Как и по всему Советскому Союзу, в июне 1941 года в Синдзикауской средней школе был выпускной вечер для тринадцати выпускников, которые закончили ее в тот год. Директор Александр Темурциевич Гапбаев торжественно произнес напутственную речь. А завуч Григорий Данилович Хутяев пошутил: "Хотя наш выпуск маленький – всего тринадцать человек, у ребят большое будущее. Наша отличница Акулина Загалова, конечно, будет врачом, а Зина Гадзаова и Зивера Гамахарова – будущие учителя. А вам, ребята, – завуч улыбнулся, – смотрите, какие орлы: Борнаф Мамукаев, Борис Марзоев, Алихан Магкаев, Наваг Цопанов, вам тоже карты в руки…"
Но судьба распорядилась по-своему. На следующий день, 22 июня, рано утром нацистская Германия вероломно напала на Советский Союз, началась Великая Отечественная война, самая страшная в истории человечества, унесшая десятки миллионов человеческих жизней. Герой данного очерка – один из тех тринадцати выпускников синдзикауской школы Наваг Цопанов, который не остался в стороне, пройдя войну от Кавказа до Берлина.
Летом-осенью 1941 года Наваг Цопанов, несмотря на то что еще не был призван в Красную армию, уже помогал – со своими сверстниками и односельчанами участвовал в строительстве военного аэродрома на западной окраине Дигоры. Долго не пришлось ждать повестки. В декабре 1941 года, когда бои шли уже за Москву и Ростов-на-Дону, как военнообязанный Дигорским РВК Наваг Харитонович был призван в ряды Красной армии. Из Осетии новобранцев отправили в Дагестан для прохождения военной подготовки, зачислив вместе со школьным учителем Тазе Петровичем Дзилиховым в 239-й артиллерийский полк. После подготовки, погрузив в вагоны, отправили в Краснодарский край, откуда переправили через Керченский пролив в Крым, где полк занял оборону у железнодорожной станции Семиколодец.
Как и любой боец, Наваг Цопанов тоже запомнил свой первый бой, который произошел на крымской земле. "Ранним зимним утром 1942 года загрохотала артиллерийская канонада. Комбат, оценив обстановку, поставил перед нами задачу, а потом поднялся во весь рост и крикнул: "За Родину!" Мы с винтовками с примкнутыми трехгранными штыками, несмотря на шквальный огонь, пошли за своим командиром в атаку. Несмотря на большие потери, нам удалось выбить немцев из занятых ими позиций, захватив при этом несколько минометов, которые мы между собой прозвали "ванюшами". Были и у нас потери. Горестно было видеть, как лежат твои боевые товарищи, с которыми еще вчера общался, делился, о чем-то мечтал, а теперь их нет в живых, и тебе их приходится хоронить. Война – это очень страшно…" – вспоминал Наваг Харитонович.
Это был первый, но не последний бой для красноармейца Цопанова. Бойцы дивизии удерживали до мая 1942 года занятые с тяжелыми потерями позиции на Керченском полуострове, пока немцы не начали новое крупное наступление. Пришлось отходить, оставляя с трудом занятые позиции. Переправляться через Керченский пролив пришлось, кто как мог... Цопанов попал в небольшую лодку, где уже сидели несколько бойцов. Ночью в темноте пришлось грести веслами и по компасу и звездам определять маршрут на восток. Утром пристали к берегу у станицы Тамань. Здесь командование отобрало наиболее боеспособных бойцов и отправило под Тбилиси, где Навага Цопанова зачислили разведчиком в 808-й стрелковый полк. Из Тбилиси полк перебросили в Сухуми, а оттуда – в горы, где создавалась реальная угроза выхода немцев в Закавказье, так как им удалось захватить некоторые горные перевалы и даже перейти на территорию Абхазии. Подразделение, где воевал Наваг Цопанов, заняло оборону у села Псху, к которому подошли немцы. Здесь, в горах Абхазии, развернулись не такие крупные, как в Сталинграде или под Орджоникидзе, сражения, но важные в стратегическом плане бои, так как, выйдя к Сухуми, немцы создавали реальную угрозу для Черноморского флота и Закавказья, а следовательно, бакинской нефти, к которой они рвались. Сложность боев заключалась в том, что они использовали специальные подразделения – горных егерей, которые были обучены и оснащены для ведения боевых действий в горной местности, чего не скажешь о наших бойцах и командирах, большинство из которых никогда вообще не были и в горах. Однако немцам это не помогло, они столкнулись со стойкостью наших бойцов, готовых в любых условиях сражаться с врагом и стоять насмерть. Среди этих бесстрашных был наш земляк, разведчик Наваг Цопанов.
После провала планов немцев прорваться в Закавказье Красная армия взяла инициативу на всем этом южном участке советско-германского фронта и перешла в наступление. Наваг Цопанов принимал участие в изгнании немцев с Северного Кавказа, Кубани, Дона, из Донбасса. Затем в составе 889-го артиллерийского полка принимал участие в освобождении Украины, в частности, Киева, Польши, боях на территории Германии и везде показывал образцы мужества и храбрости. Под городом Радомышлем (Житомирская область) немцам удалось окружить 889-й артиллерийский полк. С большими потерями, но все же ему удалось вырваться из окружения.
В первые два года войны ни о каких наградах и думать не приходилось, так как инициатива была в основном на стороне немцев. Все изменилось после Сталинградской битвы, особенно – Битвы на Курской дуге, и форсирования Днепра, когда благодаря боевому духу и умению воевать инициатива перешла к Красной армии, погнавшей немецких оккупантов на запад.
Первой боевой наградой Навага Цопанова была медаль "За отвагу", которой награждали исключительно за боевые заслуги.
В районе Радомышля с 7 по 12 декабря 1943 года благодаря разведчику Цопанову, который под артиллерийским огнем противника обнаружил вражеские позиции, были уничтожены 2 артиллерийские батареи, 4 станковых пулемета, 2 ручных пулемета и до 2 взводов живой силы.
Приказом командира 328-й стрелковой дивизии подполковника Бирюкова 02/н от 12 января 1944 года разведчик штабной батареи 889-го артиллерийского полка Наваг Цопанов был награжден орденом Красной Звезды. Это была первая, но не последняя награда разведчика Цопанова.
В боях за Боркендорф (ныне – территория Польши) разведчик штабной батареи 889-го артиллерийского полка Наваг, находясь в боевых порядках стрелковых подразделений, обнаружил 1 станковый и 2 ручных пулемета противника, мешавших продвижению пехоты, которые были уничтожены артиллерией. Тем самым было обеспечено продвижение пехоты.
В бою за Штиббе, находясь на наблюдательном пункте командира полка, Цопанов обнаружил 1 самоходное орудие, 2 станковых пулемета, 1 ручной пулемет, расставленные в каменных зданиях, огнем которых противник не давал возможности для наступления наших подразделений полка. Наваг передал командиру дивизиона координаты, огневые средства противника были уничтожены.
Приказом командира 328-й стрелковой дивизии гвардии полковника Павловского 027/н от 17 февраля 1945 года разведчик штабной батареи 889-го артиллерийского полка Наваг Цопанов был награжден орденом Красной Звезды.
В победную весну 45-го бои не стихли, наоборот, немцы, предчувствуя близкий крах, стали еще яростнее сражаться на своей территории и особенно за Берлин.
В этих тяжелых боях и Наваг Цопанов с 15 апреля 1945 года все время находился в боевых порядках стрелковых подразделений. В период подготовки к прорыву обороны на западном берегу Одера обнаружил в районе Карлсбеве 2 станковых пулемета, которые огнем нашей артиллерии были уничтожены.
В боях за город Вришен 18 апреля 1945 года разведчик обнаружил бронетранспортер с мелкокалиберной зенитной пушкой, которая также была уничтожена огнем нашей артиллерии.
Особо отличился Цопанов в операции по уничтожению немецкой группировки, стремившейся прорваться из окруженного Берлина на западном направлении. Цопанов огнем из своего автомата уничтожил несколько солдат противника и захватил 12 в плен, в том числе полковника…
Победу гвардии разведчик Наваг Цопанов встретил в столице поверженной Германии городе Берлине, во взятии которого отличился, и приказом командира 328-й стрелковой Варшавской Краснознаменной дивизии 088/н от 13 мая 1945 года гвардии полковника Павловского был награжден орденом Славы III степени.
Помимо трех боевых наград – орденов Красной Звезды и Славы III степени, медали "За отвагу" – Наваг Цопанов был награжден медалями "За оборону Кавказа", "За взятие Берлина", "За победу над Германией". В 1985 году, к 40-летию Победы, к наградам добавилась еще одна – орден Отечественной войны II степени. Имел десять благодарностей от Верховного Главнокомандующего товарища Сталина. После Великой Отечественной войны продолжил службу в рядах Вооруженных сил СССР в городах Великие Луки, Архангельск, Молотовск (Северодвинск). В марте 1947 года демобилизовался и вернулся в Осетию. Окончив Северо-Осетинский пединститут, работал учителем географии, затем до выхода на пенсию – директором родной Синдзикауской школы, которая сейчас носит имя первого директора Александра Темурциевича Гапбаева.
Таков боевой путь разведчика Навага Цопанова, с которым я познакомился в 2010 году, когда мы, поисковики, навещали ветеранов войны-учителей. Тогда он расспросил меня, как принято у осетин, и сразу сказал о наших родственных связях. Его супруга Раиса Борисовна (Бушкаевна) Зангиева, с которой они прожили почти 45 лет, и мой дед были в четвертом колене родства – из ардонских Зангиевых, вышедших из Урсдона, а туда, в свою очередь, переселились из Верхнего Мизура (Алагирское ущелье).
Наваг Цопанов оставил после себя не только доброе имя защитника Родины и педагога, учившего детей знаниям и самое главное – жизни, но и прекрасных наследников, у которых на самом высоком уровне – патриотизм, почитание старших и памяти предков. С сыном Аланом, долгое время проработавшем в органах МВД, близко знаком и хорошо общаемся не один год. Внук Урузмаг, еще учась в школе, активно принимал участие в проводимых нами мероприятиях. В нынешнем году познакомился еще с одним поколением Цопановых. В День Победы, 9 Мая, перед тем как поехать в высокогорную Камунту, откуда родом также Цопановы, в Дигоре встретился с Аланом Цопановым, который специально привез из Владикавказа свою внучку Киру (дочка Азамата), ей доверили пронести портрет своего прадеда, воина и учителя Навага Харитоновича Цопанова, что она с гордостью и сделала в шествии "Бессмертного полка".
Вот так надо воспитывать в своих младших патриотизм и преемственность поколений, и семья Навага во многом – пример для этого. Хочу поделиться небольшим отрывком из школьного сочинения внука Навага Урузмага Цопанова, который сейчас сам уже отец: "Мой дедушка Наваг Харитонович Цопанов – один из тех, кто отважно защищал Родину в сороковые-пороховые. Я знаю о героических подвигах людей военного поколения не только из книг и фильмов, но и по его живым рассказам. Он ушел на фронт сразу после выпускного вечера. Вчерашние школьники в одночасье превратились в суровых мужчин…"
Уходят годы, уходит время, а с ними – и эпоха ветеранов, эпоха настоящих героев, и все меньше и меньше среди нас остается тех, кто не жалел ни сил, ни жизни для Победы, для нашего будущего.
...Активного участника Великой Отечественной войны, кавалера боевых наград гвардии разведчика Навага Харитоновича Цопанова, которому 18 декабря исполнилось бы 100 лет, не стало 29 мая 2014 года. Его похоронили со всеми воинскими почестями на кладбище родного села Синдзикау.
Тимур КАРДАНОВ
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30