградский фронт курсанты 1-го Орджоникидзевского пехотного училища были откомандированы под командованием полковника И. Я. Лаврентьева и полкового комиссара Г. Г. Бурдина. Здесь, в Сталинграде, она стали бойцами и командирами стрелкового полка 64-й армии.

Бойцов курсантских полков отличала хорошая подготовка – ведь это были будущие офицеры, еще в мирное время выбравшие профессию защитников своей страны. Физически отлично подготовленные, прекрасно владеющие стрелковым оружием, связанные совместной учебой, остро чувствовавшие локоть товарища, бойцы орджоникидзевских курсантских полков с ходу вступили в бой. Они должны были отвлечь на себя часть сил гитлеровцев, наступавших на Сталинград. Курсанты и командиры воевали грамотно и дерзко. Полк бросали в район самых опасных очагов, и часто, вступая в неравный бой, он выходил победителем.

Линия фронта претерпевала самые неожиданные изменения. Так, в какой-то момент фашистское командование повернуло часть своих войск фронтом на север, ослабив на некоторое время натиск на части 62-й и 64-й армий, оборонявших город. А здесь, на северном направлении, вспыхнули жестокие бои.

Курсантская рота старшего лейтенанта Ч. Г. Гадзалова, отразив многократные атаки гитлеровцев, стремительным броском ворвалась во вражеские траншеи. В рукопашном бою нашли свою смерть немало фашистов.

"Кто сам не испытал рукопашный бой, тот не может себе представить, что значит встретиться лицом к лицу с врагом, сильным, умелым, жестоким, когда напрягаются в один комок мышцы и нервы, когда перед тобой точно такой же сгусток мышц и нервов, и доли секунды решают: кто кого. Рукопашная – это когда в ход идет все – от пули, штыка и приклада до ножей, кулаков, зубов. Рукопашная – это когда ты перед собой видишь полуобезумевшие белые глаза, перекошенные в ярости лица, хлещущие кровью рты, разможженные головы и зияющие рваные раны. И едва все это успеваешь фиксировать. На осмысление времени нет. Или ты – врага, или он – тебя, а от этого зависит: или мы – их, или они – нас. Но нужно, чтобы мы – их. И главный героизм не в том, чтобы пасть на поле боя, а в том, чтобы победить. Вот чем руководствовались курсанты роты Гадзалова, как и все солдаты Сталинградской битвы", – писал Л. Б. Богуславский.

Жестокие схватки пришлось выдержать роте Чермена Гадзалова севернее Сталинграда. Во время обороны района хутора Чаусовский перед фронтом роты появились конные разъезды, которые были сня­ты передовым охранением. По документам было установлено, что это были румыны. А на рассвете следующего дня два полка ру­мынской кавалерии, подняв невыразимо дикий крик, пошли в атаку на позиции Гадзалова.

Личный состав первого батальона и его третьей роты под командо­ванием Гадзалова проявили исключительное хладнокровие и выдерж­ку. Подпустив конников до прицельного выстрела, они открыли ура­ганный огонь. Конный строй дрогнул, стал отходить, неся большие потери. Через час атака возобновилась. Курсанты открыли по кавале­рии противника шквальный огонь и вновь нанесли ей значительный урон.

На следующий день рота Гадзалова с соседними частями заняла обо­рону у реки Чаусово. Противник установил против курсантских под­разделений орудия и пулеметы, которые щедро поливали огнем наши позиции, затем погнал в наступление румынских солдат. Наши подразделения встретили врага мощным огнем, и румыны повернули вспять. Тогда немцы открыли стрельбу по отступающим румынам. Используя эту ситуацию, курсанты добавили огня, в результате румынские части, очутившиеся в буквальном смысле в клещах, были полностью уничто­жены. Это, конечно, парадокс. Но на фронте и такое бывает.

Леонида Борисовича интересовали судьбы защитников. Он старал­ся рассказать о каждом герое. О себе скромно умалчивал, хотя его служба в Сталинграде была очень важной и непростой.

Вся грудь в орденах... Так принято говорить о таких людях, как Леонид Борисович.

Много времени прошло после вой­ны. Свыше тридцати лет Леонид Борисович Богуславский жил и трудился в нашей республике. Север­ную Осетию он считал второй родиной. Ведь немало сил и труда вложено в то, чтобы жизнь наших земляков сделать удобнее, интерес­нее. Леонид Борисович много строил. Эта справка о многом расска­жет. Составлена она в связи с 50-летием трудовой деятельности Бо­гуславского. Он награжден и правительственными наградами. Вот только одна выдержка из справки: "За досрочное выполнение плана строительства автодороги на территории Северной Осетии Указом Президиума Верховного Совета СО АССР награжден Почетной гра­мотой Президиума Верховного Совета СО АССР... На всех участках работы в системе строительства проявлял высокую работоспособ­ность, принципиальность, трудолюбие..."

* * *

Я долго листала рукопись Леонида Борисовича. В ней память о тех, кто не вернулся, в ней рассказы о наших земляках. Я читала все это и думала. О человеческом пути, об активном отношении к тому, что нас окружает. Вот и теперь вспоминается одна из страниц, напи­санных Л. Богуславским: "Верно говорят: пока бьется сердце, чело­век должен трудиться. Идешь по земле и своими глазами видишь, как окружает тебя сделанное людьми с твоим участием. Гостиница "Владикавказ", птицефабрика и многое другое. Думаю и не понимаю: как бы жил без труда? Ведь весь смысл жизни в нем! Чем силен человек? Что дает ему возможность обрести чувство собственного достоинства, энергию, творческий стимул? Все тот же труд. Ему, одному ему моя великая благодарность".

Человек жил… Человек живет в своих замечательных делах… Человек будет жить!

Комментарий к фотографии
Автор: Мария Панкратова
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика