Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Знак качества: готовы ли к нему учебники?

"Главная сложность подготовки современных педагогов в том, что при нынешних темпах изменения всех сторон жизни людей может получиться, что мы будем по определению готовить специалистов с запаздыванием к потребностям общества", – один из тезисов, который прозвучал на совещании, поднимающем актуальные вопросы образовательной системы. В обсуждении приняли участие как федеральные эксперты, так и представители регионального образования.

Уйти от "косметического ремонта" к капитальной реконструкции, пересмотрев ряд фундаментальных подходов к ключевым вопросам – пожалуй, именно так должна выглядеть модернизация отечественного образования на современном этапе. Поэтапные изменения, с одной стороны, дают импульсы для каких-то динамичных колебаний, с другой – их глубины недостаточно, чтобы стать катализаторами качественных преобразований.

Понимание сложившейся ситуации в системе есть как у федерального центра, так и у регионов. Именно поэтому было важно объединить стороны на одной дискуссионной площадке. Ею стало совещание комиссии Экспертного совета по вопросам государственной регламентации образовательной деятельности при Комитете Государственной думы по просвещению под руководством первого зампредседателя думского комитета Михаила Берулавы. Как известно, членом комиссии является кандидат исторических наук, человек с большим опытом работы в социальной сфере Рита Фидарова. В режиме ВКС на базе СОГУ актуальные темы обсудили представители образовательных ведомств, вузов и ссузов республики.

"Для меня было важно собрать людей, по-настоящему неравнодушных к настоящему и будущему нашей образовательной системы. И отдельное спасибо ректору СОГУ Алану Огоеву, который включен в проблематику и предоставил площадку для нашего мероприятия. Все, о чем было сказано на совещании, нужно суметь преломить на нашу Северную Осетию и наметить траекторию, по которой мы будем двигаться и работать внутри региона, – отметила Рита Зелимхановна. – Прошедшее мероприятие – это лишь возможность услышать друг друга и понять, что мы готовы сообща решать существующие проблемы".

Подготовка кадров для образования, причем квалифицированных кадров – специалистов, готовых эффективно реализовывать новые ФГОСы, – это болевая точка для любого субъекта России. И это несмотря на то, что в стране работают различные программы по поддержке педагогов и стимулирующие их профессиональное развитие.

"Один из принципиальных вопросов, влияющих не только на содержание, но и на всю систему педагогического образования, звучит так: "Кто является заказчиком подготовки педагогов для современной школы?". Все более актуален тезис, что школа должна решать, какой учитель им нужен, – с таким посылом в своем докладе выступил президент Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, доктор физико-математических наук, профессор, академик Геннадий Бордовский. – Например, недавно в Российской академии образования рассматривалась проблема "Школа как источник трансформации педагогического образования в современных социокультурных условиях". Видится такая дилемма: "Школа должна определять, какой педагог ей нужен, или система педагогического образования должна определять облик современной школы". Проще говоря, требуется выяснить, кто кого должен учить и развивать. Я являюсь убежденным сторонником того, что именно педагог должен формировать образ современной школы и быть способным развивать ее в условиях быстро меняющегося современного мира. Иначе может наступить деградация уже всего общества".

К слову о деградации. Одним из способов ее предотвращения может и должен стать тщательный и конструктивный подход к выбору учебной литературы для школьников. В связи с этим особую актуальность приобретает второй обсуждаемый на совещании вопрос – о проведении экспертизы учебников с целью формирования федерального перечня допущенных к использованию.

Здесь, с одной стороны, мы имеем факт об исключении из списка более 1000 учебников, не соответствующих ФГОС, с другой – остро стоит необходимость появления качественных учебников, которые бы решали сразу несколько ключевых миссий, включая образовательную. В частности, это касается учебников истории и географии, на которые обратил внимание и президент страны Владимир Путин.

И тут, конечно, логично задать вопрос: почему все эти годы наши дети занимались по книгам, к содержанию которых есть немало вопросов, и как проводилась та самая экспертиза учебников? Примечательно, что и на эту проблему обратили внимание и уже внедряются кардинально новые подходы в экспертной работе.

"Вводится шкала количественных оценок по критериям экспертизы и порядок включения учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий в федеральный перечень, – пояснил в своем выступлении советник при ректорате СПБ академии постдипломного педагогического образования, доктор педагогических наук, профессор Александр Горшков. – Вводятся требования к квалификации, профилю научно-педагогической деятельности, опыту работы экспертов, привлекаемых уполномоченной и экспертной организацией к проведению экспертизы учебника. Определены требования к отбору экспертной организации. Соблюдение этих требований при отборе экспертов – условие квалифицированной экспертизы".

И это более чем своевременное решение. "Если мы говорим об унификации школьного образования и введении единых образовательных программ, то нам нужен прочный фундамент в виде надежных по своему содержанию и подаче материала учебников", – подчеркивает Рита Фидарова. Солидарны с ней и другие участники совещания. "Качество экспертизы учебников, по которым все педагоги Российской Федерации обучают детей, – это тема, которую давно нужно было затронуть. Несоответствие требованиям ФГОС, наличие ошибок, которые недопустимы в учебно-методических материалах и пособиях, – неудивительно, что в отношении этих учебников приняты серьезные решения по их исключению из федерального перечня, – отметила ректор СОРИПКРО Людмила Исакова. – Также поставлен вопрос об установлении ответственности экспертов за некачественно проведенную работу. Все сказанное вселяет надежду на то, что новое поколение учебников будет более высокого качества, а значит, и качество нашего образования возрастет".

Стоит отметить, что в ходе обсуждения представителями Северной Осетии было внесено значимое предложение: прежде, чем учебники будут рекомендованы к применению, они должны пройти апробацию непосредственно в школе. Иначе вся масштабная работа потеряет свой смысл.

Прошедшее совещание стало своего рода толчком для очередного витка позитивных перемен: когда ты находишься в кругу единомышленников, то двигаться к чему-то новому гораздо легче. "И используя уже полученный опыт и изучив механизм работы комиссии экспертного совета, хотелось бы и в республике – при муниципалитетах и парламенте – создать аналогичную структуру, которая бы объединила корифеев образования", – выдвинула инициативу Рита Фидарова, еще раз обозначив, что в повышении качества образования должна быть общая заинтересованность.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика